Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:03, курсовая работа
В курсовой работе наиболее подробно рассмотрены вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.
ВВЕДЕНИЕ
I.Государство, право и политика
1.Соотношение государства и права
2.Структура политики
3.Государственная власть и политика
4.Судебная власть и политика
II.Государство в политической и правовой системе общества
1.Политическая система: понятие, структура
2.Роль государства в политической системе
3.Государство в правовой надстройке
III.Политико-правовое положение личности
1.Правовой статус личности
2.Правовая политика и защита прав личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографические сноски
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сюда же следует добавить индивидуальную правовую незащищенность граждан: далеко не каждый знает содержание основных российских законов и способен самостоятельно себя защищать. Не все обладают в равной мере юридической информацией. Конечно, особую роль в защите прав личности играет российская адвокатура, выполняющая важнейшую социальную и юридическую функцию: способствует восстановлению нарушенного права всеми доступными по закону способами. Полагаем, что с точки зрения правового благополучия общества в целом, необходима политика, направленная на поддержание и развитие такого важнейшего института, как адвокатура.
Сегодня особенно важно сформировать традицию приоритета прав человека и гражданина, но не простыми декларациями, а реальными действиями. Нам всем нужна привычка ежедневно уважать личность. Эту привычку можно выработать только при условии ее постоянного, систематического подтверждения со стороны государства, общества, личности. Такая привычка формируется на основе практической защиты нарушенных прав. Право каждого человека и гражданина на судебную защиту прав и свобод закрепил Закон РФ от 27.04.93 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14.12.95 г.; далее - Закон). В соответствии со ст. 1 Закона каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суде, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
1)
нарушены права и свободы
2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
3)
на гражданина незаконно
Правотворческая политика по содержанию шире, чем законодательная (она включает последнюю в себя). Создание норм права - важнейшее направление деятельности государства. Здесь также можно выделить уровни: федеральный, региональный (уровень субъектов Федерации), муниципальный.
Федеральный уровень правотворчества состоит в подготовке, обсуждении и принятии законодательных актов Государственной думой и вступлении их в законную силу после подписания Президентом РФ. К федеральному уровню правотворчества относятся издание указов Президентом РФ и постановлений - Правительством РФ.
На
региональном уровне принятие законов,
разрешенное в современных
В последние годы активизировалось муниципальное правотворчество. К нему должны предъявляться те же требования, которые содержатся и в Конституции РФ и в законах федерального уровня. Если допустить на практике несогласованность между правотворчеством муниципального уровня и федеральным законодательством - намеренную или осуществленную из-за непрофессиональности, некомпетентности, - то сама идея прав человека дискредитируется. В связи с этим предлагается закрепить на законодательном уровне обязательное участие профессиональных юристов в создании региональных и муниципальных нормативно-правовых актов. Собственно, это и делается сегодня, но важно другое. Во-первых, нужна персонификация ответственности за нарушения основных принципов прав и свобод личности. Во-вторых, на глав законодательных органов и лиц, осуществляющих правотворчество, следует возложить обязанность соблюдения конституционных и федеральных правовых норм. Конечно, граждане могут обращаться в суд по поводу восстановления нарушенного права, однако важно создать условия недопущения нарушения правовых норм как условия деятельности законодательных органов субъектов Федерации.
Вместе с тем следует отличать законодательный, правотворческий процесс от политики в этой области. Задачей правовой политики в данном случае является создание условий правотворческой деятельности, определение ее стратегических направлений, приоритетов. Известный из теории права и политики общественный договор реализуется не абстрактно, не виртуально, а конкретно и по существу. Это всегда непосредственно связано с правами и обязанностями населения того или иного муниципального образования.
Однако
самые правильные, справедливые, выверенные
решения в области
Исходная проблема - эффективность правоприменения и использование средств его осуществления, то есть значение закона как акта, обязательного для исполнения всеми. Если речь идет об уголовно-правовой политике, то это неотвратимость наказания, привлечения к ответственности виновных. Глобальная проблема охраны прав личности находит отражение практически в каждом виде правовой политики: конституционно-правовой, гражданско-правовой, процессуально-правовой и т. д.
