Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство .

Содержание

Введение
Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества
Понятие и основные принципы правового государства
Возникновение и развитие идеи о правовом государстве

Глава 2. Социальное государство как этап правового государства:
2.1. Сущность и модели социального государства
2.2. Россия: путь к социальному государству.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.26 Кб (Скачать)

       Концепцию правового государства разрабатывали и другие прогрессивные политики и социологи – Паун, Ориу, Спенсер, которые считали, что «правовая государственность имеет лишь место там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность: лишь при господстве права процветает в государстве национальное благосостояние, торговля и промыслы. развертываются присущие народу нравственные силы»34.

     В России   идеи правовой государственности  начали формироваться в первой половине 18 в., когда И.Посошков написал свою книгу «О скудости и богатстве». Идеи правового государства развивали  Радищев, декабристы. М.Сперанский. Политико-правовые идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства35.

     Чаще  всего речь шла о республиканской  форме правления, о конституции, о праве участия народа в делах  государства. Идеи конституционализма были необходимым условием  для  построения правового государства  в России: оно предполагает  господство права во всех сферах государственности, отрицает всякий абсолютизм, произвол властей и бесправие подвластных. Конституционализм как идея и  реалия в истории российского  государства прошел долгий и сложный  путь. Его подготовка началась в  период Александра I, но по сути дела первой конституцией России можно считать Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906г. Эти акты впервые в России даровали свободу совести, слова, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов – идея правового государства получила новый импульс. Царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. объявлял:

      «1).Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы и на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов. 2). Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе те классы населения, которые лишены избирательных прав… 3).Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действенного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от  Нас властей».36

     Рассмотрим в качестве примера основные идеи и принципы правового государства с точки зрения известного русского юриста конца 19-начала 20 в. Г.Ф. Шершевича . Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

     «1.Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении.

     2.Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

     3.Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы»37.

     Реальные  гарантии правовой государственности  Шершевич Г.В. видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола «...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения»38.

       Однако в послеоктябрьский период  в России идеи правового государства  были искажены и исключены  из реальной жизни. Власть была  сосредоточена в руках партийно-государственного  аппарата, а отрыв этой власти  от народа привели к отрицанию   в теории и на практике правовой  организации общественной жизни  и привели  страну к  тоталитаризму.  Тоталитарный режим Сталина и   авторитарный режим Хрущева и  Брежнева  превратили право в  карательный орган, а теория  правового государства была объявлена  вредной для социализма. Был нарушен  самый главный принцип правого  государства – принцип разделения  властей: партийно-бюрократический  аппарат социалистического государства  сосредоточил в своих руках  всю полноту власти – и законодательную,  и исполнительную, и судебную.

         Для России путь к правовому  государству был тяжелым и  длинным. Процесс возвращения  в Россию идей правового государства  начался в конце ХХ века. Этому  способствовали многие факторы:  начался процесс разгосударствления  собственности, была ликвидирована  однопартийная система, были реформированы  судебные органы и т.д.

     12 декабря 1993г. была принята  новая Конституция Российской  Федерации, которая ознаменовала  новый этап развития и реализации  правовой государственности России.  

     Таким образом, мы видим, что правовое государство -  это реальное воплощение принципов законности и идей социальной справедливости. Главное для правового государства - законность; стремление оградить человека от произвола и мелочной опеки со стороны государства; гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. идеи правового государства начали складываться еще в глубокой древности и прошли длительный путь  своего исторического развития. Принципы правового государства препятствуют узурпации власти государственным аппаратом и способствуют значению формулы: государство - слуга народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Социальное государство как этап правового государства 

2.1. Сущность и модели  социального государства 

     Социальное государство - государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Такое государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту слабых слоев (инвалидов, безработных, нетрудоспособных и др.) .

      Цели социального государства достигаются не только методами социальной политики.  Социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу предпринимателей, поощрять индивидуальную инициативу предпринимателей участвовать в проведении социальных программ.  Государство должно бороться  не против богатства, а против нищеты, оно поощряет социальную функции частной собственности.

      Сегодня имеет место  создание необратимой  законодательной и  административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа  всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (демократов, либералов, консерваторов и др.).

       Формирование  социального  государства  явилось  результатом объективного  исторического  процесса,  в  ходе  которого  происходили качественные  изменения функциональной  направленности  государства,  его общественного  предназначения  и  способов  взаимодействия  с  обществом. Истоки  социального  потенциала  государства  обнаруживаются  в  самой  его  природе,  связанной  с  обеспечением  всеобщности  в  сложно дифференцированном,  иерархизированном,  полииндивидуализированном обществе39.

