Право и мораль:противоборство и взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Произошедшие в 90-х годах ХХ века изменения социально-политического устройства нашей страны потребовали также создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе, совершенствования права в целом, определение его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов.

Содержание

Введение 3
1. Право и мораль в системе нормативного регулирования 5
1.1 Понятие и признаки нормативного регулирования 5
1.2 Понятие и признаки морали 9
2. Соотношение права и морали: взаимодействие и противоборство 13
2.1 Единство и различия права и морали 13
2.2 Взаимосвязь права и морали 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение В 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Теории государства и права(1 курс).doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Содержание

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Произошедшие  в 90-х годах ХХ века изменения  социально-политического устройства нашей страны потребовали также  создания новых правовых средств  социального регулирования системы  общественных отношений, содержащихся в правовой системе, совершенствования права в целом, определение его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов.

     Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор. Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство, техника) старше него по своему историческому возрасту.

     Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда  произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться  государства. Социокультурные нормы  первобытного безгосударственного  общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия — от убеждения до принуждения. Крупные проступки могли наказываться побоями, увечьями и даже смертью или изгнанием из общины, что, по существу, было равносильно смерти.

     Однако  социальные отличались от современных моральных норм, так как опирались не только на общественное мнение: община принуждала к соблюдению многих из них не менее жестко, чем позднее государство к выполнению норм права. Поэтому некоторые ученые рассматривают их как «мононормы» — правила поведения, в которых еще не дифференцировались различные типы социальной регуляции; мораль здесь существует в синкретичном единстве с самыми разнообразными социокультурными нормами и содержит древнейшие зачатки права.

     В юриспруденции значительное внимание уделяется изучению изменений правовых норм, а предшествующие им или последующие изменения в области морали рассматриваются не юридическими дисциплинами (философией, социологией, психологией, культурологией и др.).

      При этом выполнение правовых норм в значительной мере обуславливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Требования общественной морали непременно учитываются при разработке нормативных правовых актов государства, судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам.

     Изучение  норм морали представлены исследованиями ученых других наук, чьи труды важны для выявления связей правовых явлений с иными компонентами смежных общественных явлений и процессов В числе таких отечественных ученых находятся Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Л. В. Ковалева, В. Н. Назаров, а также зарубежные  исследователи – З. Бауман, Э. Бредли, П. Дж. Бьюкенен, М. Дженис, Э. Гидденс, Р. Гольдман, Д. Л. Колеман, Д. У. Миллард, Э. Сгречча, В. Тамбоне, С. Хантингтон, Т. К. Хартли, С. Франковски и др.

     Теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения общей теории права и государства, содержащиеся в научных трудах следующих авторов – С. С. Алексеев, И. Н. Барциц, А. В. Васильев, Р. Ф. Васильев, Б. П. Елисеев, В. В. Еремян, А. Д. Керимов, М. Н. Кузнецова, И. Н. Куксина, Ю. И. Лейбо, Г. В. Мальцев, Т. Д. Матвеева, Н. И. Матузов, З. А. Станкевич, А. С. Тагиев, Т. М. Шамба, А. И. Экимов, И. С. Яценко и др.

     Основной  целью данной работы является правовое исследование соотношения права  и морали. Данная цель решается посредством следующих задач:

     - рассмотреть понятие морали, ее  признаков;

     - определить характер взаимодействия  права и морали;

     - исследовать противоборство права  и морали;

     - подвести итоги проделанного  исследования.

     Практическая  значимость данной работы состоит в ее использовании в учебном процессе в рамках дисциплины теории государства и права при изучении тем, посвященных соответствующим проблемам.

     1. Право и мораль  в системе нормативного  регулирования

     1.1 Понятие и признаки  нормативного регулирования

 

     Человеческое  общество представляет собой сложный  организм, который является единым целым и вместе с тем состоит  из огромной массы изолированных, самостоятельных  индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции. Управление, осуществляемое в рамках системы (каковой в том числе является и общество), направлено на упорядочение элементов, образующих систему.

     Регулирование отношений между людьми может  быть индивидуальным, нормативным и  стихийным.

     При стихийном регулировании для  согласования интересов различных  субъектов вырабатывается единожды применяемый способ разрешения проблемной ситуации (модель поведения, приемлемая для имеющегося положения), но данное решение не становится общим правилом и может не применяться даже в весьма схожих ситуациях. В процессе подобного регулирования создаваемая модель поведения изначально не рассчитывается на применение в иных подобных случаях. Подобное регулирование встречается достаточно часто в бытовых отношениях, в личной жизни человека, а также в реакции органов государства на отдельные явления общественной жизни, которые носят во многом случайный характер. Однако следует иметь в виду, что многие правила в первоначальном виде были итогом стихийного регулирования. Изменение их качества произошло по причине сознательного их распространения на регулирование не единичных, а типичных случаев1.

     Нормативное регулирование представляет собой важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния социума вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими.

