Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа
Моральные нормы регулируют не “внутренний”мир человека, а отношения между людьми. Совесть, долг-это те понятия, которые направляют поведение индивида в русло социальной нравственности. В этой работе я отождествляю понятия мораль и нравственность, не все ученые придерживаются такой точки зрения, но на протяжении всей курсовой работы я буду рассматривать эти два понятия как синонимы.
Введение 3
1.Мораль как система норм социального регулирования в обществе 5
2.Право в системе социального регулирования 12
3.Механизмы взаимодействия морали и права в системе социального
регулирования 16
3.1 Общие черты и различия 16
3.2 Механизмы взаимодействия 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ<< МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
По общей теории права
Мораль и права: механизмы взаимодействия
Введение
1.Мораль как система норм социального регулирования в обществе 5
2.Право в системе социального регулирования
3.Механизмы взаимодействия морали и права в системе социального
регулирования
3.1 Общие черты и различия
3.2 Механизмы взаимодействия
Заключение
Список использованных источников
В современном мире особая роль в формировании личности, ее сознания и активной жизненной позиции принадлежит нормам права и нормам морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами в обществе, целенаправленно воздействующих на человека как участника правоотношений.
Любое общество на любом этапе своего исторического развития нуждается в определенных социальных регуляторах: нормах права, нормах морали, религиозных нормах и т.д.
У различных мыслителей в различное время складывалось свое понимание морали, например, Кант считал, что это сфера сугубо внутреннего мира человека, а профессор Шершеневич:”Нравственность не требование человека к самому себе ,а требование общества к человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошие или плохое, а общество”.
Я, же считаю, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не конкретному лицу, а к всему обществу или большой группе индивидов.
Моральные нормы регулируют не “внутренний”мир человека, а отношения между людьми. Совесть, долг-это те понятия, которые направляют поведение индивида в русло социальной нравственности. В этой работе я отождествляю понятия мораль и нравственность, не все ученые придерживаются такой точки зрения, но на протяжении всей курсовой работы я буду рассматривать эти два понятия как синонимы.
Вопрос взаимодействия морали и права волновал умы многих мыслителей, еще в древности он получил определенное освещение во многих трудах философов того времени (Сократ, Платон, Аристотель). Еще древнегреческими юристами был сформулирован постулат, гласящий: ”Право рекомендует то, что одобрен обычаям” т.е. продиктовано нравственностью.
При написании этой работы я использовал как общенаучные методы: я анализировал и синтезировал информацию, полученную мною из разных источников, сравнивал два основных понятия настоящей работы - мораль и право, так и специальные методы: я проводил структурный анализ всего того материала, которым я пользовался при написании курсовой работы.
Основные задачи моей курсовой работы заключаются в том, чтобы отразить развитие морали и права, показать их общие черты и отличия и проилюстрировать способы механизмы и формы их взаимодействия.
Основная цель моей работы доказать, что мораль и право тесно взаимодействуют и дополняют друг друга в современном обществе.
Прежде всего, нам следует определить само понятие мораль. Мораль - особая форма общественного сознания, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Мораль – это форма саморегуляции личности с помощью понятий о добре и долге [7,с.18]. Я же считаю, что мораль – это специфическая форма культуры, в которой обобщены высокие идеалы.
У морали, как и любого другого социального регулятора есть свои признаки: императивность, обобщенный мировоззренческий характер правил (всеобщность морали), всепроникающий характер регуляции, неинстетуциональность, личностная форма нравственных требований. Так, говоря об императивности морали, отличают свойство морали требовать определенного поведения. Моральные требования формулируются в повелительном наклонении (”будь таким” “не делай этого!”) указывая на то , что есть, а не на то, что должно быть и каким именно. И.Кант утверждал, что нравственность не есть данное природой, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя идеалов долга, разумное самоограничение эгоизма.
Основными элементами структуры морали являются моральное сознание, практика нравственного поведения, самосознание.
Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы, и проявляется как стремление к совершенству. Я считаю, что данный элемент морали присущ каждому члену нашего общества.
Нравственная практика включает в себя реальные права, поступки, нравственные отношения. По моему мнению, это с чем мы с вами сталкиваемся ежедневно.
Нравственное самосознание – это сознание человеком себя как личности и своего места в общественной деятельности людей. Каждый из нас обладает этим элементом и использует его в повседневной жизни [3,с.21-22].
Я глубоко убежден, что все эти элементы присутствуют в нашей жизни и вмести они являют квинтесенцию морального образа отдельного человека.
Как и любому другому социальному регулятору морали присущи определенные функции:
Гуманизирующая функция. Объясняет место морали в общественных отношениях.
Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение людей.
Ценностно-орентируещая функция. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры и цели. Помогает выявить наиболее нравственные оценки и мнения поведения.
Познавательная функция. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это виденье в понятиях добра и зла , долга и ответственности.
Воспитательная функция. Мораль приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, Общепризнанные образцы поведения. По моему мнению, сила данной функции в современном обществе ослабевает, люди все больше руководствуются правом и все меньше моралью.
Оценочная функция. Мораль оценивает с позиции добра и зла освоение человеком действительности.
Мотивационная функция. Мораль позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.
Коммуникативная функция. Мораль выступает как форма общения, передачи информации о ценностях в жизни, нравственных контактов людей.
Так называемая “гуманизирующая” функция морали выступает результирующей всех вышеперечисленных функций. Мораль Гуманизирует индивидуальное поведение, направляет его на достижение социально и культурно значимых результатов, На восприятия другого человека как самоценного существа, на взаимодействие, а не манипуляцию им. Я считаю, что гуманизирующая функция должна консолидировать все вышеупомянутые функции морали, для того чтобы мораль воспринималась как целостная сущность, а не отдельные аспекты нашей жизни.
По своему объему и многогранности мораль шире права. Свое регулятивное воздействие она оценивает при помощи ормн-орентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. Основная часть из числа данных норм носит неисторический характер и описывается совокупностью этических категорий добра и зла, чести, совести и д. р.
В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.[13,с.197]
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования, согласно которой нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида , другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид.. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Информация о работе Мораль и права: механизмы взаимодействия