     Государство социально ориентировано уже  в своем генезисе, изначально формируется  как  институт социального компромисса. Миссией  государства в обществе является обеспечение его существования  в условиях баланса,  компромисса  множества  однопорядковых  и  иерархизированных индивидуальных  и групповых интересов.  Такая  миссия  по своей природе социальна, так как она связана с созданием  условий для достижения общих  целей  и  сохранения  коллективных  форм  человеческого  бытия  при  обеспечении  индивидуальной  свободы  и  реализации  индивидуального  потенциала каждого40

     Существенный  потенциал социальности, заложенный в государственных формах  организации  общества,  в  ходе  его  исторического  развития, сопровождавшегося   усложнением  общественных  процессов,   оказался  все более  востребованным  и  к  началу  ХХ  столетия  постепенно  обрел доминирующий  характер  в  форме  социального  государства.

       Анализ процессов становления  социального  государства свидетельствует  о  том, что постепенная трансформация   государства в виде поэтапных   преобразований со  временем   привела  к  изменениям  фундаментального  характера, затронувшим  основы  функционирования  государства   и  изменивших  его предназначение  в  обществе41.  Позиция полного невмешательства государства  в  общественные  процессы,  в  сферу  регулирования  социальных отношений  сменилась  новой  формой  организации  государства,  в соответствии  с  которой  его  основной  целью   стало  обеспечение  достойных условий жизни и  благосостояния всех членов общества за счет расширения социальных  функций  посредством  использования  множества  рычагов воздействия  на  социально-экономическую  сферу42.  С помощью мер регулирующего воздействия,  поддерживающих  частную инициативу  и ответственность граждан,  социальное  государство создает условия для обеспечения справедливости  в сочетании частных интересов   и интересов всего общества через механизмы рынка, не допуская  высокого  социального расслоения общества и сильных разрывов в   уровне жизни граждан. В процессе  формирования  социального государства,  происходившего  в контексте базовых социо–структурных изменений,    постепенно отрабатывались  и закреплялись  основные  формы государственного вмешательства (правовое  и финансовое регулирование,  перераспределение общественных  ресурсов  и    производство  социальных  услуг).

     Институционализировались  способы  и  механизмы  регулирования  социальных отношений, среди которых: перераспределение и регулирование  доходов  и  заработной  платы;  регулирование  занятости  и  безработицы;  поддержка  частной  инициативы  и  малого  предпринимательства;  развитие обязательного  социального  страхования,  систем  социального  обеспечения и помощи  малоимущим  и  нетрудоспособным,  систем  пенсионного обеспечения,  государственных  систем  образования и здравоохранения43.

     Современный  арсенал  социальных  функций  государства,  уровень организационно–правовых  форм,  обеспечивающих  их  реализацию,   масштабы   и  результаты  регулирующего  воздействия  социального государства  на  общество,   позволяют  определить  его  как  закономерный результирующий  этап  глобальной социальной трансформации  и как особый тип  высокоразвитого  государства,  берущего  на  себя  максимальную ответственность  за  социальные  процессы  в  обществе   и  его   развитие44. Занимая одно  из  главных мест  в системе   регулирования социальных отношений,  такое государство становится  основным  актором социальных процессов и активным макросубъектом социетальной социальной политики. Определяя  базовые  параметры  и  систему  координат  политики  социальное государство  создает  условия  для    гармонизации  отношений  между государственными,  общественными  институтами  и  индивидуальными гражданами45.

     Множественность  конкретно-исторических  моделей  социального государства,  активизирующиеся  тенденции  децентрализации   деятельности государственных  институтов  и  мультипликации   субъектов  социальной политики   свидетельствуют  об  устойчивой  жизнеспособности  социального государства  на  неопределенную  перспективу. 

     Становление современных форм и моделей государственной  социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями  индустриализации их экономик и регламентации  общественного устройства. До этого  периода, государственная власть, придерживаясь  в основном принципов либерализма  и индивидуализма, не предпринимала  активных действий, за исключением  предоставления некоторых видов  гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным  служащим.

     Исторически значимый шаг был сделан в конце  ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального  страхования для работающих в  промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.). Модель социального государства Бисмарка предусматривает:

Информация о работе Правовое и социальное государство