Правовая культура: понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовой культуры как теоретико-правового феномена

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 5 -
1.1Понятие правовой культуры - 5 -
1.2 Структура правовой культуры - 12 -
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 22 -
2.1 Деформации правовой культуры - 22 -
2.2 Задачи правовой культуры на современном этапе развития - 32 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 35 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 37 -

Работа содержит 1 файл

FW11.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

    Правовая  культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. 

    Но  правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя  не только идеологические и психологические элементы, но и  юридически значимое поведение.

    Вторым  важным фактором, определяющим правовую культуру, является уровень развития правовой деятельности. Правовая культура общества  во многом зависит от  качества развития правотворческой  деятельности по созданию законодательной  основы жизни общества.

    Правотворчество и правоприменение компетентными  органами требуют достаточно высокий  теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь  вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических  принципов. Правоприменение, «властная  деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование  общественных отношений на основе закона с целью его реализации»1, является важным фактором формирования правовой культуры общества.  Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя.

    От  правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно  зависит правовая культура. При осуществление  правотворчества должны соблюдаться  принципы: законности, научности, демократизма, системности.

    Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

  • наличие сильной юридической науки;
  • качественное преподавание юридических дисциплин в учебных  заведениях;
  • вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;
  • высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
  • соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
  • развитость и совершенство государственного аппарата;
  • авторитет суда, как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
  • наличие гарантий независимости судебной власти;
  • демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
  • высокое качество правоприменительной деятельности.

    В-третьих, правовую культуру определяет степень  совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и  закрепляется право данного общества. По мнению профессора Корельского, это высший уровень правовой культуры11.

    Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким  и обязательно опубликован в  доступном для населения источнике. Система законодательства,  основой  которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод  об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его  культуры в целом. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому  законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и  т. д12.». Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.

    На  данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых  законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек  не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как  излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет  права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его  нарушению.

    О совершенстве системы нормативно-правовых актов можно судить по:

  • наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
  • соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных) – законам;
  • чёткой иерархии нормативно-правовых актов;
  • высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

    Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены  между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые  научными знаниями, используют в своей  работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь  соблюдают юридическую обязанность  и используют субъективные права.

    Но  как отмечает А.П. Семитко: «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как  нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание  может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах –  правовых актах».13 

 

Глава II. Проблемы и задачи правовой культуры.

2.1 Деформации правовой  культуры

 

    При всестороннем изучении правовой культуры, нельзя обойти вниманием деформации правовой культуры.

    Одной из наиболее распространённых форм деформации правовой культуры является правовой нигилизм. Термин “нигилизм” (от латинского nihil – ничто) в широком смысле означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и пр. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и так далее, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике. Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений (отчуждение общества от права), активное отрицание права, его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. 14

    Придерживаясь понимания правового нигилизма  как феномена культуры, следует согласиться  с позицией И.Д. Невважая. С его  точки зрения, правовой нигилизм можно  объяснить подспудным социокультурным  несоответствием между требованиями, предъявляемыми актуальной правовой культурой, и архетипическими в своей  основе представлениями о праве  и о правовом. Из этого противостояния вытекает общее негативное отношение  к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре. В таком случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, так и естественно-правовому типу правовой культуры. Если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности, либо не находит то, что соответствует ее системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки иного типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нереализованности собственного понимания права15.

    Существуют  и формы выражения правового нигилизма, по которым можно определить существует в данном государстве правовой нигилизм или нет.

    Первая  форма выражения правового нигилизма  – это прямые нарушения действующих  законов и иных правовых актов. Это  самая явная форма проявления правового нигилизма. Прежде всего, сюда следует отнести уголовно наказуемые деяния, а также гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Но стоит  отметить, что некоторые проступки  не являются проявлением правого  нигилизма, такие как причинение вреда здоровью по неосторожности и  другие. Так же надо отметить при  правовом нигилизме ощущается массовость нарушения законов, не только уголовных, но и других.

    Вторая  форма связана с повсеместным и массовым неисполнением и несоблюдением  юридических предписаний, когда  субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят  свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать  но “своим правилам”. Неисполняемость  же законов - признак бессилия власти. Неподчинение законам причиняет  не меньший урон обществу, чем их прямое нарушение. Законы легко обходят, блокируют, с ними не считаются. При  этом закон для многих стал весьма условным понятием. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого  и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей безответственности.

    Третья  форма проявления правового нигилизма  связана с государственным аппаратом, в частности с законодательными органами разных уровней. И состоит  в издании противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов, которые  как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая  понапрасну свою силу. Нередко подзаконные  акты становятся «выше» законов. Вводимые в большом количестве юридические  нормы не стыкуются, плохо синхронизированы, сталкиваются. В то же время имеются  значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Образуются так  называемые правовые пустоты, вакуумы, пробелы. Все это вместе взятое создает  правовую сумятицу, неразбериху, войну  законов, за которой стоит война  властей.

    Четвертая форма заключается в конфронтации исполнительной и представительной структур. Когда представители законодательной  и исполнительной власти по средствам  права пытаются выяснять отношения, тем самым разочаровывают население. Это проявляется как на федеральном, так и региональном (местном) уровне.

    Пятая форма проявляется в нарушении  и несоблюдении прав и свобод человека. Нарушение или несоблюдение прав человека, особенно таких, как право  на жизнь, честь, достоинство, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок в обществе, оградить людей  от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного  отношения к нему, а вызывает лишь раздражение. Человек перестает  ценить, уважать, почитать право, так  как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В  таких условиях даже у законопослушных  граждан вырабатывается юридический  нигилизм. Признание и конституционное  закрепление естественных прав человека не сопровождается пока адекватными  мерами по их упрочению и практическому  воплощению в жизнь. А невозможность  осуществить свое право порождает  у личности отчуждение от него, правовую разочарованность, скепсис. Между тем  давно подмечено: идея прав человека отнюдь не противоречит идее сильной  полиции.

    Правовой  нигилизм можно классифицировать по формам выражения связанным с  государственным аппаратом или  нет. Так можно выделить правовой нигилизм, проявляющийся в рамках государственного аппарата. К нему можно присоединить «войну законов», противостояние исполнительной и представительной власти. И правовой нигилизм, не связанный  с органами государственной власти, т.е. в основном распространяется в  народе и проявляется в нарушении  законов, неисполнение предписаний  законов и другие.

    Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая  часть правосознания, которая резко  критически, отрицательно относится  к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность - это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества.

      Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях:

  1. теоретический нигилизм – учёные и пр. доказывают, что существуют ценности гораздо более важные, чем право;
  2. практический нигилизм – непосредственная реализация взглядов и учений на практике.

      К сожалению, правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры населения  как его (правового нигилизма) следствие - закоренелая традиция российского  общества16, самым негативным образом отражающаяся и влияющая как на самооценку каждого конкретного человека, его самоуважение, так и, следовательно, социальную активность, культурные потребности личности, осознание возможностей своего развития. Выборочные исследования показывают, что примерно три четверти взрослого населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями17.

Информация о работе Правовая культура: понятие, структура, виды