Право и мораль:противоборство и взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Произошедшие в 90-х годах ХХ века изменения социально-политического устройства нашей страны потребовали также создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе, совершенствования права в целом, определение его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов.

Содержание

Введение 3
1. Право и мораль в системе нормативного регулирования 5
1.1 Понятие и признаки нормативного регулирования 5
1.2 Понятие и признаки морали 9
2. Соотношение права и морали: взаимодействие и противоборство 13
2.1 Единство и различия права и морали 13
2.2 Взаимосвязь права и морали 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение В 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Теории государства и права(1 курс).doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Право и мораль различаются по характеру  и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

     Иной  характер носит "воздаяние" за нарушение  нравственности. Здесь четкой процедуры  нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.

     Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

     Нравственность  выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал12.

     Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо  шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу "свободных и добровольных душевных движений" (И.А. Ильин).

     Вторжение его в эти зоны было бы: во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто демократичным, антигуманным, "тоталитарным". Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она "универсальна и вездесуща" (Е.А. Лукашева)13.

     Наконец, у права и морали различные  исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

     Таковы  общие и отличительные черты  права и морали. При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется. 

     2.2 Взаимосвязь права  и морали

 

     Право и мораль тесно связаны. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 20.1 предусматривает, что нецензурная брань в общественных местах или оскорбительное приставание к гражданам влечет за собой наложение административного штрафа или административный арест. Статья 20.21 также определяет наказание за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

     Ряд моральных правил, особенно в сфере  профессиональной морали, со временем могут принимать правовую форму. Так, известная с давних времен клятва Гиппократа, произносимая будущим врачом, содержала в себе лишь моральные  обязательства, долг врача перед  пациентами. Фиксация же в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан текста клятвы врача свидетельствует не только о важности этических моментов врачебной деятельности, но и о необходимости подкрепления действия моральных норм в сфере профессиональной этики силой государственного принуждения14.

     Тесная  связь между правом и моралью  состоит также в том, что право  само по себе не может классифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих  моральных критериев (подобный поступок - зло), в то же время моральное регулирование само по себе не может определить меру зла привлечения правовых критериев. Так, в действовавшем ранее Кодексе о браке и семье РСФСР (принят 30.07.1969) одним из оснований лишения родительских прав, предусмотренных в ст. 59, было аморальное поведение родителей, оказывающих вредное влияние на детей.

     Таким образом, можно считать, что в  тех случаях, когда норм морали недостаточно, им на помощь приходят более "сильные" нормы - правовые.

     Право и мораль по-разному используют такие методы воздействия, как убеждение и принуждение. Если рассматривать убеждение как метод внешнего регулирования действий человека через его внутренние побуждения, а принуждение - метод воздействия на внутренние побуждения человека через его действия, то становится очевидным тяготение морали к первому, а права - ко второму.

     Между нормами права и нормами морали могут возникать и конфликтные  ситуации, которые негативны не только для отдельной личности (конфликт между поведенческими моральными и правовыми установками может привести к расстройствам психики), но и для всего общества в целом (одновременно снижается регулятивное воздействие и права, и морали). Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Система социального регулирования является действенным инструментом упорядочения отношений внутри социума благодаря постоянному и взаимосвязанному воздействию морали, религии, обычая, корпоративных норм, права15. При этом право зачастую не только имеет собственную сферу действия, но и очерчивает поле деятельности норм религии, обычая, корпоративных норм. Внутри этого поля нормы действуют автономно, самостоятельно. В случаях, когда нормы морали или нормы обычая признаются значительной частью общества как общечеловеческие ценности, они могут закрепляться и охраняться правом. 
 

         
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Заключение

 

     Таким образом, мораль - правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах.

     Мораль  относится к числу основных типов  нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

     В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:

  • нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
  • универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
  • общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

     Различие  между нормами права и морали:

  • по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
  • по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
  • по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов - гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
  • по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

     Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

     Мораль  и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

     Нормативность – свойство морали и права, позволяющее  регулировать поведение людей. При  этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование  их осуществляется специфическими для  каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем".

     Мораль  и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить  морали. В свою очередь оно оказывает  воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.

     Глоссарий

 
Новое понятие Содержание
1. Государство политическая  форма организации жизни общества, которая складывается как результат  возникновения и деятельности публичной  власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.
2. Гуманизм  права один из важнейших  принципов права, выражающийся в  признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми.
3. Закон нормативный акт, принятый в особом порядке органом  законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
4. Мораль система норм и  принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.
5. Нормативность признак права, выражающий собой в концентрированном  виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний
6. Общество (в широком  смысле) — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
7. Право в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных  государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
8. Правовое  воздействие взятый в  единстве и многообразии процесс  влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
9. Правовое  регулирование воздействие права  на общественные отношения через  систему юридических средств.
10. Социальные  нормы правила поведения, используемые для регулирования  общественных отношений
11. Технические нормы  правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.

Информация о работе Право и мораль:противоборство и взаимодействие