Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:03, курсовая работа
В курсовой работе наиболее подробно рассмотрены вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.
ВВЕДЕНИЕ
I.Государство, право и политика
1.Соотношение государства и права
2.Структура политики
3.Государственная власть и политика
4.Судебная власть и политика
II.Государство в политической и правовой системе общества
1.Политическая система: понятие, структура
2.Роль государства в политической системе
3.Государство в правовой надстройке
III.Политико-правовое положение личности
1.Правовой статус личности
2.Правовая политика и защита прав личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографические сноски
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Стержнем правовой надстройки являются правовые процессы, правовые отношения и правовые акты. Каждый правовой процесс протекает в правовой форме (правовых отношениях), имея своим результатом или правовые отношения, или правовые акты, чаще всего и то и другое по отдельности или вместе взятое.
В
гражданско-правовой сфере становление
права часто происходит еще до
того, как вступят в дело компетентные
государственные органы. Этот процесс
становления права
Для других сфер (уголовно-правовая, процессуальная, судоустройство, и т.д.) более типично возникновение отношений вслед за процессом законотворчества и его результатом – принятием законов или других нормативных актов (если вести речь о нормотворческой деятельности государства вообще).
К числу производных правовых процессов относятся: конкретизация, толкование, применение, соблюдение, исполнение, использование права. Особо следует отметить процессы систематизации права. Нормативные акты, акты конкретизации и акты толкования права, правоприменительные акты, равно как и акты соблюдения, исполнения и использования права, объективируются в соответствующих документах или реальных общественных отношениях. Следовательно, как сами правовые процессы, так и их результаты могут быть подвергнуты контролю. И контроль за ними осуществляет государство в лице своих органов. Это первое и главное, что характеризует место государства в правовой надстройке. Существуют специальные законы и специальные нормы, образующие институт государственного контроля и надзора за правовой реалией.
Второй
момент, характеризующий место
Третий момент связан с деятельностью государства по возложению юридической ответственности на всех тех, кто нарушает правовые акты, не считается с правовыми отношениями, незаконно вторгается в правовые процессы. В правовой надстройке особое место занимают нормы, которые предусматривают меры юридической ответственности.
Вместе с тем, основная роль государства заключается все-таки в том, чтобы в процессе законотворчества отыскать право, надлежащим образом его сформулировать и довести до адресатов соответствующих норм.
Правовая надстройка – полисистемный комплекс, где каждый из элементов включает разные подсистемы (например, отрасли права и правовые институты, подзаконное нормотворчество). С каждой из таких подсистем государство связано своими функциями и своей организационной структурой.
Нельзя
не отметить тот факт, что правовая
надстройка служит интеграции элементов
всей политической системы, нормативной
основой их функционирования, создает
гарантии не только надлежащего правопорядка,
но и политического порядка в целом. Государство
в политической системе, как уже отмечалось,
является основным звеном, и поскольку
оно мыслится в неразрывной связи с правом,
допустимо употребление понятия «государственно-правовая
надстройка», раскрывающее политическую
окраску права в условиях той или другой
политической системы.
1.Правовой статус личности.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности .”1
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека.2 Ее классификация включала следующие составляющие: а) социально-экономические права; б) равноправие граждан; в) демократические свободы.
С помощью права государство определяет и закрепляет твердые, постоянные правовые основы функционирования власти, наиболее рациональные формы ее осуществления, определяет правовой статус личности.
В содержание политико-правового состояния личности входят следующие основные компоненты:
а) правосубъектность;
б) правовой статус личности – основной стержневой элемент;
в) юридические гарантии;
Принципы
функционирования личности в политической
системе, которые во многом определяются
характером взаимоотношений личности
и государства – это такие отправные идеи,
основополагающие начала, на основе которых
происходит регулирование политико-правовых
отношений. Они играют определяющую роль
в закреплении того или иного вида политико-правовой
связи личности и государства, служат
практическим критерием деятельности
личности и государства. Категория гражданского
состояния личности как отношения личности
к государству и отношение государства
к личности как политико-правовая связь
дает нам основание отметить, что правовой
статус конкретных личностей определяется
характером этой связи и ее особенностями.
2.Правовая политика3 и защита прав личности
В данной статье предлагается анализ понятия правовой политики как одного из возможных эффективных средств защиты прав и свобод личности. Обращение к правовой политике вызвано тем обстоятельством, что права человека как идея, как совокупность ценностей признаются в России, закрепляются законодательно, что само по себе весьма важно. Однако теория прав человека и практика их реализации не тождественны. Правовая политика призвана соединить идею и конкретные условия ее реализации - юридическую и в целом социальную действительность России. Правовая политика выступает одним из главных факторов реализации прав личности.
Правовая политика – это деятельность, прежде всего государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений, граждан, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правовых механизмов, перспектив развития законодательства, создание, поддержание и развитие условий для осуществления интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями.
Правовая политика как юридическая категория отражает основы взаимодействия личности и власти с точки зрения действующего законодательства, демонстрирует принципы законодательства, особенности их осуществления через систему законодательных актов и их применение. Правовая политика отражает властные предписания, которые реализуются как на основе действия правового механизма, так и с помощью тех предписаний, которые содержатся в основном законодательном акте - Конституции РФ.
