Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать право и государство в их соотношении.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть взаимодействие государства на право, юридическая политика государства;
описать проблему соотношения права и государства, их концепции и модели;
исследовать природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней.
Введение ……………………………………………………………….. 3
1 Основы права и государства ………………………………………. 6
1.1 Взаимодействие государства на право, юридическая политика государства ……………………………………………………………………..
6
1.2 Проблема соотношения права и государства: концепции и модели ……………………………………………………………………………
10
2 Проблемы правовой охраны природных ресурсов звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах ………………………….......................................................
14
2.1 Природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней ………………………………………………………….
14
2.2 Историко-правовые аспекты правовой охраны морских живых ресурсов в национальных законодательствах …………………………….......
24
Заключение …………………………………………………………….. 33
Глоссарий ………………………………………………………………. 36
Список использованных источников …………………………………. 37
Приложения ……………………………………………………………. 40
Законодательство о защите рыбных запасов страны за исследуемый период представлено как общероссийскими указами, законами, другими нормативными актами, так и указами региональной направленности.
Однако, названные и другие законоположения свидетельствуют не столько о защите животного мира, сколько являлись несколько запоздалой реакцией государства на хищнические способы охоты.
Подчеркнем, что в связи с развитием промышленности и отсутствием единого общероссийского закона о рыболовстве и охране вод научные формирования и представители общественности «били тревогу» по поводу все большего загрязнения водоемов. Так, на I Всероссийском съезде рыбопромышленников обращалось внимание на недостаточность законов для защиты рыболовных угодий от загрязнения. В обоснование приводились факты, что обработка льна и конопли, развитие винокуренной, сахарной, красильной и химической промышленности, транспортировки нефти в деревянных судах содействовали отравлению стоячих и проточных вод и вызывали ощутимое сокращение рыбного богатства в водоемах России.1
Фауносберегающие обычаи и традиции народов Севера формировали у населения бережное отношение к животному миру. Культ духа покровительствовал охоте, рыбной ловле, он - первый и главный защитник животного мира. И давал их только тем охотникам и рыболовам, которые соблюдали известные правила.
Можно выделить три группы правил:
К сожалению, несмотря на бедственные сигналы о состоянии водных пространств страны, общероссийский закон о защите ихтиофауны и водоемов так и не был принят ни в конце ХIХ, ни в начале ХХ вв.
Законотворческая
деятельность государства отставала от
правоприменительной практики по названным
вопросам защиты леса и животных. Вероятно,
это объяснялось тем, что крупные рыбопромышленники,
казенные ведомства при наличии такого
закона лишились бы основных доходов от
рыболовства.6
Уместно
в заключение отметить, что если
природоохранная деятельность Петра
Великого и его преемников стимулировалась
преимущественно военными, экономическими
и другими целями, то природоохранная
деятельность различных союзов, комитетов,
ученых - рациональными и этическими соображениями
о гармонизации отношений человека и природы,
ответственностью поколений перед потомством
за свое поведение перед природой. Выступая
против хищнического, нерационального
природопользования, эти общественные
организации, природозащитники являлись
продолжателями народных традиций защиты
животного и растительного мира.1
Формирование законодательства прибрежных стран по использованию морских млекопитающих первоначально было связано с необходимостью регулирования отношений купли-продажи продукции промысла, установления привилегий торговым городам на сбор пошлин и т.п.1.
Небезынтересно рассмотреть этот вопрос и с исторической точки зрения, чтобы воочию убедиться в актуальности затронутой проблемы. Россия, несомненно, учитывала опыт других государств в сохранении и приумножении морской фауны. Так, китобойный промысел велся с Х века, сначала в Средиземном море, а затем и в Бискайском заливе.2 Уже на начальном этапе, будучи прибрежным, этот промысел велся достаточно активно. Баски, например, добывали до 60 китов в год. В итоге к концу XVI века запасы китов в прибрежных водах истощились.3
Протекционистская направленность национальных законодательств рассматриваемого периода по регулированию китобойного промысла неоднократно приводила к столкновениям ведущих морских держав – Англии, Голландии, Португалии, Испании. Китобойные интересы могли быть обеспечены или присвоением обширных морских пространств, или, напротив, гарантированием свободы промысла в открытом море.
Бурное развитие промышленности, торговли и мореплавания, приведшее к великим географическим открытиям, способствовало утверждению принципа свободы открытого моря и отказу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капитализма - Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или право, которое принадлежит Голландии, принимать участие в торговле в Ост-Индии» утверждал, что ни Португалия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство.
Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса территориальных вод прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств.
Великая
французская революция и
С
развитием китобойного
Английские охранные грамоты 1611-1615 гг. об исключительном праве ведения промысла у Шпицбергена и о праве на открытие земель1 выдавались не только британским, но и голландским китобоям. Вместе с тем, рядом актов вводились поощрительные меры, направленные на интенсификацию промысла, различные премии и льготы. Только в Англии сумма выплат по премиям с 1750 по 1824 гг. составила более 2,5 млн. фунтов стерлингов, а с 1762 г. английское правительство освободило своих китобоев от пошлин на торговлю продукцией промысла (ус и жир), иностранцев же обложило двукратным налогом.
