Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:41, курсовая работа
Право предназначено для регулирования общественных отношений, без чего оно теряет свой социальный смысл. Для эффективного выполнения общественной функции права существует совокупность приемов, методов и средств реализации права.
Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение. Для наиболее полного исследования указанного предмета встает необходимость:
Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;
Назвать основные признаки и принципы правоприменения;
Охарактеризовать стадии применения права;
Определить виды правоприменительных актов;
Раскрыть особенности толкования норм права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Понятие и признаки правоприменительной деятельности……………….........................................................................5
ГЛАВА 2 Основные принципы и стадии применения права…………………………………………………………………………….10
ГЛАВА 3 Правоприменительные акты: виды и их отличия от нормативных актов…………………………………………………16
ГЛАВА 4 Толкование правовых норм в процессе их применения……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..34
Другой вариант возможного несоответствия текстового выражения содержанию нормы права заключается в том, что буква закона может быть уже лишена его логического смысла. В этом случае говорят о необходимости и даже неизбежности использования метода расширительного толкования нормы права. Например, мы читаем в ст.29 (ч.5) Конституции РФ, что «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Невольно встает вопрос: а как быть с цензурой, в частности, научной информации, которая далеко не всегда может иметь массовый характер? Из практики реализации данной статьи Конституции известно, что она распространяется на гораздо более широкую сферу общественных отношений, чем это указано в ней. Смысловое значение и содержание нормы права в данном случае значительно шире, чем ее текстовое выражение.
Обобщая все сказанное о
Толкование
– разъяснение представляет собой
совокупность выработанных государственными
органами, общественными организациями
и гражданами рекомендаций и пояснений,
направленных на раскрытие подлинного
смысла и содержания закона и его норм.
В отличие от толкования – уяснении толкование
– разъяснение «работает» не «для себя»,
а «для других». Оно не имеет обязательного
характера по отношению к каждому закону
или каждой норме. Необходимость в нем
возникает лишь тогда, когда в процессе
толкования – уяснения обнаруживаются
в содержании закона или норм неясности,
«нестыковки» либо противоречия.
В зависимости от юридических последствий, которые наступают в результате толкования – разъяснения, его подразделяют на два вида: официальное и неофициальное.
Особенность официального толкования – разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер.23Для исполнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обязательным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием. Основная цель официального толкования – разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения.
В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно – правовой акт, официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное толкование. Эти виды различаются не только в зависимости от особенности государственных органов, производящих толкование, их места и роли в структуре государственного аппарата, но и от различной силы принимаемых при этом актов толкования.
Аутентичное толкование осуществляется теми же органами, которые издают подвергаемый толкованию нормативно – правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт толкования издается для разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых. Акт аутентичного толкования облекается, как правило, в ту же внешнюю форму и наделяется такой же юридической силой, как и сам толкуемый акт.
Особенность официального, легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий. Последние органы могут иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования обладают обязательной силой лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.
Неофициальное толкование – разъяснение осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов – юристов, отдельными гражданами. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера, и не влекут за собой, каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно – правовых актов.
Среди различных видов
В Древнем Риме
и ряде других государств доктринальное
толкование, равно как и другие
виды неофициального толкования, в
частности консультативная
В современном мире доктринальному толкованию придается гораздо меньшее значение. Тем не менее, оно существует, применяется в разных странах и играет в их правовых системах определенную теоретическую и практическую роль.
При рассмотрении различных
Особенность казуального
толкования заключается в том, что
оно применяется лишь в связи
с рассмотрением конкретного
дела (казуса). Его необходимость
возникает, в частности, тогда, когда
нижестоящие
Наиболее распространенными
Рассматривая различные формы официального и неофициального толкования, которые используются преимущественно в процессе правоприменения, следует заметить, что они имеют немаловажное значение и для процесса правотворчества. Нельзя упускать из виду то обстоятельство, что для подготовки и издания нового нормативного правового акта, и в первую очередь закона, необходимо знать не только подлинную волю законодателя, закрепленную в том или ином акте, но и логическую связь принимаемого акта со всеми иными, тесно связанными с ним актами.
Называя процесс «выяснения
процесса правотворчества, поэтому «к нему следует прибегать, прежде всего».
Помимо всего
прочего необходимость его
Таким образом, изучив правовые аспекты и научные положения, касающиеся применения права, я сделала следующие выводы.
1.Значительная
часть правоотношений может
2.Характерная
особенность правоприменения
3.Потребность
в правоприменении как особой
стадии механизма правового
4.Правоприменительная
деятельность, то есть вторжение
государства в действующие
5.Правоприменительная
деятельность осуществляется в
строгом соответствии с
6.Акты применения
права, или
правовым актам,
и одновременно принципиально отличаются
от них, имеют свое лицо, свою специфику
как самостоятельный элемент
механизма правового
7.Что касается
толкования правовых норм, то
под ними понимается
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М.,1987.
Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т., Т.2.-М.: «Юридическая литература», 1981.
Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М.,1976.
Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. №3
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. 1898
Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
Лазарев
В.В. Эффективность
Малько А.В. Теория государства и права: учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2010.
Малько А.В. Основы государства и права: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009.