Именно в сфере применения права реализуется содержание, потенциал законодательства, наиболее ярко обнаруживаются и правовая культура, и правовой нигилизм, и юридическое бескультурье. Правоприменение - это область проявления профессионализма судей, работников прокуратуры, МВД, всех органов, применяющих право. Это профессионализм особого уровня и качества, основанный на применении законодательства в каждом конкретном случае.
Эта форма реализации правовой политики выявляется как личностная, причем в двух аспектах. Во-первых, речь идет о субъекте правоприменения - лице, обладающем по действующему законодательству возможностью правоприменения. Во-вторых, каждый акт применения права затрагивает прямо или опосредованно личность, ее права и обязанности, правовой статус, порой и судьбу. В этом смысле рассматриваемая форма правовой политики носит личностно ориентированный характер. Однако персонифицированный уровень правоприменительной формы не исключает ее общественной значимости. Поэтому правовая политика как целостный комплекс мер необходима в данной области.
Правоприменение
связано с разделением властей
и наличием конституционных гарантий
для судебной власти. В реальной
жизни здесь множество
На многие проблемы в сфере деятельности судов обратил внимание в своем выступлении на V Всероссийском съезде судей Президент России В.В. Путин. Он отметил, что недостатка обращений в суд сегодня нет. Ежегодно в судах рассматривается более 5 миллионов гражданских, более миллиона уголовных и почти 2 миллиона дел об административных правонарушениях. С неменьшей нагрузкой работают и арбитражные суды. Нагрузка на судей в последние 6 лет выросла в 3 раза. Она превышает все нормы и подчас становится причиной судебных ошибок, поверхностного, невнимательного рассмотрения дел. Нарушаются сроки рассмотрения дел. Решению этой проблемы способствует институт мировых судей, но они работают в 33 субъектах РФ, а их штаты укомплектованы на 19,5 %2. Существуют и много других проблем в области деятельности судов, в правоприменении. И то, что на эти проблемы обращает внимание Президент РФ, безусловно, важно для всей судебной системы, для проведения планомерной правовой политики в этой области. Нужно и далее продолжать укреплять судебную систему, реализовать принцип независимости суда, сделать его укорененной историко-юридической и социально-культурной традицией.
Формы реализации правовой политики не следует смешивать с функционированием права вообще, с деятельностью конкретных правоохранительных органов, отдельными структурами и направлениями правотворчества, правозащитным движением и функционированием адвокатуры и т. д. Каждая структура имеет свои задачи. Правовая политика связывает различные стороны деятельности государственно-правовых органов, общественных объединений и усилия самой личности, используя функционирование права для достижения целей, являющихся в итоге политическими, социальными, но основывающимися на праве. Такими целями являются защита прав и свобод личности, становление ее правовых свойств, позволяющих уверенно ориентироваться как в законодательстве, так и способах его применения.
Правовая
политика - это комплекс теоретических
и практических институтов, явлений,
отношений, функционирующий для
защиты прав и свобод личности и
обладающий для этого арсеналом
средств. Характерным для этого
вида политики представляется использование
юридических способов воздействия на
общественные отношения, поиск, предложение
и установление оптимальных и перспективных
форм взаимодействия личности и власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы, автор может отметить следующее – в работе была предложена предельно общая схема (односторонняя) теоретической реконструкции проблемы – соотношения права и государства. Более полное развернутое целостное научное представление по данной проблеме должно дополняться суммой знаний и понятий, например: об исторически реальных типах государства права общества (в частности от так называемого азиатского способа производства общества с элементами кастовой структуры традиционного общества индустриального общества и др.); временных и содержательно-сущностных стадиях движения общества государства права (становление развитие кризис деградация переходный период принципиальная смена исторических моделей их существования и функционирования и т.д.); идеологических и мировоззренческих ориентациях и ценностях общества его социальных и политических структурах (религиозные системы те или иные профили идеологических систем набор политических институтов и принципов и т.д.).
