Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать право и государство в их соотношении.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть взаимодействие государства на право, юридическая политика государства;
описать проблему соотношения права и государства, их концепции и модели;
исследовать природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней.
Введение ……………………………………………………………….. 3
1 Основы права и государства ………………………………………. 6
1.1 Взаимодействие государства на право, юридическая политика государства ……………………………………………………………………..
6
1.2 Проблема соотношения права и государства: концепции и модели ……………………………………………………………………………
10
2 Проблемы правовой охраны природных ресурсов звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах ………………………….......................................................
14
2.1 Природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней ………………………………………………………….
14
2.2 Историко-правовые аспекты правовой охраны морских живых ресурсов в национальных законодательствах …………………………….......
24
Заключение …………………………………………………………….. 33
Глоссарий ………………………………………………………………. 36
Список использованных источников …………………………………. 37
Приложения ……………………………………………………………. 40
Морские млекопитающие, в особенности большие киты, являются ценнейшим источником животного белка: в их мясе содержится до 87% протеина (наивысший процент среди морских живых ресурсов). Кроме того, они играют огромную роль в жизни прибрежного населения многих стран с социально-экономической точки зрения, а также представляют значительный научный интерес как уникальное звено экосистемы Мирового океана в целом и различных его регионов, в частности.
Новый
толчок развитию китобойного промысла
дали технические
В условиях международной рыночной конкуренции началось беспощадное хищническое уничтожение животных.
Норвегия в 1903 г. приняла Закон «О воспрещении китобойного промысла у берегов Королевства на 10-летний период». В этой связи в борьбе за раздел новых водных территорий, богатых китами, норвежские китопромышленники начали промысловые операции у берегов Южной Америки, Южной Африки и Южной Георгии,8 где в 1910 г. уже работало 14 плавучих баз с 48 китобойцами Норвегия сумела добиться предоставления ей южноамериканскими государствами и Португалией специальных концессий и развернула крупные промысловые операции в Антарктиде. Некоторые районы, в которых норвежцы вели промысел, находились под юрисдикцией Великобритании, в соответствии с законодательством которой норвежцам для ведения промысла было необходимо покупать у норвежского правительства лицензии.
В начале XX века (с 1923г.) Новая Зеландия приступила к практике выдачи лицензий на китобойный промысел. Лицензией, стоимость которой достигала 200 фунтов стерлингов и выдавал ограниченному числу китобойных судов – 10, предусматривалась необходимость максимального использования туш, запрещалась добыча настоящих (гладких) китов и самок с детенышами.
Однако эти правила были применимы только к районам берегов моря Росса с островами и прилегающим к ним водам.
Аналогичный
закон по условиям ведения промысла
морских млекопитающих был
У Великобритании длительное время в силу закона 1865 г. имелась возможность прямо или косвенно применять свое законодательство на территории своих колоний, доминионов, на управляемых и подопечных территориях. Причем довольно развитые страны – Австралийский Союз, Канада, Южно-Африканский Союз и Новая Зеландия – до Второй мировой войны не являлись полностью субъектами международного права. Законодательство Великобритании фактически действовало в этих странах до начала 50-х годов.
Принятые в начале XX века (1907-1935 гг.) британские законы о регулировании китобойного промысла действовали в указанных странах вплоть до принятия ими самостоятельных национально-правовых актов. Законодательством Великобритании регламентировались порядок и условия ведения китобойного промысла как китобоями самой Великобритании, так и ее колоний.
В начале ХХ века российское государство также проводило линию, направленную на рациональное отношение к естественным природным богатствам. В 1918 г. Декретом об учреждении Пограничной охраны Совнарком возложил на эту службу обязанности по защите от расхищения водных богатств в пограничных территориальных водах.
Однако
в годы интервенции было невозможно
в полной мере прекратить истребление
морских млекопитающих в
В
целях обеспечения
Национальные
меры регулирования промысла, а также
то обстоятельство, что китов вблизи
побережья становилось все
Развивая практику одностороннего регулирования китобойного промысла, Норвегия приняла закон, запрещавший норвежским гражданам, компаниям или судам добывать настоящих китов, детенышей или маток с сосунками, а также обязывавший максимально полно использовать туши убитых животных. Затем закон был дополнен положением, ограничивающим размеры добываемых китов, была запрещена добыча синих китов длиной менее 60 футов и финвалов длиной менее 50 футов.10
Таким
образом, в начале ХХ столетия законодательством
ряда стран была заложена основа регулирования,
сыгравшая важную роль в становлении
международно-правового
Ряд государств принял законодательные акты, содержащие меры по обеспечению охраны и рационального использования тюленей и китов в районах, на которые распространялась юрисдикция этих государств.