Так же разворачивался промысел тюленей. За столетие до открытия европейцами Груманда (Шпицбергена) русские поморы промышляли там морского зверя.
Зверобойный промысел в заливе Св.Лаврентия в XVI веке был развернут басками и норвежцами. Географические открытия русских мореплавателей Беринга и Прибылова привели к резкому расширению зверобойного промысла в северной части Тихого океана.7 При этом скандинавские, датские и немецкие зверобои в конце ХVIII - начале ХIХ вв. промышляли гренландского тюленя-хохлача и тюленя-монаха не только у побережья Канады и Гренландии, но также и у Шпицбергена, о. Ян-Майен вплоть до Новой Земли.
Печальной судьбы в результате хищнического истребления не избежали и северные морские котики, большие скопления которых были обнаружены в середине XVIII в. в северном полушарии Тихого океана. Промысел котиков зачастую носил сопутствующий китобойному промыслу характер, китобойный же промысел велся варварским образом: американские зверобои в Охотском и Беринговом морях не использовали тушу кита, а вырубали лишь китовый ус.
Последующее развитие национальных законодательств в области промысла морских млекопитающих происходило, во-первых, на фоне роста технической оснащенности китобоев и зверобоев и, во-вторых, на фоне истощения запасов многих ценных видов морских млекопитающих.
К средине XIX века была полностью истреблена корова Стеллера, практически выбита популяция североамериканского калана, южного морского котика, серьезно подорваны запасы китов Северной Атлантики – от Ньюфаундленда до Северной Земли.
Интересы России в значительной степени страдали от разграбления иностранными государствами животных ресурсов прибрежных вод Дальнего Востока. В связи с этим 4 сентября 1821 г. Александром I был подписан Указ «О господстве России в северной части Тихого океана». Указ был направлен на закрепление прав России в районах Дальнего Востока и Аляски. Иностранным судам запрещалось не только приставать к островам северной части Тихого океана (Алеутские, Курильские и Командорские), но и «приближаться к оным на расстояние менее чем ста итальянских миль».1 Этим же Указом были утверждены и Правила «О пределах плавания и порядке сношения вдоль берегов Восточной Сибири и Северо-Западной Америки».
Охрана запасов морского зверя от хищнических набегов иностранных китобоев была одной из существенных задач, которую должен был решить данный Указ. Несмотря на то, что Соединенные Штаты Америки и Великобритания опротестовали его, подчеркнув несовместимость его положений с принципом «свободы открытого моря», Указ положил начало оформлению в национальном законодательстве принципа сохранения животных морских ресурсов.
В дальнейшем (1834-1847 гг.) Россией были приняты акты, запрещавшие добычу самок котиков, а в 1846-1847 гг. был объявлен полный запрет на промысел животных. Это был первый прецедент в мировой практике. Однако усилия России по защите северных морских котиков оказались недостаточными.
Ограничению промысла северных морских котиков служило введение в 1893 году запрета на пелагический (в открытом море) промысел этих животных и установление охранных зон вдоль всего побережья Берингова моря (10 морских миль) и вокруг Командорских островов (30 морских миль). В указанных охранных зонах в установленные сроки запрещалось находиться иностранным зверобойным судам, однако санкции за нарушение данного закона могли применяться лишь к подданным России, которые издревле вели только береговой промысел.
Между тем промысел осуществлялся на путях миграции северных морских котиков. В том же 1893 г. около 50 зверобойных шхун под флагом Великобритании и Соединенных Штатов вели промысел в районах, прилегающих к указанным районам.
Граждане Японии в соответствии с договором России и Японии от 25.05. 1875 г. «Об обмене Курильских островов на Южный Сахалин» до 1890 г. осуществляли промысел котиков на острове Тюлений (Роббен).
В
1878-1890 гг. Японией принимаются
По условиям Портсмутского мирного договора 1905 г. южная часть о.Сахалин и острова Тюлений отошли к Японии.1 В 1906 г. Японией был издан указ, согласно которому промысел котиков вокруг острова Тюлений в пределах 30-мильной зоны был запрещен для подданных Японии, а на самом острове был объявлен полный запрет на промысел.
Длительное время ни национальными, ни международными мерами не регулировался промысел тюленей в северной части Атлантики. Лишь в 1913 г. Великобритания приняла меры охраны тюленей, обитающих на Оркнейских островах.
В
1914 г. был издан специальный Акт парламента
об охране морских млекопитающих у побережья
Британских островов. В Канаде в 1930 г. был
издан закон по ограничению промысла моржа
(в Арктике) в связи с популярностью изделий
из клыков этого животного.