Правовая культура: понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовой культуры как теоретико-правового феномена

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 5 -
1.1Понятие правовой культуры - 5 -
1.2 Структура правовой культуры - 12 -
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 22 -
2.1 Деформации правовой культуры - 22 -
2.2 Задачи правовой культуры на современном этапе развития - 32 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 35 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 37 -

Работа содержит 1 файл

FW11.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

      Каковы  же причины появления и развития правового нигилизма в российском обществе? Вот некоторые из них: особенности  исторического развития; самодержавный, деспотический характер власти; крепостное право; недостаточно развитые демократические  и правовые традиции; распространённость неправовых способов решения споров; репрессивный характер права на протяжении, как дореволюционной эпохи, так  и советского времени; трудности  современного переходного периода; несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий; несовершенство правовой системы и др. А. Ослунд18, утверждает, что российское право не укоренилось достаточно прочным образом, несмотря на то, что было принято множество законов и все правовые учреждения подверглись существенному переустройству, так как всегда существовал конфликт интересов - реально необходимых на тот момент группе с доминирующим экономическим интересом (в момент перестройки - номенклатуре) и провозглашаемых (идея правового государства противоречила самой сути деятельности номенклатуры).

      Столкновение  элементов разных правовых культур  мы наблюдаем сегодня в России. В принципе нигилистическое сознание - объективное явление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся  коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы  без особого воодушевления воспринимают масштабные перемены и потрясения, особенно если они сопровождаются весьма существенным снижением уровня жизни.

     Современный российский правовой нигилизм имеет  ряд характерных признаков:

  • широкая распространённость и повсеместность; 
  • многообразие форм проявления (бытовые и на высшем государственном уровне; открыто и тайно);
  • высокая степень агрессивности и неподконтрольности;
  • слияние правового нигилизма с различными формами социальных и иных протестов (например: перекрытие железных дорог);
  • усиление правового нигилизма нигилизмом других сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);
  • эстетизация правового нигилизма.

    Помимо  причин, порожденных мгновенным отказом  от сложившихся десятилетиями "социалистических" устоев и переходом к классическому  капитализму с жестокими рыночными  законами, - таких причин, как социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, влекущих за собой морально-психологическое  напряжение в обществе, правовой нигилизм в России провоцируется подчас и  не поддающимися логическому объяснению действиями властей. Когда государство  само пренебрегает правом или использует его только как средство подавления индивидуальной воли, странно надеяться  на то, что народ будет действовать  в рамках закона, будет положительно оценивать его суть. Строящиеся вертикально  отношения в обществе, когда "верхи" концентрируют на себе права, а на "низы" возлагаются только лишь обязанности по выполнению распоряжений "верхов", не могут привести ни к устойчивому общественному  согласию, ни к легитимизации новых  правовых установлений, что только и является основой для воспроизводства  положительного правосознания и  поддержки самим обществом правомерного поведения19.

     Но, несмотря на всю сложность ситуации, многоаспектность явления правового  нигилизма с ним необходимо бороться, необходимо сдерживать его развитие, распространение с помощью таких  методов, как убеждение, поощрение, принуждение и наказание.

    Наряду  с правовым нигилизмом существует такое  своеобразное явление как правовой идеализм. Правовой идеализм – это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписывается то, что оно не в состоянии дать обществу.20

    Проявления правового идеализма, как и правового нигилизма разнообразны. Укажем наиболее основные формы. Во-первых, это создание таких норм, которые будут регулировать правовые отношения, не возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо к неправильной “работе” актов или вообще к их неисполнению.

    Вторая  форма проявления правового идеализма  заключается в отсутствии реального  механизма для реализации юридической  нормы. Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или  нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании  общественные отношения в итоге  лишь указаны законодателем как  существующие, но не опосредованы правом.

