Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:03, курсовая работа
В курсовой работе наиболее подробно рассмотрены вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.
ВВЕДЕНИЕ
I.Государство, право и политика
1.Соотношение государства и права
2.Структура политики
3.Государственная власть и политика
4.Судебная власть и политика
II.Государство в политической и правовой системе общества
1.Политическая система: понятие, структура
2.Роль государства в политической системе
3.Государство в правовой надстройке
III.Политико-правовое положение личности
1.Правовой статус личности
2.Правовая политика и защита прав личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографические сноски
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД
РФ
ФПСПО
Курсовая работа по теории государства и права
ТЕМА: «Право
и политика»
Автор
работы
______________________________
Руководитель работы
______________________________
Работа защищена _____________ оценка_______________
Комиссия: 1._______________
2._______________
Калининград, 2010г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Соотношение государства и права
2.Структура политики
3.Государственная власть и
4.Судебная власть и политика
1.Политическая система:
2.Роль государства в
3.Государство в правовой
1.Правовой статус личности
2.Правовая политика и защита
прав личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографические сноски
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ.
Категория «политическая система» общества сравнительно недавно, но прочно вошла в научный оборот. В последнее время наука добилась существенных успехов в развитии теории политической системы. В частности в области теории государства и права она исследуется с помощью структурно-функционального анализа, с точки зрения соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего, выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента.
Кроме того, сопоставление государства и политических систем позволяет лучше познать государство как политическую организацию общества, ярче выявляет именно политическую суть государства и государственной власти. Вот почему вопрос о месте и роли государства в политической системе, о взаимосвязи политики и права, политики и личности (как основного ядра гражданского общества) является важным и логически обоснованным в современной теории государства и права.
В этой курсовой работе мы наиболее подробно рассмотрим вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.
В
первой главе изложены положения
о неразрывной связи
В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные, противоречивые интересы людей, социальных слоев, классов, возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит в деятельности государства. Свои функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии. В современном обществе главными участниками развитых политических отношений являются не столько сами классы, нации и социальные группы, сколько созданные ими организации. Вокруг государства возникает целая сеть таких организаций, которые, стремясь оказать влияние на государственную власть, вступают друг с другом в конкурентную борьбу, заключают между собой союзы и компромиссы. Эта широкая панорама политических отношений представляет собой не просто разрозненные явления, а целостную, взаимосвязанную систему и понятие ей дано как «политическая». Вторая глава посвящена раскрытию понятия «политической системы», места государства в этой системе. Освящены вопросы связи государства (как основной части политической системы) и права, а также роли государства в построении правового общества. Дается раскрытие понятия «правовая надстройка» как полисистемного комплекса.
На
современном этапе развития российского
общества изучение содержания и форм
функционирования политической системы
с необходимостью требует анализа различных
аспектов политико-правового состояния
личности, ее взаимоотношений, как с отдельными
элементами политической системы, так
и с российским государством в особенности.
Взаимоотношения личности и государства
во многом определены характером взаимоотношений
общества и личности. Изучению этих вопросов,
с точки зрения развития теории государства
и права, посвящена третья глава курсовой
работы.
1.Соотношение государства и права.
Государство
непосредственно связано с
Непосредственным источником права является государство. Государство по отношению к праву определяет необходимость правового регулирования тех или иных отношений; устанавливает политические, правовые и организационные формы правотворчества; выявляет волевое содержание права; обеспечивает соблюдение и исполнение права всеми социальными субъектами и в необходимых случаях прибегает к принуждению, если нормы права нарушаются (общеизвестно, что право- ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм).
Став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; она носит объективный характер, имеет свою объективную логику, независимую от тех или иных лиц, партий, движений.
Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.
Политическая идеология – это система концепций, представлений о содержании, характере, динамике данного общества, совокупность взглядов о закономерностях их развития, в соответствии с которыми партии определяют свои цели и задачи, формы и способы сознательного воздействия на общественные отношения в нужном для себя направлении, т.е. вырабатывают политику.
В современных государствах политическая стратегия и тактика – прерогатива правящей политической партии; они создаются как обязательная программа для лидеров, занимающих места в парламенте, чиновничье-бюрократическом аппарате, в правительстве. Тем самым задается и программа правотворчества, осуществляемого государством в интересах определенных социальных групп, слоев, классов.
Следовательно,
право является инструментом политики.
Нормы права устанавливают
Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.
На
современном этапе развития российского
общества совершенствование правовой
основы государственной и общественно-
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.