- Вынесение
решения по делу. В процессе принятия
решения осуществляется правоприменение
в собственном смысле слова, по отношению
к этой стадии предыдущие стадии являются
подготовительными. При принятии решения
властный субъект реализует свои властные
полномочия, сводя воедино фактическую
и юридическую основы дела, определяя
права конкретных субъектов правоотношения.
Решение по делу сопровождается принятием
(изданием) индивидуального юридического
акта, служащего основанием для возникновения
правоотношения. Правильное и справедливое
решение по делу обеспечивает законность
и объективность государственно-властной
деятельности, охраняет интересы государства
и общества – с одной стороны, а с другой
– охраняет и защищает права граждан.
Ряд авторов
справедливо указывают на существование
четвертой стадии – исполнения
решения по делу. Иногда принятие решения
по конкретному делу автоматически предполагает
его исполнение (например, назначение
наказания на месте совершения правонарушения),
но чаще исполнение осуществляется в специальной
правовой процедуре и происходит в установленный
законом срок после принятия решения.
Выделяют два вида исполнения
решения: добровольное и принудительное.
Добровольное исполнение решения
говорит о самостоятельной деятельности
субъектов общественных отношений
в рамках властного подчинения.
В связи с этим в литературе
указывается, что
16
добровольное
исполнение – это не стадия правоприменения,
а ответная реакция на него со стороны
тех или иных элементов общества.
Но, во избежание путаницы в стадиях,
мы включим его в правоприменительный
процесс, указывая на его особый характер.13
Принудительное
правоприменение состоит в основанной
на законе деятельности властного субъекта
по исполнению решения по делу. Принудительное
исполнение решения происходит, когда
добровольное в силу ряда причин юридического
и фактического характера невозможно,
либо подчиненный субъект отказался добровольно
его исполнять.
На основе вышеизложенного
можно дать развернутое определение:
применение права –
осуществляемая в соответствии
с законом государственно
– властная деятельность
уполномоченных органов
и должностных лиц по
реализации норм права
в рамках разрешения
индивидуально – конкретного
дела с вынесением акта
применения права.
ГЛАВА 3
Правоприменительные
акты: виды и их отличия
от нормативных актов.
Применение права,
являясь особой формой правореализации,
отличается от всех других форм своим
правовым результатом – правоприменительным
актом. Акты применения права издаются
всеми государственными органами и
должностными лицами в процессе непосредственной
реализации властных полномочий.
Акты применения права характеризуются
специфическими признаками:
- Акты
применения права издаются
уполномоченными органами
в пределах их компетенции,
установленной законом.
- Акты
применения права носят
государственно – властный
характер. Они содержат предписание,
обязательное для исполнения всеми, кому
они адресованы. Акты применения права
обеспечиваются принудительной силой
государства.
- Акты
применения права носят
индивидуальный (персонифицированный)
характер. Они адресованы конкретным
субъектам правоотношений, в них индивидуализируются
субъективные права и обязанности граждан,
закрепляется порядок их реализации.
- Акты
применения права имеют
строго определенную
форму.
- Акты применения
права являются юридическими фактами.
Они служат основаниями
возникновения, изменения
и прекращения правоотношений.
На основе данных
признаков можно сформулировать
определение актов применения права.
Акт применения
права – официальное
решение компетентного
органа по конкретному
юридическому делу,
имеющее государственно
– властный характер,
направленное на
регулирование конкретных
общественных отношений.
Акты применения
права значительно отличаются от
нормативно – правовых актов. В юридической
науке выделяют следующие отличия:
- Нормативно
– правовые акты носят общий характер
и направлены на регулирование определенной
группы общественных отношений. Акты применения
права регулируют конкретные общественные
отношения.
- Нормативные
акты адресованы широкому кругу субъектов.
Они регулируют деятельность неопределенного
круга лиц, либо какой – либо группы субъектов
(например, государственных служащих).
Акты применения персонифицированы, адресованы
конкретному физическому или юридическому
лицу.
- Нормативный
правовой акт является источником права.
Он содержит нормы права – общие правила
поведения. Акты применения права реализуют
предписания нормативного акта, выступают
средством претворения в жизнь нормы права.
Правоприменительные акты приспосабливают
нормы права к конкретным жизненным условиям
и обстоятельствам.
- Нормативные
акты рассчитаны на длительное применение.
Они действуют, как правило, до изменения
или отмены издавшими их органами или
вышестоящим властным субъектом. Акты
применения права имеют свойство однократного
применения, после этого они перестают
действовать в связи с достижением цели
их издания или принятия.
Акты применения,
или индивидуальные акты, не являются
источниками права. Они не содержат
в себе каких – либо общих
правил поведения, а лишь применяют
соответствующие нормы права
к конкретному случаю, событию
18
или лицу.14В
отличие от нормативно – правовых актов
индивидуальные акты рассчитаны не на
многократное, а на однократное применение.
Приговор суда, приказ о принятии на работу
или об увольнении, указ о назначении на
должность или награждении имеют не многократное,
а однократное значение, рассчитаны в
установленном законом порядке не на многоразовое,
а на одноразовое применение. Индивидуальные
акты обращены к строго
установленному лицу
или кругу лиц, издаются применительно
к строго определенному
случаю или случаям. Наконец, в отличие
от нормативно – правовых актов, индивидуальные
акты непосредственно влекут за собой
юридические последствия, выступают в
качестве юридических фактов, служат основанием
для возникновения изменения или прекращения
конкретного правоотношения.
Несмотря на существенные различия
между нормативными и правоприменительными
актами, они тесно взаимосвязаны. Акты
применения права всегда издаются на основе
нормативных актов, без них они не нужны.
Правоприменительные акты призваны реализовать
нормативные предписания. Каждый закон
нуждается в механизме реализации, который
обеспечивается путем издания индивидуальных
актов применения права.
Классификация
актов применения права проводятся
по нескольким критериям.
- По
субъектам, издающим правоприменительные
акты, они делятся:
- Акты главы
государства – Президента Российской
Федерации;
- Акты органов
законодательной власти – постановление
Совета Федерации и Государственной Думы;
- Акты органов
исполнительной власти – акты Правительства
РФ, федеральных министерств и иных центральных
органов исполнительной власти, территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти;
- Акты правосудия
– приговоры, решения, постановления,
определения судов;
- Прокурорские
акты – постановления, протесты, представления
прокуроров;
- По
порядку принятия (издания) выделяют
два вида правоприменительных актов:
- Коллегиальные
акты, принимаемые коллегиальными органами,
например Правительством РФ, на заседании
с использованием коллегиальных процедур
(голосования);
- Единоличные
акты, издаваемые руководителем государственного
органа или уполномоченным должностным
лицом;
- По
предмету правового
регулирования правоприменительные
акты подразделяются:
- Конституционно
– правовые акты, они служат основаниями
конституционно – правовым отношениям;
- Административно
– правовые акты;
- Уголовно
– правовые акты;
- Гражданско-правовые
акты.
- По
юридическому характеру акты применения
права делятся на материальные
и процессуальные.
- По правовой
природе акты применения права бывают
следующих видов:
- Основные
акты, которые выражают конечный юридический
результат, например приговор или решение
суда;
- Вспомогательные
акты, осуществляющие подготовительную
функцию, например определение о назначении
рассмотрения дела.
- По форме
правоприменительной деятельности акты
применения права подразделяются:
- Регулятивные
акты, содержащие дозволительное, предписывающее
или рекомендательное решение по конкретному
делу, принятое с целью эффективной реализации
правовых норм;
- Правоохранительные
акты, связанные с реализацией мер государственного
принуждения с целью предупреждения и
пресечения правонарушений и наказания
виновных.
- По форме
внешнего выражения правоприменительные
акты делятся:
- Акты – документы.
Они имеют письменную форму, оформлены
строго в определенном порядке. Акты –
документы имеют различную структуру.
В юридической науке и практике выделены
основные элементы структуры письменных
актов, что позволяет их классифицировать
на следующие виды: а) акты, содержащие
все четыре структурных элемента – вводную,
описательную,
мотивировочную
и резолютивную части (приговор или
решение суда); б) акты, состоящие из
вводной, описательной и резолютивной
частей – следственные и административные
протоколы; в) акты, содержащие вводную
и резолютивную части – разрешения, лицензии.
Письменные акты правоприменения имеют
различные правовые формы – указы, распоряжения,
приказы, приговоры, решения, определения;
- Устные
акты. Они применяются в процессе оперативного
руководства деятельностью государственных
органов (приказы и распоряжения), а также
при действии режима чрезвычайного и военного
положения, в других чрезвычайных ситуациях;
- Конклюдентные
акты. Они представляют собой действия,
которые совершаются посредством определенных
жестов. Например, жесты регулировщика,
регламентирующие порядок движения транспорта
и пешеходов.
- В зависимости
от времени вступления в силу правоприменительные
акты подразделяются:
- Акты, вступающие
в силу немедленно. Все устные акты
и акты оперативного руководства деятельностью
государственного органа вступают в силу
немедленно.
- Акты, вступающие
в силу в установленный законом срок. Например,
решение суда общей юрисдикции по гражданскому
делу вступает в силу через десять дней
после вынесения;
- Акты, вступающие
в силу с даты, указанной в самом акте.
Ряд правоприменительных актов могут
быть «отсроченного» действия, что вызвано
необходимостью унификации правоприменения.
Правоприменение
– это не любой акт проявления
властных полномочий, а особый вид
правовой деятельности государственных
органов по принятию специальных решений
в целях возникновения, изменения или
прекращения конкретных правоотношений.
Правоприменительные акты, воплощенные
в форму письменного документа, подразделяются
на отдельные структурные части. Наиболее
сложные из них состоят из четырех элементов:
вводной, констатирующей, мотивировочной
и резолютивной частей.
В вводной части
указывается наименование правоприменительного
акта (постановление, решение, распоряжение
и др.) и органа, принявшего этот акт,
дата рассмотрения дела и его основные
участники. В констатирующей
21
части излагается
краткое описание (фабула) дела. Важнейшую
и наиболее сложную часть правоприменительного
акта составляет его мотивировка. В
нее входит описание добытых по делу
доказательств, их оценка, доводы, которыми
руководствовался правоприменительный
орган, отвергая те или иные доказательства,
а также ссылка на закон и его
статьи, примененные в деле. Резолютивная
часть акта содержит квалификацию дела
и принятое по нему решение, а также
сведения о порядке его обжалования.