Право и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе наиболее подробно рассмотрены вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I.Государство, право и политика

1.Соотношение государства и права

2.Структура политики

3.Государственная власть и политика

4.Судебная власть и политика

II.Государство в политической и правовой системе общества

1.Политическая система: понятие, структура

2.Роль государства в политической системе

3.Государство в правовой надстройке

III.Политико-правовое положение личности

1.Правовой статус личности

2.Правовая политика и защита прав личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографические сноски

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГиП.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

    Во  всех демократических государствах роль судов признается незаменимой и, зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды, административные суды и др.), конституционные суды. В ряде стран юристы и политики стали даже говорить о превращении современного правового государства в "государство судей", что одновременно подчеркивает высокую юридизацию общественных отношений и межличностных связей, порождающих судебные споры. Судебная власть, конечно, не может рассматриваться как самостоятельный генератор идей социального прогресса, ибо она по природе своей достаточно консервативна и статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрению в жизнь идеалов и институтов демократии и свободы.

    В Российской Федерации судебная власть еще не заняла подобающего ей места в общественной жизни. Граждане, воспитанные в своей массе в тоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и справедливости, не рассматривают суд как нелицеприятного защитника всех обиженных. К сожалению, этому настрою продолжает способствовать неукомплектованность судейского корпуса, невероятная волокита, недостаточная юридическая подготовка многих судей. До сих пор в стране не завершена судебная реформа, не приняты многие необходимые законы в области судопроизводства. Однако в устройстве ряда важных своих частей судебная власть все же обрела демократическую направленность и формы, в целом способствуя становлению правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.

    Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между  государством и личностью, между  различными физическими и юридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемом правовых конфликтов приходится при этом сталкиваться, особенно в таком динамично развивающемся обществе, каким ныне является российское общество. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное — приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из важнейших конституционных свобод: равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.

    Большая и труднейшая проблема для любой  демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества. То же можно сказать о праве, применять которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в определенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежно сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не могут не иметь собственных политических взглядов.

    Демократическое устройство судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или, по крайней мере, ослабить политическое давление на судебную власть. Этому служит непартийный характер судейского корпуса и подлинная независимость любого суда, способного отбить любые попытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всего делаются со стороны органов исполнительной власти). Суды вынуждены разрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в строго юридических формах, т.е. оказывая защиту только законным правам участников этих конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ         ОБЩЕСТВА.

          1.Политическая система: понятие и структура.

    В государственно-организованном обществе формируются и действуют различные социальные институты: политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации, различные политические движения. Поэтому возникает вопрос: чем эти социальные институты, которые также оказывают влияние на жизнедеятельность общества, отличаются от государства, что у них общего, как они взаимодействуют между собой. Государство или партии, государство или общественные организации? Кто может эффективнее решать те или иные экономические, политические, социальные задачи, чью «производительную» мощь в конкретной исторической обстановке должно и может задействовать общество, чтобы обеспечить свою жизненно важную стабильность, или, наоборот, реформаторские или даже революционные изменения.

    Вот почему вопрос о месте и роли государства  в политической системе является очень важным и логически обоснованным в современной теории государства и права.

    Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных  социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти  социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

    Для того чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут  их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, сферу деятельности, характер задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности (программный критерий).

    Понятием  «система» обычно охватывается, по меньшей мере, следующее:        

  1. множественность элементов; 2) их взаимосвязь и взаимодействие; 3) целостный характер всего многообразия составных элементов системы; 4) связь системы со средой.

    В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное  управление всеми общественными  делами, все более активное участие  граждан в государственной и  общественно-политической жизни, сочетание  реальных прав и свобод гражданина с их обязанностями и ответственностью перед обществом и согражданами. 

    2.Роль государства в политической системе.

    Огромную  теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной  с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его роли в политической системе общества.

    Следует сразу же оговориться, что государство  нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

    В литературе государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиций философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества.

    В системе институтов властеотношений  выделяется особое звено, которым выступает  государство. Опыт показал, что для  современного общества государство  является наиболее удобной и приемлемой системой органов и институтов власти. Государство выступает как звено в структуре политической системы общества.

    Государство не просто самое массовое политическое объединение, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека  в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.

    В юридической литературе встречается  понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н.Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

    • государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;
    • государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Это основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны;
    • государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
    • государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В правовых актах законодательно закрепляются основные политические принципы, нормы и процедуры, определяются допустимые границы и возможности политической деятельности как правящих, так и оппозиционных структур;
    • государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес;
    • государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

    Негосударственные организации такими свойствами и  функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

        Государство относится к числу собственно политических организаций, и, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления, выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти.

    3.Государство в правовой надстройке.

    Государство и общество не тождественны, их следует различать. Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах.

    Политические  формы общественной жизни связаны  с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит государство. Соотношение гражданского общества и его политической системы – это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естесвенно-исторических образований людей – все это отражается на политических институтах.

    Если  такие институты сформировались, упрощается выявление интересов  разных групп населения, способность  воплощать волю граждан в жизнь. Но такая множественная демократия возможна только в свободном обществе свободных людей.

    Свобода не привносится в общество по мановению волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической оснащенностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества напрямую связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусству, литературе, и т.д.). И в самой большой степени эта свобода определяется следованием всех праву.

    Понятие «правовая надстройка», в контексте  данной работы, отражает роль общества и государства в правовом строительстве, когда в силу естественной необходимости, сложившихся исторических и политических условий приходится принимать активные усилия по формированию правовой реалии, «надстраиванию» новых форм  над объективно сложившимися общественными отношениями.

Информация о работе Право и политика