Необходимо отметить, что содержание характер тенденции формы соотношения государства и права могут определяться свойствами особенностями спецификой социальной экономической духовной структур общества сменой исторического типа жизни общества поиском альтернатив исторического развития (например, капитализм или социализм). Истоки данного соотношения могут содержаться в самой государственной власти в системе государственных механизмов и правотворчества в природе правовых образований. Как показывает историческая практика государство государственная власть могут настолько дистанцироваться от общества человека что становятся замкнутой системой т.е. возможна реальная ситуация когда государство если пользоваться словами Т. Гоббса «имеет право на все». Достаточно привести такие примеры как Россия времен Петра I СССР времен Сталина. В таких ситуациях соотношение государства и права настолько своеобразно, что не подпадает даже под самую удачную теоретическую схему вопроса. Иначе говоря, сложившаяся государственная политическая машинерия настолько искусственна и чужда, что она вместе с правовыми установлениями органически не совпадает со своими социальными человеческими духовными основами.
Другой вариант. По оценке многих западных социологов политологов психологов историков современное капиталистическое общество раскрепостив человека предоставив ему широкий набор свобод сделало его придатком экономических политических информационных технологий лишив тем самым возможности реализовать свой духовный потенциал. Современное западное потребительское общество, потеснив нравственные начала и ценности, на периферию переживая духовный кризис, оказалось в тупике, в то время как государственно-правовые механизмы соотношение государственных и правовых институтов достаточно отлажены и формально стабильны. Однако и в данном варианте анализ соотношения государства и права необходимо должен дополняться анализом реальных социально-экономических и духовно-нравственных процессов в таком обществе.
Теоретический анализ соотношения государства и права должен учитывать и такое обстоятельство – мы имеем дело со сложными органическими живыми меняющимися системами явлениями, созданными социально-духовным творчеством (противоречивым длительным порой запутанным и ошибочным) людей. А это означает что здесь не может быть однажды раз и навсегда четко зафиксированных измерений показателей формул параметров соотношения государства и права. Социально-экономическая динамика, которая нередко может сопровождаться и успехом и кризисом и дезорганизацией и деградацией (вплоть до полного распада) самым решающим образом оказывает влияние на соотношение государства и права. В свою очередь особенности государственно-правовых структур могут быть таковыми, что они могут привести к кризису и даже гибели социально-экономической системы.
Применительно к соотношению государства и права невозможно выстроить систему предельно четких показателей раскрывающих всю сложность и переменчивость данного соотношения. Ни более или менее определенность демократических институтов процедур систем ни законодательный процесс, ни наличие или отсутствие конституции ни принцип разделения властей, ни количество и соотношение по юридической силе нормативно-правовых актов и т.д. не могут служить достаточными аргументами в пользу той или иной оценки соотношения государства и права. Именно в силу данного обстоятельства здесь нельзя определить максимальный или минимальный набор показателей. Еще сложнее в таких случаях осуществлять тот или иной прогноз.
И
еще один момент. Широко обсуждаемые
в отечественной юридической литературе
идеи правового государства не могут исчерпать
проблему соотношения государства и права
ни как теоретическая попытка описать
реальное положение вещей ни как стремление
сформулировать цели и перспективы государственно-правового
развития Российской Федерации. Набор
признаков или черт (он различен и в научных
исследованиях и в учебной литературе)
правового государства нередко составляется
в зависимости от степени демократизма
или практической значимости научных
усилий автора. И верховенство закона,
и законность и взаимная ответственность
государства и личности права и свободы
человека и др. как чаще всего упоминаемые
в литературе признаки правового государства,
дополненные условием построения «гражданского
общества» взятые вместе напоминают
некую программу политико-юридического
и социального свойства которую необходимо
реализовать обществу, чтобы стать
совершеннее. Иными словами здесь мы имеем
дело с определенными идеологического
профиля пожеланиями нежели с теоретико-критическим
осмыслением проблемы которая по
моему мнению на разных стадиях развития
общества исторического движения может
и пониматься и решаться нестандартно.