Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа
Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство .
Введение
Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества
Понятие и основные принципы правового государства
Возникновение и развитие идеи о правовом государстве
Глава 2. Социальное государство как этап правового государства:
2.1. Сущность и модели социального государства
2.2. Россия: путь к социальному государству.
Заключение
Приложения
Список литературы
Особенность
социальной политики промышленно развитых
странах заключается в том, что
она направлена не просто на защиту
человека от социальных рисков (утраты
дохода в связи с болезнью, инвалидностью
и старостью), но и на недопущение
резкого материального и
В
последние 40-50 лет объем выполняемых
государством социальных функций заметно
расширился за счет предоставления государством
таких социальных услуг населению,
как обеспечение занятости, социальный
патронаж, формирование жизненной среды
для инвалидов, реализация программ
реабилитации отдельных социальных
групп, государственные программы
поддержки и создания необходимых
жизненных условий для
В докладе ЕС (1993 г.) «Социальная защита в Европе» отмечается, что сегодня под угрозой оказывается одна из основополагающих догм государства всеобщего благосостояния, связанная с универсальностью пособий. В этой связи усиливается внимание к целенаправленному предоставлению пособий наиболее нуждающимся56.
В
качестве мер корректировки социальной
политики во многих странах развернулся
поиск новых соотношений
2.2.
Россия: путь к социальному
государству
После
1917 г. классовый подход к проблемам
социальной справедливости привнес
новые элементы в понимание сущности
государственной социальной политики,
распределения и
Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений партийно-государственный аппарат осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).
Перемены
в экономике, произошедшие после
распада СССР, проявились и в социальной
политике. Главное – системы
Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Вместо этого предполагается:
- формирование
рынка социальных услуг с
- повышение качества данных услуг;
- снижение издержек на их производство;
- изменение
модели социальной защиты от
превалирующей социальной
Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.
Перечислим основы проводимой на сегодняшний день в России социальной политики. Так, защита от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от инфляции является индексация доходов, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального уровня. Детям, инвалидам и некоторым другим категориям граждан выплачиваются ежемесячные пособия. Вместе с тем существует неопределенность в определении доли бесплатных услуг, финансируемых государством58.
Если в советское время государство проводило достаточно серьезную социальную политику, то в постсоветской России произошла социальная катастрофа: ее составляющими стали падение жизненного уровня обесценивание честного труда, рост социального неравенства, распространение бедности, массовая детская беспризорность. массовая безработица. К концу ХХ в. средний уровень жизни упал в 7 раз и более, а зарплата в 10 раз ниже, чем в индустриально развитых странах59.
Согласно прогнозам
С началом серьезных
Результат
вхождения России в рыночную экономику
– сотни тысяч распавшихся
семей, миллионы детей стали никому
не нужны и были предоставлены
сами себе, а это привело к росту
пьянства, наркомании, проституции
среди несовершеннолетних. Сотни
тысяч детей стали
Социальное неравенство в России, стремительно возникший разрыв между тонким слоем богатых и обнищанием большинства населения выступает как производная не общего благосостояния (как, например, в Китае), а по причине распространения бедности. В 2008 году официально люди с прожиточным уровнем ниже среднего составляли 24% . а 23 % едва сводили концы с концами. И только 1 % по данным общественных опросов не испытывали проблем с деньгами.61
Показателем социальной катастрофы стала массовая безработица, которая и сегодня остается серьезной социальной проблемой. По прогнозам Минтруда РФ в 2010 г., в краткосрочной перспективе количество официально зарегистрированных безработных будет расти.
Результатом социальной
Россия переживает сегодня эпидемию СПИДа, хотя в индустриально развитых странах показатели по СПИДу заметно снизились. СПИД в нашей стране превратился в мощный фактор депопуляции: при неблагоприятном развитии этой проблемы к 2011г. средняя продолжительность жизни в стране может снизиться до 56 лет.62
Разрушились жизненные ценности, традиционные для России: социологические опросы сегодня показывают, что свыше 50% молодежи в России признают, что главным в их жизни являются деньги. Россия сегодня является страной с низким уровнем патриотического сознания общества. Таким образом, мы видим, что социальное положение российских граждан находится на более низком уровне, чем граждан других стран Европы и мира. Поэтому сегодня Президент РФ с разработкой социальных программ отдает предпочтение решению самых острых социальных проблем. Заявление Президента РФ я расцениваю как поворот государственной власти к началу строительства в нашей стране социального государства.
Такая
концепция социального
Сегодня имеет место создание необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (демократов, либералов, консерваторов и др.).
Такая концепция социального государства на практике значительно ослабит социальную напряженность в гражданском обществе, снизит деструктивную активность левого радикализма, который в последние годы набирает в России силу. В ходе проведения социальной политики в России на спад пошла забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже порой нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов стало неуклонно повышаться.
В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7 Конституции РФ). Конечно, это слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является достойная жизнь. Однако ч.2 ст.7 Конституции РФ дает некоторую расшифровку социальных обязанностей государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение
государственной поддержки
- развитие системы социальных служб;
- установление
государственных пенсий и
-иные гарантии социальной защиты63.