    Третья  форма состоит в недоучете  тех экономических, политических, социально-психологических  условий, в которых будут реализовываться  принятые юридические нормы. Законодатель при создании юридической нормы  должен учитывать все условия  среды, где будет работать данная норма. Должен посмотреть, как создавались  подобные нормы до него в этом государстве, посмотреть опыт в данной сфере законодателей  других стран, посмотреть научные достижения и наработки по данной сфере правового регулирования. И на основе этого создать такую норму, которая будет реально действовать.

     Причины распространения идеализма в  российском обществе: особенности исторического  развития, самодержавно-деспотический  характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; историческое всемогущество государства (и подчиненного ему права); идеализация жизни  западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную  почву; неразвитое и деформирование правосознание; юридическое невежество; дефицит политико-правовой культуры и др.

    Правовой  идеализм также опасен, как и правовой нигилизм и, несмотря на то, что суть этих явлений прямо противоположна, основные пути борьбы с ними схожи.

     Ещё одной формой деформации правовой культуры является правовая демагогия. Правовая демагогия представляет собой юридически значимое воздействие на чувства, знания и действия людей (греч. dеmagogia, от demos – народ и ago – веду). Она связана с обманом в определённых целях, “с активным влиянием” на сознание, разум и деятельность лиц, представляющих интерес для демагога. Правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путём различных форм ложного одностороннего либо грубо извращённого представления правовой деятельности для достижения собственных порочных корыстных целей. Субъектами правовой демагогии являются отдельные лица или организации, участвующие в политико-правовой деятельности.

     Существуют  особые формы проявления правовой демагогии, например: требование, принять нормативно-правовой акт по предмету, который не может  быть объектом юридической регуляции; предложение отменить научно обоснованный и эффективный нормативно-правовой акт, который является обременительным для определённой части граждан, но в целом необходим отдельному государству или всему мировому сообществу; сугубо эмоциональная критика конституции и иных законов государства; обвинение того или иного известного деятеля, должностного лица, влиятельной организации в совершении тяжкого преступления без предоставления достаточных реальных доказательств; предложение о необходимости “сотрудничества” власти и мафии и мн. др.

     В рамках данного вопроса выделяют также такие понятия как:

  • правовой дилетантизм – имеет место тогда, когда лицо или организация вольно обращается с текстом закона либо с оценками юридической практики, но не в силу корыстных целей, а от незнания или небрежного отношения к юридическим ценностям;
  • юридический фетишизм – выступает лишь средством правовой демагогии и представляет собой гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-политических и др. средств;
  • популизм – это не демагогия, а объединение различных социальных сил с различными политическими и религиозными убеждениями, выражающее совокупность очень широких общих интересов, направленное против общего врага, играющее на нуждах и потребностях;
  • правовой цинизм – крайнее проявление правовой демагогии; проявление её наиболее вызывающих форм. 

2.2 Задачи правовой культуры на современном этапе развития

 

    Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить  надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства»21. Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, принципы семейного права), межотраслевые (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону - принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основные (конституционные). Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, способствует переходу правовых знаний в убеждения.

    Во-вторых, создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права. Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок,  их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами правовое поведение  основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан. Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.

      В-третьих, обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.

    В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело  за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

    В-пятых, активизировать правовое поведение. От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.

         Повышение уровня правовой культуры  общества предполагает работу  с гражданами, качественное преподавание  права в вузах и других учебных  заведениях юридического профиля,  надлежащее кадровое обеспечение  юридических учреждений, законодательных,  исполнительных и правоохранительных  органов. Не стоит думать, что вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно.  Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.

    Развитость  и совершенство государственного аппарата — показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным  лицам, участвующим в правотворческой  деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе  органов власти, так и среди  населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических  процедур при правотворчестве. В  центре политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, «в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок»22. Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказывается на уровне культуры в целом, включая и политическую  и нравственную.

 

    

Заключение

 

    Правовая  культура — необходимое условие  сознательного осуществления гражданином  своего долга перед обществом, что  способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления  граждан являются предпосылками  укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство.

Информация о работе Правовая культура: понятие, структура, виды