Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство .

Содержание

Введение
Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества
Понятие и основные принципы правового государства
Возникновение и развитие идеи о правовом государстве

Глава 2. Социальное государство как этап правового государства:
2.1. Сущность и модели социального государства
2.2. Россия: путь к социальному государству.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.26 Кб (Скачать)

            План

                                     Содержание

Введение

Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества

    1. Понятие и основные принципы правового государства
    2. Возникновение и развитие идеи о правовом государстве
 

Глава 2. Социальное государство как этап правового  государства:

2.1. Сущность  и модели социального государства

2.2. Россия: путь  к социальному государству. 

Заключение

Приложения

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Правовое государство  как показатель демократизации общества 

1.1. Понятие и основные принципы правового государства 

      Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических  организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство1. Это единая организация политической власти, которая распространяется на все население, специальные аппараты власти, управления и принуждения. На мой взгляд, словосочетание «правовое государство» может показаться некорректным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права.

      Правовым государством считается такое государство, где господствует право. Такое государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями2.

      Сущность  правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных организаций действующему праву.

       Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование происходило в политической борьбе общества против произвола государственной власти, ее вмешательства в частную и общественную жизнь, против установления авторитарных и тоталитарных политических режимов3.

      Первым принципом правового государства является гражданское общество, в котором существуют автономные, суверенные, свободные личности, равные друг другу и обладающие частной собственностью на условия своей жизнедеятельности. Эти личности объединены правом, которое сформировалось в процессе естественно - исторического развития.

     Государство является средством обеспечения  условий для нормальной жизнедеятельности  людей путем решения их общих  дел государственной властью.  Не человек существует для государства, а государство существует для  человека. Статья 2 Декларации прав человека и гражданина, принятой учредительным  собранием Франции 28 августа 1789 года, указывает, что «цель каждого  политического сообщества есть охрана естественных неотчуждаемых прав человека и гражданина».4  Декларация прав 1993г. (ст.1) провозгласила: «Цель общества есть общее благо. Правительство установлено, чтобы гарантировать человеку пользование его естественными и неотчуждаемыми правами».5

      Эти положения вошли в конституции северо-американских штатов 1776-1777гг, в первую французскую конституцию 1791г. и входят в основополагающие акты большинства демократических государств современности.

      Второй принцип правового государства заключается в том, что государство, являясь продуктом общества, подчиняется праву, верховенство которого постоянно декларируется. Без правового равенства государства и гражданина не могут существовать ни право, ни правовое государство. Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов: право неразрывно связано с человеком, и государство не единственный источник права: оно лишь оформляет и облекает в правовую норму требования и волеизъявления народа, выраженные через референдумы. Кроме того, право возникло раньше и носит  более естественный характер, чем государство. Таким образом, приоритет права обозначает рассмотрение всех вопросов общественной жизни с позиций закона, соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость), формально-регулятивных ценностей (равенство всех перед законом, нормативность), наличие в государстве необходимых для выражения  действия права форм и процедур (конституции, законы, материальные и процессуальные гарантии)6.

      Конституция является основным законом государства. В ней сформулированы  правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее в государстве законодательство. Никакой другой правовой акт государства не имеет права противоречить конституции. Поэтому правовое государство - это прежде всего конституционное государство, что создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правопорядка в обществе.

      Следующим принципом правового государства является реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за человеком определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. В случае нарушения данного права государством человек имеет право обратиться за  судебной защитой. В этих  условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится  всеобщим масштабом и равной мерой свободы. «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено, и наоборот. Все, что не дозволено власти, ей запрещено»,- такова формула права свободы.

     Правовой характер свободы гражданина проявляется в различных сферах общественной жизни. Это его право  на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, право на социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах своего государства и т.д.

       Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.  Государство, определяя в законах меру свободы личности, в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином7. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписание и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти также является одним из принципов правового государства: она обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата), ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любых уровней за невыполнение своих обязательств перед конкретными субъектами права.

     На таких же правовых началах  строится ответственность  личности  перед государством. Применение  государственного принуждения в  отношении личности должно носить  правовой характер, не нарушать  меру свободы личности, соответствовать  тяжести совершенного правонарушения.

      Соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчужденность естественных прав человека в правовом государстве.

      Основным принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой  - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного  с правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции8.

       Законодательная власть обладает верховенством, так как она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внешней и внутренней политики государства и определяет его правовую организацию и формы деятельности судебной и исполнительной властей.     Принимаемые законодательной властью законы имеют высшую юридическую силу, что придает общеобязательный характер нормам права. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютный характер: пределы ее действия ограничены принципами права человека, идеями свободы и справедливости. Законодательная власть находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие закона действующей в государстве конституции9.

      Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственно реализацией правовых норм, принятых законодателем. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права и обязанности граждан и организаций.

      Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действуя на началах законности. Она подотчетна и ответственна перед представительными органами государственной власти.. В правовом государстве каждый гражданин имеет право обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке10.

      Судебная власть охраняет право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей деятельности суд руководствуется только законом. Конституции гарантируют независимость и законность правосудия. Суд не может присвоить себе законодательные функции или функции исполнительные, но он осуществляет организационно-правовой контроль за нормативными актами всех ветвей власти11.

     В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане  можно говорить о необходимости  постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с  образцами беспристрастности и  справедливости12.

     Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

     Следующий принцип правового государства  состоит в том, что предметом  судебного рассмотрения может стать  не только юридический спор, но и  сам закон, на основе которого возникший  спор должен решаться. Сегодняшняя  французская юридическая доктрина выступает за передачу функции контроля за соответствием действующих законов  конституции обычным судам.

      Ш.Монтескье, развивая идею о разделении властей, писал еще в 18 веке: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».13

       Таким образом, принципы правового  государства препятствуют узурпации  власти государственным аппаратом  и способствуют значению формулы:  государство-слуга народа. 

1.2. Возникновение и развитие идеи о правовом государстве 

      Проблема правового государства всегда волновала передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Идея создания правового государства постоянно находилась в поле зрения историков, философов, юристов, которые пытались найти разумную, справедливую организацию общества и государственной власти.

     Идея  правового государства впервые  возникла в эпоху античности. Древнегреческие  философы Платон и Аристотель последовательно  отстаивали мысль о том, что государственность  возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней  Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало  господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать  любые решения вплоть до казни  гражданина по произвольным основаниям.

Информация о работе Правовое и социальное государство