Целью правовой политики является личность с ее многообразными, но общезначимыми интересами. Однако невозможно представить себе абстрактные, автономно реализующиеся ценности индивида вне права, государства, общества.
Личность в соотношении с правом, правовой системой проявляется в различных социальных и юридических ролях. Прежде всего, она является смыслообразующим основанием функционирования правовой системы, придает ей гуманистическую направленность. Личность есть субъект права и отношений, им регулируемых, она обладает соответствующим уровнем юридической культуры, сознания, юридическим статусом. Личность - понятие абстрактное, которое всегда наполняется реальным содержанием в зависимости от характера и объема реализации прав и ответственности.
Правовая политика, соответствуя интересам личности, служит семье, обществу, государству, тем самым, выполняя существенную социальную функцию. Правовая политика обращена к личности, от нее зависит возможность ее полной реализации, эффективности. Политика всегда актуализирует интересы тех социальных групп, которые она представляет. Особенность правовой политики - выражение интересов всех общественных слоев. Да и само право является общезначимой ценностью, в отношении которой нельзя использовать избирательные подходы, потому что право, выраженное в законе, обладает юридической силой для всех граждан. Если предположить, что правовая политика (при всей необходимости дифференциации ее отдельных направлений) не имеет общих основных принципов своей реализации, то это в конечном счете может привести к неравенству граждан перед законом. Не определенные законным способом привилегии как компонент правовой политики недопустимы. Привилегия лишь тогда является таковой, когда о ней прямо сказано в законе, т. е. когда она позитивно признана.
Правовая
политика показывает перспективы, пути
совершенствования
Правовая политика лишь тогда эффективна и ценностна, когда она пропитана духом, идеями конституционализма, защиты прав человека. Сама действующая конституция может подвергаться критике и не всегда являет собой образец юридического искусства и акт высочайшего социального значения, адекватно отражающий существующие общественные отношения. Однако, как известно, закон есть закон, и он подлежит исполнению (тем более, если это Основной закон). В связи с этим правовая политика в такой ее форме, как организация научной деятельности не может ограничиваться восхвалением действующего законодательства, в том числе и Конституции РФ. Правовая политика, чтобы сохранить объективность, обязана отвечать на вопросы, поставленные самой жизнью. Причем на вопросы сложные, например, почему неэффективна в полной мере система действующих законов в вопросе защиты прав личности, в чем главные проблемы функционирования правовых механизмов, какова роль действующего законодательства в защите прав личности и место Конституции РФ как базового законодательного акта в этом вопросе?
Ответы на эти вопросы непросты, и их может дать лишь практика осуществления прав и свобод личности в России.
Правовая политика использует возможности государственного воздействия, осуществляемого исключительно на основе права. При этом не следует отождествлять понятие права и правовой политики. Исключить силу государства вряд ли возможно, ибо всякая политика, в том числе и правовая, действенна в том случае, если подлежит реализации. Политика не может быть декларативной, поэтому ей необходима система действий, делающих ее жизненной и актуальной. Разъяснение, пропаганда, популяризация права как главного регулятора общественных отношений должны быть соединены с научным подходом к правопониманию. Поэтому нельзя не видеть связи между государственной значимостью правовой политики и научными основами такой политики. Конечно, всякая политика в идеале должна основываться на научных достижениях, проверенных опытом результатах. Но именно правовая политика базируется на достижениях, прежде всего юридической науки, а также на других наук, способствующих слаженному, эффективному функционированию правовых механизмов.
Правовая политика проявляется через конкретные формы. В настоящее время можно выделить следующие формы реализации правовой политики: правозащитная; правотворческая; правоприменительная; правовое обеспечение функционирования государства, его органов; организация деятельности правоохранительных органов; подготовка дипломированных юристов в учебных заведениях; доктринальная; правовое просвещение.
Рассмотрим основные из них - правозащитную, правотворческую, правоприменительную - в соотношении с проблемой личности, как главной цели и гуманистического критерия такой политики.
Правозащитная политика включает охрану, защиту прав, свобод личности, правопорядка, различных форм собственности. Не отрицая значимости других форм реализации правовой политики, можно констатировать, что указанный вид обретает в современных условиях особое значение. Актуальность этого подтверждается рядом факторов.
Прежде всего, охрана и защита прав человека и гражданина менее эффективна в переходных состояниях общества, государства, когда происходит ломка устоявшихся институтов и отношений. Складывается ситуация, когда прежние критерии, стандарты жизни людей уже не действуют, а новые не сформировались (хотя могут быть закреплены юридически). Для некоторых граждан это проявляется в ухудшении качества жизни. Это и недостаточно определенное и защищенное положение наших соотечественников за рубежом, и отсутствие в реальности всеобщего бесплатного и качественного медицинского обслуживания, и сокращение рабочих мест на производстве, уменьшение числа предприятий, а также неэффективная система социального обеспечения, низкий уровень пенсий, стипендий, заработной платы на государственных предприятиях и т. д.