     Отсутствие  нормативного регулирования неизбежно  приводит к росту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов  случайности, что разрушает саму социальную общность как таковую.

     Помимо  нормативного, рассчитанного на значительную часть общества, существует также  индивидуальное регулирование. Последнее  касается лишь конкретных, четко обозначенных субъектов и в сфере права  осуществляется в ходе правоприменительной деятельности.

     Сегодня мало кто сомневается в необходимости  нормативного регулирования, под воздействием которого единичные общественные отношения  становятся подчиненными общему порядку. Однако, например, З. Фрейд рассматривал человеческую природу как абсолютное благо и полагал, что все дурное в обществе проистекает из социальных норм, мешающих удовлетворению насущных человеческих желаний, следовательно, социальные запреты необходимо ослабить. Автор теории психоанализа не учел в данном высказывании тот факт, что именно социальные запреты, первые табу (запрет инцеста и другие) сыграли одну из главных ролей в процессе становления человеческого общества, отличающегося от примитивного стада, которое руководствуется преимущественно биологическими законами2.

     Нормативное регулирование осуществляется посредством  двух типов норм: технических и  социальных.

     Технические нормы распространяются на поведение (под поведением следует понимать проявление социальной сущности любого человека, выражающееся в неразрывной цепи поступков) человека, в котором выражается его отношение к природе, к животному миру, к материальным благам, орудиям труда. Технические нормы сконцентрированы в различных стандартах, технологических правилах, правилах техники безопасности, правилах санитарии и гигиены, правилах пользования приборами и машинами и т.п. По мнению Г.Ф. Шершеневича, все нормы, связанные с отношением к животным есть технические нормы, поскольку животные не являются субъектами права.

     Невозможно  представить себе любой технологический процесс (будь то изготовление современной компьютерной техники или примитивное разжигание огня с помощью трения), обращение с техникой и природой без соблюдения определенных правил. Несоблюдение этих правил, например изложенных в инструкции по использованию утюга, может привести к отказу фирмы исполнить свои обязательства по бесплатному гарантийному обслуживанию. Более того, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение санитарных правил розничной торговли продуктами питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой такие юридические последствия, которые в зависимости от степени вреда и общественной опасности могут быть как административно-правовыми, так и уголовными мерами воздействия.

     В этих и других случаях связь между  правовыми нормами и техническими нормами настолько сильна, что  можно говорить о технико-юридических  нормах, т.е. таких стандартах в деятельности человека по отношению к природе  и технике, которые предполагают наступление правовых санкций в случае их несоблюдения3.

     Социальные  нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регулируют отношения  между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают  важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. По мнению Г.Ф. Шершеневича, особенность социальных норм состоит в том, что они всегда имеют повелительную форму, обращены к "существу, способному воспринять повеление и сообразовать с ним свое поведение", всегда определяют поведение человека в отношении других людей ("даже если встречаются иногда социальные нормы, которые с первого взгляда кажутся определяющими отношение человека к самому себе, то при ближайшем рассмотрении тотчас обнаружится ошибочность такого впечатления и за отношением человека к самому себе откроется отношение к другим людям") .

     Назначение  социальных норм состоит не только в регулировании отношений между  людьми. Социальные нормы выполняют  важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм.

     В структуре любой социальной нормы  выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. В гипотезе указываются  те условия, при наличии которых  действует данная норма. Диспозиция устанавливает (предписывает или разрешает) меру поведения, определяет связь субъекта и объекта. Диспозиция выражает тем самым общественное требование (или дозволение), предъявляемое к человеку в его отношениях с иными субъектами. Санкция указывает на те последствия, которые наступают в случае нарушения требования, изложенного в диспозиции4.

     Социальные  нормы современного общества многообразны. Это многообразие явилось следствием исторической дифференциации некогда  однородной, единой системы социальных норм, и обусловлено оно наличием в обществе множества сфер, которые требуют применения к ним норм не одного, а нескольких социальных регуляторов. Нормы различных социальных регуляторов имеют особенности: в формировании, формах существования, специфике воздействия на поведение людей, способах, методах и средствах обеспечения. Однако действие различных социальных регуляторов не обособлено и изолировано, а представляет собой систему, комплекс мер воздействия.

     Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной  регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм:

     1) нормы религии;

     2) обычаи, традиции, обыкновения;

     3) корпоративные нормы (нормы общественных  организаций);

     4) нормы морали;

            5) нормы права.

              Классификация социальных норм  также представлена в Приложении А. 

     1.2 Понятие и признаки  морали

 

     Слово мораль (от лат. "moralis") обозначает "относящийся к нраву, характеру, складу души". Слово "нравственность" - славянского происхождения, оно  близко по смыслу со словами "благонравие", "добронравие". Термины "мораль", "этика" и "нравственность" в философской литературе рассматриваются как синонимы, обозначающие одно и то же явление5. Дурной поступок одновременно можно назвать и неэтичным, и аморальным, и безнравственным.

Информация о работе Право и мораль:противоборство и взаимодействие