Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа
Произошедшие в 90-х годах ХХ века изменения социально-политического устройства нашей страны потребовали также создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе, совершенствования права в целом, определение его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов.
Введение 3
1. Право и мораль в системе нормативного регулирования 5
1.1 Понятие и признаки нормативного регулирования 5
1.2 Понятие и признаки морали 9
2. Соотношение права и морали: взаимодействие и противоборство 13
2.1 Единство и различия права и морали 13
2.2 Взаимосвязь права и морали 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение В 30
Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.
Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал12.
Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу "свободных и добровольных душевных движений" (И.А. Ильин).
Вторжение его в эти зоны было бы: во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто демократичным, антигуманным, "тоталитарным". Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она "универсальна и вездесуща" (Е.А. Лукашева)13.
Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
Таковы
общие и отличительные черты
права и морали. При этом само
собой разумеется, что границы, соединяющие
и разъединяющие эти два явления, не остаются
статичными, раз навсегда данными. Они
подвижны, изменчивы, смещаются в ту или
иную сторону в ходе общественного развития
под влиянием происходящих перемен. То,
что в одно время регулируется правом,
в другое - может стать объектом лишь морального
воздействия, и наоборот. Даже в пределах
одного типа общества, но на разных этапах
его развития соотношение между правом
и моралью меняется.
Право и мораль тесно связаны. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 20.1 предусматривает, что нецензурная брань в общественных местах или оскорбительное приставание к гражданам влечет за собой наложение административного штрафа или административный арест. Статья 20.21 также определяет наказание за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Ряд моральных правил, особенно в сфере профессиональной морали, со временем могут принимать правовую форму. Так, известная с давних времен клятва Гиппократа, произносимая будущим врачом, содержала в себе лишь моральные обязательства, долг врача перед пациентами. Фиксация же в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан текста клятвы врача свидетельствует не только о важности этических моментов врачебной деятельности, но и о необходимости подкрепления действия моральных норм в сфере профессиональной этики силой государственного принуждения14.
Тесная связь между правом и моралью состоит также в том, что право само по себе не может классифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих моральных критериев (подобный поступок - зло), в то же время моральное регулирование само по себе не может определить меру зла привлечения правовых критериев. Так, в действовавшем ранее Кодексе о браке и семье РСФСР (принят 30.07.1969) одним из оснований лишения родительских прав, предусмотренных в ст. 59, было аморальное поведение родителей, оказывающих вредное влияние на детей.
Таким образом, можно считать, что в тех случаях, когда норм морали недостаточно, им на помощь приходят более "сильные" нормы - правовые.
Право и мораль по-разному используют такие методы воздействия, как убеждение и принуждение. Если рассматривать убеждение как метод внешнего регулирования действий человека через его внутренние побуждения, а принуждение - метод воздействия на внутренние побуждения человека через его действия, то становится очевидным тяготение морали к первому, а права - ко второму.
Между
нормами права и нормами морали
могут возникать и конфликтные
ситуации, которые негативны не только
для отдельной личности (конфликт
между поведенческими моральными и
правовыми установками может привести
к расстройствам психики), но и для всего
общества в целом (одновременно снижается
регулятивное воздействие и права, и морали).
Многое из дозволенного правом может находиться
под запретом моральных норм, и наоборот,
то, что запрещает право, разрешает мораль.
Система социального регулирования является
действенным инструментом упорядочения
отношений внутри социума благодаря постоянному
и взаимосвязанному воздействию морали,
религии, обычая, корпоративных норм, права15.
При этом право зачастую не только имеет
собственную сферу действия, но и очерчивает
поле деятельности норм религии, обычая,
корпоративных норм. Внутри этого поля
нормы действуют автономно, самостоятельно.
В случаях, когда нормы морали или нормы
обычая признаются значительной частью
общества как общечеловеческие ценности,
они могут закрепляться и охраняться правом.
Таким образом, мораль - правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах.
Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.
В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:
Различие между нормами права и морали:
Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем".
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.
№ | Новое понятие | Содержание |
1. | Государство | политическая
форма организации жизни |
2. | Гуманизм права | один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми. |
3. | Закон | нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. |
4. | Мораль | система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности. |
5. | Нормативность | признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний |
6. | Общество | (в широком смысле) — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. |
7. | Право | в узком значении
— система общеобязательных социальных
норм, установленных или |
8. | Правовое воздействие | взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. |
9. | Правовое регулирование | воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств. |
10. | Социальные нормы | правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений |
11. | Технические нормы | правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. |
Информация о работе Право и мораль:противоборство и взаимодействие