Право и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе наиболее подробно рассмотрены вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I.Государство, право и политика

1.Соотношение государства и права

2.Структура политики

3.Государственная власть и политика

4.Судебная власть и политика

II.Государство в политической и правовой системе общества

1.Политическая система: понятие, структура

2.Роль государства в политической системе

3.Государство в правовой надстройке

III.Политико-правовое положение личности

1.Правовой статус личности

2.Правовая политика и защита прав личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографические сноски

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГиП.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

    Политический  режим - это методы осуществления политической власти  итоговое политическое состояние в обществе,  которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

    Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

    • Политический режим, прежде всего, зависит от того,  какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения  согласования  законности  парламентаризма  если применяется только правовое принуждение,  то налицо прогрессивный демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы,  где в той или иной степени сочетаются оба начала.
    • В каждой стране политический режим определяется соотношением  раскладом политических сил. В странах,  где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие  результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни,  то другие силы  политический режим постоянно изменяется.
    • При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа  власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

    Крайне  недемократическим является тоталитарный фашистский режим,  когда власть переходит в руки реакционных сил,  осуществляется диктаторскими насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются,  в обществе царят произвол и беззаконие.

    Неотъемлемым  свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации. Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима. Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день в нашей стране не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволенности и идеологическому нигилизму.

                                           

                                                   2.Структура политики.

      Какова же структура политической  деятельности? В самом общем виде  просматриваются три ее основных  момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

    Осуществление политической деятельности немыслимо  без наличия определенной системы  политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

    В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры  политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя. Нетрудно, например, представить структуру политики в рамках “поведенческого” анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, для анализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных критериев. Не претендуя на полный, и тем более, системный анализ критериев выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие.

    В соответствии с сущностным критерием речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественного явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.

    Политика, политическая жизнь формируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно, может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.

    Многие  политологи указывают на необходимость  учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:   

    — внутренняя и внешняя политика,

    — экономическая политика,

    — социальная политика,

    — политика в области государственного устройства и развития демократии,

    — политика в духовно-идеологической сфере.

    В работах отечественных и зарубежных политологов указывается на необходимость анализа места и роли правительства, государственных структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения. Естественным и оправданным становится, поэтому институциональный критерий структурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая организация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения.

    Уже краткое перечисление некоторых  подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т. д.

    Вместе  с тем следует подчеркнуть, что  все элементы структуры тесно  взаимосвязаны, образуя целостное  явление — политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хороши известно, что определяющими поведение человека факторами выступают экономические факторы. Однако там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое сознание, политические интересы, политические мотивы, порождая опосредованно те или иные формы политической деятельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои специфические тенденции, закономерности функционирования и развития. 

    3.Государственная власть и политика

    Дело  в том, что всякая власть, и главным  образом государственная, не знает  собственных границ, всегда стремится  к неограниченному расширению властного  пространства, что ведёт, как правило, к ущемлению интересов личности. Ещё В.Г. Белинский предостерегал, что “ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие”. “Каждый человек, — по Расселу, — изначально наделён двумя связанными, но не тождественными страстями — стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны. Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.

    Люди  всё больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из “слуги” в “хозяина”, как  и с помощью какого средства, направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно использовать в целях минимизации произвола и различных злоупотреблений?

    На  эти вопросы существуют разные ответы, широкая амплитуда мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего противопоставить такой страсти нельзя. Так, Д.Н. Толстой писал: “Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого…”

    Другие  исходят из того, что государственную  власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (этатизм от французского “государство”), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жёсткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

    Третьи, наоборот, стремятся к максимальному  ограничению государственной власти, а затем и к её полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого “безвластие”) — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания всякое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол”.

    Четвёртые не столь категоричны. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без неё пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолютизирует, выводит её из–под социально–правового контроля. Речь идёт о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той “золотой серединой” (мерой), к которой предлагали стремиться ещё древние мудрецы.

    Именно  через право было больше всего  возможностей выразить и осуществить  общественные интересы, именно оно, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.) носило формально определённый (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что позволило использовать его в виде своеобразного “лекарства” от злоупотреблений властью со стороны государства, чиновничества.  

    4.Судебная власть и политика

    Проблема  соотношения судебной власти и политики широко дебатируется в мировой юридической  науке, жизнь полна примеров вторжения  политической целесообразности в судебную деятельность. Но как только суды становятся проводниками политических влияний, они теряют свой авторитет среди граждан и подрывают фундамент правового государства.

Информация о работе Право и политика