Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:41, курсовая работа
Право предназначено для регулирования общественных отношений, без чего оно теряет свой социальный смысл. Для эффективного выполнения общественной функции права существует совокупность приемов, методов и средств реализации права.
Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение. Для наиболее полного исследования указанного предмета встает необходимость:
Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;
Назвать основные признаки и принципы правоприменения;
Охарактеризовать стадии применения права;
Определить виды правоприменительных актов;
Раскрыть особенности толкования норм права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Понятие и признаки правоприменительной деятельности……………….........................................................................5
ГЛАВА 2 Основные принципы и стадии применения права…………………………………………………………………………….10
ГЛАВА 3 Правоприменительные акты: виды и их отличия от нормативных актов…………………………………………………16
ГЛАВА 4 Толкование правовых норм в процессе их применения……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..34
Применение права отличается сложностью, многоаспектностью.
Главное и определяющее в
На основании социально-политической характеристики раскрывается и другая сторона применения права - его организационный, юридический аспект. С этой стороны применение права выступает в виде правоприменительной деятельности.
Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.
В соответствии
с этим применение права представляет
собой деятельность, осуществляемую
в специальных, законом установленных
формах. В условиях режима социалистической
законности применение права облекается
в процедурно - процессуальные формы,
которые обеспечивают
достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений.6
И так правоприменение – это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.7
ГЛАВА 2 Основные принципы и стадии правоприменительной деятельности.
Правоприменительная деятельность государственных должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности. Социальной справедливости, целесообразности и обоснованности, принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом
плане каждый из этих
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Применение норм права, писал в связи с этим Г.Ф. Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка.8 Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
Принцип
социальной справедливости означает
деятельность правоприменительного органа
и должностного лица в интересах не каких-либо
граждан или групп, а всего общества. Разумеется,
нельзя не считаться с
тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов», и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной» с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.9Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены. Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречие. Суть заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
Раскрывая смысл «резкой
интересов» под влиянием чувства, порождаемого конкретным действием нормы, и во имя активной политики, требующей «согласования с запросами данного момента». Другой принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов во имя разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях».10
При известном расхождении принципов законности и целесообразности возникает определенный «зазор», который позволяет правоприменительному органу самому решать вопрос, с учетом конкретных обстоятельств, о выборе оптимального пути применения данной нормы права, о сочетании принципа законности и принципа целесообразности. У правоприменительного органа, в частности у суда, возникает возможность и необходимость определять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общие требования нормы права со специфическими обстоятельствами процесса ее применения.
Естественно, что в каждом
Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой иной государственный орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.
Процесс правоприменения
осуществляется в
определенной
применения норм права. В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других – шесть, говорят о наличии подстадий и др. Это связанно с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию. Подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата, в то время как другие выделяют эти действия, в качестве самостоятельных стадий исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения.
Указанные различия
в вычленении стадий правоприменения
не носят принципиального
С учетом сказанного можно выделить следующие основные стадии процесса реализации юридических норм в форме их применения:
Иногда выделяют
и рассматривают лишь три стадии
правоприменительной
Разумеется, дело заключается не
в количестве выделяемых
разностороннего познания и совершенствования самого правоприменительного процесса. Рассмотрению проблем, касающихся выделения и изучения различных стадий правоприменительного процесса, посвящена специальная отечественная и зарубежная литература.
Основной смысл ее и все
усилия авторов при этом
Рассмотрим из трех главных названных стадий каждую из них подробнее.
обстоятельства дела, причем не все, а только те, которые имеют юридическое значение, т.е. юридических фактов. Юридические факты могут устанавливаться по-разному, в том числе и с помощью доказательств: свидетельских показаний, документов и т.д.
Одной из важных
самостоятельных проблем, изучаемых
юридической наукой в связи с
исследованием фактических