Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство .

Содержание

Введение
Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества
Понятие и основные принципы правового государства
Возникновение и развитие идеи о правовом государстве

Глава 2. Социальное государство как этап правового государства:
2.1. Сущность и модели социального государства
2.2. Россия: путь к социальному государству.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.26 Кб (Скачать)

     Впервые принципы правового государства  были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана  сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан  перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства  и гражданского общества, а его  падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений  было не очень эффективным, императоры стояли выше закона. Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить14.

     Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI-XIII веках, а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах15.

      Древние мыслители Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Платон пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственностью. «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия и насилия, обманом, но те, которые умели править»16,- считал Сократ. Общество должно функционировать гармонично, разумна и справедлива лишь та политическая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

     Рост  производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в период перехода к феодализму и  развития феодального общества изменили политические и правовые учения в  Западной Европе.

     В эпоху перехода от феодализма к капитализму  решающее значение приобретают проблемы политическом власти и её формально  равной для всех правовой организации  в виде упорядоченной системы  разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению  социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение  нового восходящего класса требовало  утверждения новых представлений  о свободе человека посредством  режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях. В этот исторический период политико-правовые идеи развивали Н. Макиавелли и Ж. Боден.

       В своей политико-правовой теории  Н.Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени17.

     Цель  государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для  каждого. Его мало заботили этические вопросы: для него самым главным было выяснить, какими способами  государи могут управлять государством и удерживать над ним власть. «Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Только такими способами можно хорошо управлять государством».18

       При рассмотрении вопроса о государственных формах Маккиавели предпочтение отдавал республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. «Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно» 19 .Наилучшая форма правления, считает Макиавелли, - республика, но государству, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством»20. Смешанную республику Макиавелли считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы.

     Боден определяет государство как правовое управление многими семействами  и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит  в том, чтобы обеспечить права  и свободы21.

     В период ранних буржуазных революций  в разработку концепции правового  государства значительный вклад  внесли политико-правовые идеи таких  философов-мыслителей, как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Из этих политико-правовых учений мы выделим наиболее важные положения в правовом государстве.

     Гроций  был первым выдающимся теоретиком школы  естественного права. Правовые институты  феодализма Гроций считал противоречащими  природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех22. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

     Так же как и у Гроция, у Дидро  государственная власть возникает  как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения  интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. «Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти»23. Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

     Среди первых, кто дал теоретическое  обоснование правового государства, был Спиноза. Будучи связано законами государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что «государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных»24.

     Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее  он разработал ряд прогрессивных  политико-правовых идей о господстве права в общественной жизни, которые  впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу  относится обоснование формального  равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс  рассматривал как право делать все  то, что не запрещено законом , и  тем самым закончил теоретические  основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

     В политико-правовой трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека»25.Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».

      Эпоха Просвещения – это время  ранних буржуазных революций,  провозглашавших идеи равенства  и свободы. Ш.Монтескье – блестящий  юрист и политический мыслитель  развил идею правового государства,  положив в ее основу принцип  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную.

      Монтескье считал, что в «государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода  может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть…Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».26 Политико-правовые идеи Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Идея правового государства была воплощена Т.Джеферсоном в «Декларации независимости США»: существуют  неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых и создается государство. Права человека были включены в Декларацию, что для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

     Автор «Декларации Независимости США» Т.Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что «все люди равны от рождения и наделены создателем неотчуждаемыми правами человека, для обеспечения которых создается государство»27.

     С политико-правовым обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину28. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

     Согласно  политико-правовым взглядам Гегеля, государство - это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи и общества». Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества29. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни»30.

     Ценность  гегелевских политико-правовых идей на правовое государство состоит  в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль. В целом вся вся  гегелевская концепция правового  государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти31.

     К.Маркс и Ф.Энгельс развили дальше политико-правовые идеи Гегеля о разграничении гражданского общества и государства ( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). К.Маркс и Ф.Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории». К. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение К. Маркса, в котором он выразил идею правового государства: «Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный»32.

     «Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Ирвинга, Пауэлла, Еллинека и др. и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. Большинство ученых-юристов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества»33.

Информация о работе Правовое и социальное государство