Однако
практическое значение этих актов в
деле сохранения и рационального
использования морских
Все это, несомненно, настоятельно требовало разработки международных мер по охране морских млекопитающих.11
История
международных морских
XX
век ознаменовался необычайно быстрыми
темпами развития промышленности, науки
и техники; появлением мирохозяйственных
связей и мирового рынка; значительным
расширением деятельности государств
в Мировом океане. Все эти изменения потребовали
развития норм и институтов международного
морского права, их кодификации.
Противоречивые
процессы в обществе и в политической
системе находят свое зеркальное
отражение в системе «право-
Догматическое правоведение подчеркивало единство права и государства и отступало от диалектики. Между тем право, государство и законодательство – относительно самостоятельные явления и уже в силу этого обстоятельства содержат в себе элементы развития, могущие при определенных обстоятельствах, вырасти до антагонизмов.
Каждое из названных составляющих государственно-правовой жизни испытывает неодинаковое воздействие со стороны экономики, политики, морали. Право ближе к экономике и морали, государство же напрямую связано с политикой, а законодательство состоит в прямой зависимости от государства и косвенной – от политики.
Связи здесь самые разнообразные и меняющиеся. Но они всеобщие, хотя, разумеется, и противоречивы.
Социальные беды проистекают не от того, что право является концентрированным выражением политики, а от того, что оно концентрирует в себе не ту политику, политику, не отражающую объективные закономерностей общественного развития, от кого бы она ни исходила. При такой ситуации возрастает напряженность во всей правовой системе.
Рассогласование может порождаться отставанием правотворческой деятельности государства от потребностей правового регулирования, недочетам в правотворческой деятельности, недостатками в деятельности государственных органов по реализации права, стремлениями к ложно понятой целесообразности вопреки закону. Серьезные противоречия возникают в связи с тем, что государство и законы могут в разной степени выражать интересы правящих и потребности общества в целом, исходя из необходимости решать «общие дела».
Цивилизованные общества и государства накопили большой арсенал эффективных средств разрешения противоречий. Многие из них воспринимаются общественным мнением, партийными и государственными структурами.
Природа, все ее богатства являются национальным достоянием народов России. Естественной основой социально-экономического развития и благосостояния человека. В современных условиях, когда налицо противоречивые проявления научно-технического прогресса, усиление экологического кризиса и в то же время осуществляются меры по развитию рыночной экономики. Необходимо привлечь внимание каждого гражданина к вопросам разумного использования природных ресурсов и заботливого отношения к охране природы.
Экологическая политика в России и других республиках бывшего Советского Союза, основывалась на ряде принципов: регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью охранения природных богатства и естественной среды обитания человека; предупреждение возникновения вредных антропогенных воздействий в связи с развитием хозяйственной деятельности; оздоровление и улучшение экологической обстановки в городах и районах; сохранение в первозданном виде как уникальных, так и типичных природных комплексом и экосистем, а также отдельных видов животных и растений.
Важным принципом охраны окружающей природной среды в России является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
Экологическая политика государства в настоящее время опирается на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.
Охрана
природы – сознательная и целеустремленная
деятельность людей, направленная на сохранение
природы, обеспечение рационального использования
и воспроизводства ее ресурсов, улучшение
среды жизни и деятельности человека.
Отношения человека и природы многогранны.
Государство осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Соблюдение природоохранительного законодательства обеспечивается экологическим образованием и воспитанием, охватывающим весь процесс дошкольной, школьной подготовки, а также подготовки специалистов. Государство определяет в законодательном порядке процесс разрешения споров в области охраны природной среды между предприятиями, организациями, расположенными на территории субъектов Федерации.
За экологические правонарушения предусматривает дисциплинарная, материальная, административная ответственность, а за экологические преступления – уголовная ответственность.
№ | Новое понятие | Содержание |
1 |
Государство |
- это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории |
2 |
Государственные органы | - это структурные
звенья государственного |
3 |
Законодательство | - это совокупность
законов и подзаконных |
4 | Млекопитающие | - это класс наиболее высокоорганизованных животных типа хордовых |
5 |
Охрана
природы |
- сознательная
и целеустремленная |
6 |
Орган
государства |
- это специально
созданная структура, |
7 |
Право |
- это система
общеобязательных правил |
8 | Природная
среда |
- природа, рассматриваемая по отношению к существующим в ней организмам, в т.ч. людям |
9 | Экологическая политика | - это совокупность
способов достижения |
10 |
Экология |
- это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой |