Правовая культура: понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовой культуры как теоретико-правового феномена

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 5 -
1.1Понятие правовой культуры - 5 -
1.2 Структура правовой культуры - 12 -
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 22 -
2.1 Деформации правовой культуры - 22 -
2.2 Задачи правовой культуры на современном этапе развития - 32 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 35 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 37 -

Работа содержит 1 файл

FW11.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

      Групповая правовая культура  – это уровень и степень  правовой образованности, правового  воспитания того или иного  класса, общественного слоя, особых социальных групп.

    Правовая  культура населения – это уровень  правосознания и правовой активности всего населения, степень прогрессивности  юридических норм и юридической  деятельности.

    Оценивая  правовую культуру важно обращать внимание на  уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого  можно выделить следующие уровни правовой культуры:

  1. Обыденный уровень – для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;
  2. Профессиональный уровень – присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;
  3. Теоретический (научный) уровень – представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

    Эти уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны  между собой.

    В науке6 существует мнение, что во всемирно-историческом масштабе прогрессивное развитие идет от социо-центристского к персоноцентристскому типу правовой культуры, когда личность становится высшей ценностью и все государственно-правовые механизмы и институты нацелены на обеспечение ее интересов в сочетании с интересами общественного целого. Однако такой вывод можно считать в целом обоснованным лишь применительно к государствам, проводящим политику либерально-демократической направленности, ориентирующейся на права и свободы человека (значительная часть мира живет по иным канонам, в том числе базирующимся, например, на исламской концепции прав человека, в основе которой лежат обязанности человека, среди которых основное значение придается подчинению власти). Правовая система России, вне всяких сомнений, основана на принципе персоноцентризма. Это прямо провозглашает ст. 2 Конституции РФ, согласно которой: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". 
 
 

 

1.2 Структура правовой  культуры

 

    Наиболее  полно рассмотреть сущность правовой культуры можно путем последовательной характеристики ее элементов.

    В первую очередь  правовую культуру определяет степень развитости правосознания  населения. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения».1

    Правосознание – это отношение людей к  праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне).

    Правосознание по своей структуре, по внутреннему  строению представляет собой сложное  образование, в котором можно  выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает  как целостное явление.

    Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о  праве. Это систематизированное  научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии  отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических  знаний. Содержание правовой идеологии  обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями.7

    Правовая  психология выражает психическое отношение  к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

  • общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
  • психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
  • представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
  • чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
  • способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

    Правовая  психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого  или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д8. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений.

Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное  восприятие права, которое может  быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего  осознание права выступает как  обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

    Правовая  психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий  жизни. Причем реакция на различные  правовые явления вырабатываются у  человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и  условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими  людьми. Правовая психология не поднимается  до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в  сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология. 

    В качестве составного элемента правосознания  можно выделить правовую мораль. Это  представления людей о действующем  праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в  том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции  этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность. 

    Именно  через правовую мораль чаще всего  психологические и идеологические элементы правосознания приобретают  характер установки к определенному  образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования  в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям. 

    В формировании правовой культуры личности большую роль играют правовые эмоции9. В них выражаются окрашенные в чувственно-личностные тона взгляды на правовое регулирование, юридическую практику, их оценка. Эта своеобразная форма отражения действительности выражает, можно сказать, субъективное отношение личности к праву, к соответствию или несоответствию в нем идеалов. Развитие правового чувства может и должно происходить в системе комплексного формирования других социальных чувств индивида. Ученые обращают внимание на особую роль при этом чувства гражданина страны, приходя к верному выводу о том, что процесс правового образования должен строиться с учетом принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в известных международных документах.

      О том, что право не лишено нравственности, заявляли многие правоведы. Но право  сквозь призму эстетических норм - это  малоизученная область познания10. Обратим внимание на тот факт, что право содержит в себе многие элементы искусства. Эстетическая сущность права раскрывает все его многообразие, позволяет увидеть право не только в качестве совокупности юридических норм, воплощенных в виде законов и других нормативных актов, подлежащих обязательному соблюдению, но и как способ формирования духовных ценностей. Право наделено своей особой красотой, которая выражается как в виде этических, религиозных, моральных основ, так и в форме эстетических ценностей. Эстетика в праве выражается через содержательную и внешнюю форму. Содержательный компонент включает в себя наличие таких фундаментальных требований к праву, как законность, справедливость, патриотизм. Внешняя форма эстетики в праве выражена через музыку (гимн), образ (герб, флаг), одежду (форменная одежда работников правоохранительных органов), архитектуру, литературу. Эффективность изучения права через эстетику заключается в бессознательности положительного влияния. Культурная ценность правовой эстетики заключается в признании государством тех законодательно закрепленных произведений, которые составляют культурное ядро народа. Сообразуясь с системой образования, правовая эстетика способна не только раскрыть творческий потенциал отдельной личности, но и (что самое главное для распространения правовой культуры) укрепить уважение к своему государству, развить понимание отдельных правовых явлений через объяснение символических образов права.

    В своем движении к практике правосознание  выступает одновременно и той, и  другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля над деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля. 

    Уместно показать отличие и взаимосвязь  правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий  набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное  целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые  воспринимает субъект. Правовая идеология  – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта  субъекта. Правовая психология более  продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует  на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется  время.

    Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет  неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются  без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы  правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают  активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

    В структуру правосознания иногда включают поведенческий элемент. Это  определённая готовность субъекта к  совершению каких-либо действий, как  правомерных, так и противоправных, основанная на правовой психологии и  идеологии.

    Правосознание можно классифицировать по следующим  субъектам:

  1. индивидуальное правосознание – это личное отношение человека к праву;
  2. групповое правосознание – это отношение к праву групп, коллективов и т. п.;
  3. общественное – это правосознание всего общества.

    И по уровню:

  1. обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;
  2. профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);
  3. научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.

    Уровень развития правового сознания населения  должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми  понятиями и явлениями у них  вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий  уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а  также навыков и умений, которые  способствуют разрешению сложных ситуаций.

Информация о работе Правовая культура: понятие, структура, виды