Правоприменительная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Право предназначено для регулирования общественных отношений, без чего оно теряет свой социальный смысл. Для эффективного выполнения общественной функции права существует совокупность приемов, методов и средств реализации права.
Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение. Для наиболее полного исследования указанного предмета встает необходимость:
Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;
Назвать основные признаки и принципы правоприменения;
Охарактеризовать стадии применения права;
Определить виды правоприменительных актов;
Раскрыть особенности толкования норм права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Понятие и признаки правоприменительной деятельности……………….........................................................................5

ГЛАВА 2 Основные принципы и стадии применения права…………………………………………………………………………….10

ГЛАВА 3 Правоприменительные акты: виды и их отличия от нормативных актов…………………………………………………16

ГЛАВА 4 Толкование правовых норм в процессе их применения……21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТГП.docx

— 75.46 Кб (Скачать)
 

                                   ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Понятие и признаки правоприменительной деятельности……………….........................................................................5

ГЛАВА 2 Основные принципы и стадии применения права…………………………………………………………………………….10

      ГЛАВА 3 Правоприменительные акты: виды и их отличия от    нормативных актов…………………………………………………16

ГЛАВА 4 Толкование правовых норм в процессе их применения……21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..34 
                                                      3

ВВЕДЕНИЕ

Право предназначено  для регулирования общественных отношений, без чего оно теряет свой социальный смысл. Для эффективного выполнения общественной функции права  существует совокупность приемов, методов  и средств реализации права.

     Под реализацией права понимается воплощение в жизнь предписаний правовых норм путем правомерного поведения различных субъектов общественных отношений.

Реализация права  осуществляется всеми субъектами правоотношений. Не только государство является проводником  права в жизнь, но и обычные  граждане жизненно заинтересованы в  реализации права. С помощью различных форм реализации права граждане могут использовать принадлежащие им права, исполнить возложенные на них обязанности, реализовать свои законные интересы.

     Реализация  права осуществляется путем  правомерного поведения, соответствующего предписаниям норм права. Правомерное поведение может осуществляться как путем активных положительных действий, так и путем бездействия-воздержания от неправомерных действий. Любая деятельность, соответствующая правовым предписаниям по своей сути есть проявление реализации права. В противовес этому, любая неправомерная деятельность-это нарушение права.

Наиболее распространенной классификацией форм реализации права  является их деление в зависимости  от характера деятельности субъектов на три вида: соблюдение, исполнение, использование. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют в полном объеме реализовать нормы права. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Такая форма реализации в юриспруденции называется применение права. Она заключается в том, что государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам и лицам. И только в результате такой деятельности происходит конкретизация , а затем и реализация прав и обязанностей.

Применение права  в юридической литературе характеризуется  как особая форма его реализации, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно  обладает рядом специфических особенностей.

                                                        4

Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение. Для наиболее полного исследования указанного предмета встает необходимость:

  1. Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;
  2. Назвать основные признаки и принципы правоприменения;
  3. Охарактеризовать стадии применения права;
  4. Определить виды правоприменительных актов;
  5. Раскрыть особенности толкования норм права.
 
 

 

                                                         5

ГЛАВА 1 Понятие и признаки правоприменительной деятельности.

Правоприменению в отечественной и зарубежной литературе всегда придавалось особое значение. Ибо право само по себе, как подчеркивал Р. Иеринг, «есть  не чистая мысль только, но живая  сила», «право-это неустанная работа, и работа не только государственной власти, но всего народа». Вся жизнь права, «в общем и целом являет то же зрелище безостановочной борьбы и труда целого народа, какое представляет деятельность последнего в области экономического и умственного производства».1

       Огромное поле «безостановочной  борьбы и труда» за реализацию  права находится в сфере правоприменения.

       В юридической литературе сложилось  множество в той или иной  мере различающихся между собой  определений понятия применение права. Нередко применение права понимается как особая форма реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности. Иногда применение права трактуется как властная деятельность органов государства или иных органов по  уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.2

       Эти определения приведены как  иллюстрирующие неоднозначность  и множественность подходов к  понятию «применение права». Нет  необходимости и возможности  перечислять их все. Гораздо  важнее определить общие черты  и особенности правоприменительного  процесса, которые в той или  иной степени отражаются в  различных его определениях и                                                                                                                         

                                                        6

сложившихся о  нем представлениях. Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, на то, что правоприменительная деятельность (в отличие других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица) может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

       В соответствии с Конституцией  и текущим законодательством  России (и других стран) это  могут быть органы законодательной  власти, судебные, прокурорские органы  и органы исполнительной власти, администрация предприятий и  учреждений, должностные лица разных  рангов, общественные органы и  организации по поручению (с  санкции) государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью  заниматься не могут.

Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как  «подведение конкретных бытовых  отношений под абстрактные нормы  права». Исходя из этого, делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права». Однако даже при таком весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же «агенты государственной власти», которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них - суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью» раскрывается процесс применения права».3

        Во-вторых, правоприменение - один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно – властный характер. Это означает, что акты,

                                                        7

издаваемые в  процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой  государственное принуждение.

     Применение права как государственно – властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно – исполнительную и правоохранительную.

Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома.

Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушения в будущем. Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей без использования государственно-властных полномочий.4

        В-третьих, на то, что применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.

        В-четвертых, на то, что правоприменительная деятельность осуществляется в строго определенной последовательности и в соответствии с определенными, общепризнанными принципами.

        

                                                       8

И в-пятых, на то, что правоприменительная деятельность всегда связанна с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта, называемого индивидуальным актом, или актом применения.

Правоприменение используется государством в следующих  случаях:

  1. В правоотношениях, участником которых выступает государственное предприятие, учреждение, государственный орган, обязанные совершить какие-либо действия в пользу конкретного гражданина или иного лица (например, выплачивать пенсию, предоставить внаем жилое помещение, отвести земельный участок для возведения жилого дома и др.). Правоприменительный акт подтверждает наличие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения.
  2. В процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной деятельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структурных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других материальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.
  3. При возникновении спора о существовании каких-либо прав и обязанностей между участниками конкретного правоотношения (например, при разделе имущества между супругами, между участниками гражданского договора, при принятии незаконного решения должностным лицом или государственным органом, между руководителем организации и работником по поводу применения трудового законодательства). Рассматривая подобные дела, государство выступает в роли арбитра, судьи, который низводит право на уровень конкретных отношений и тем самым цивилизованным способом разрешает возникающие в обществе правовые конфликты.
  4. Для определения факта прекращения каких-либо прав и обязанностей у конкретного лица, в том числе и прав, возникших на основе ранее вынесенного акта применения права (например, признание гражданина безвестно отсутствующим, недееспособным, установление факта прекращения трудовых отношений, расторжение брака, ликвидации государственного учреждения и т.д.).

                                                  9

  1. При применении санкции к нарушителю какой-либо нормы права, то есть за совершенное правонарушение. С помощью правоприменения государство решает проблему индивидуализации наказания виновных лиц, приводит назначаемую меру наказания в строгое соответствие с тяжестью совершенного правонарушения и личностью правонарушителя.

Информация о работе Правоприменительная деятельность