Право и государство в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать право и государство в их соотношении.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть взаимодействие государства на право, юридическая политика государства;
описать проблему соотношения права и государства, их концепции и модели;
исследовать природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
1 Основы права и государства ………………………………………. 6
1.1 Взаимодействие государства на право, юридическая политика государства ……………………………………………………………………..
6
1.2 Проблема соотношения права и государства: концепции и модели ……………………………………………………………………………
10
2 Проблемы правовой охраны природных ресурсов звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах ………………………….......................................................

14
2.1 Природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней ………………………………………………………….
14
2.2 Историко-правовые аспекты правовой охраны морских живых ресурсов в национальных законодательствах …………………………….......
24
Заключение …………………………………………………………….. 33
Глоссарий ………………………………………………………………. 36
Список использованных источников …………………………………. 37
Приложения ……………………………………………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Ергешова,КР,ТГП.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

       Более рационально стали подходить  к использованию и охране рыбных ресурсов: устанавливался порядок облова водоемов, правила рыболовства. Указ от 6 января 1704 г. запрещал самоловы-переметы, так как из-за них вверх на икрометание не только «великой», но и мелкой рыбе было невозможно пройти, запрещались указом и другие хищнические способы ловли рыбы.

 

        В 1721 г. Петр I издал Указ об охране беспозвоночных, в частности, об охране обыкновенной жемчужницы, населяющей реки Севера России, в котором отмечалось, что много жемчужниц вылавливается в такое время, когда «жемчуг еще в доброту своей чистоты не придет».

       «Всем обывателям, кто бы какого звания ни был», запрещалось  добывать жемчуг в реках Новгородского, Ржевского и Торопецкого уездов, где ее разрешалось ловить только три месяца (июль, август, сентябрь). Представляется, что именно сознание исчерпаемости биологических, животных ресурсов дикой природы в свое время привело людей к приручению и разведению животных, то есть к производящему типу хозяйственной деятельности.

       Таким образом, если мы обратимся к доисторическим временам, то и там увидим человека и в качестве акклиматизатора - скотовода, и в качестве истребителя - охотника – «борца» с первобытной природой. Это исключительно характерно для России с ее богатствами флоры и фауны.

       Действовавшие в империи законы о зверином, морском  промыслах, речном рыболовстве изложены, главным образом, в т.ХП Свода законов Российской империи, в Уставе сельского хозяйства.

       Но  к названным законам издавались отдельные дополнения в виде законодательных актов и распоряжений о рыболовстве, плавании рыбачьих судов в море, о льготах для рыбаков по судостроению, о праве собственности на воды речные, озерные и морские, о взысканиях за нарушение правил рыболовства, боя тюленя, за ловлю устриц, котиковый промысел и т.п.

       В Свод законов не включены конвенции, заключенные Россией со Швецией и с Румынией о рыболовстве в пограничных с этими странами водах. Министерствами государственных имуществ, земледелия издавался ряд инструкций и циркуляров по рыболовству, которые не были сведены в единое законодательство.

       В 1903 г. Департаментом земледелия был издан сборник обязательных постановлений и местных актов по рыбопромышленности, содержащий все правила, изданные на местах.  

       Собрания  же законов и распоряжений центральных  органов по рыболовству практически  не существовало, если не считать книгу Д.Клексора «Действующее законодательство по водному праву» (1903 г.), в которую вошли далеко не все законы по рыболовству, и «Сборник действующих узаконений о торговом мореплавании», изданный Главным Управлением Торгового мореплавания и Портов (1903 г.), в котором не были включены разнообразные инструкции.

       Распоряжение  министерства внутренних и духовных дел «О соблюдении арендаторами рыбной ловли правил рыбного хозяйства» от 19.02.1848 г. было включено в Сборник административных постановлений Ведомства внутренних и духовных дел» 1867 г. В разделе «Общие правила рыбного хозяйства» для арендаторов государственных имуществ при ловле рыбы в прудах, озерах и реках, состоящих в ведении казны, указывались следующие правила:  предохранять рыбу от ловли во время метания ею икры  и те сорта рыбы, которые поймали в несоответственное время, выпускать в воду обратно;  не употреблять для рыбной ловли отравы, острия, ружья;  во всех прудах, озерах сохранять и разводить известное количество соответственно местности;  мелюзги отборных сортов рыбы не ловить;  для предохранения от истребления мелюзги отборных и нехищных родов там, где находится несколько прудов, следует хищные роды рыб переводить в нижний.

       09.03.1892 г. Министром государственных имуществ был издан циркуляр «О принятии мер к прекращению незаконных способов рыбного лова» в связи с наличием многочисленных фактов (сигналов) о производстве лова рыбы посредством заколов, сетей, коробов и других орудий, устанавливаемых во всю ширину рек и речек, что идет в нарушение ст.216, 217 Свода законов. В циркуляре рекомендовалось «строжайше усилить наблюдение за пресечением и недопущением таких незаконных способов рыбного лова и о привлечении виновных к ответственности».

       14 октября 1899 г. принят циркуляр за № 1174 Министерствами земледелия и государственных имуществ, направленный губернаторам, «О принятии мер к прекращению лова рыбы ядовитыми и сильнодействующими веществами».

       В нем отмечалось, что участился  лов рыбы во многих местах путем  отравления ее известью и кукельваном. Такие приемы лова, направленные против массы рыбы, которая, однако, не вся попадает в руки рыбаков, поскольку большая часть отравленной рыбы тонет, или уносится течением, должны быть признаны хищническими и крайне вредными.

       В Своде законов Российской империи (т.XII ч.2) в разделе «О звериных и рыбных промыслах» закреплено положение о порядке производства звериных и рыбных промыслов в Северном океане и Белом море. Отмечено, что «никому в особенности не возбраняется заниматься рыбным и звериным промыслом на Северном океане и Белом море».

       Жителям поморского края Архангельской губернии дозволялось для облегчения промыслов  получать таможенные паспорта на рейсы в Норвегию не только на одно лето, но и на 2 года, а для промыслов на Новую Землю и на продолжительное время. Для устройства заводов по обработке продуктов китобойного промысла могли отводиться участки земли на Мурманском берегу. Для этого требовалось соблюдение следующих условий: китобойный промысел в районе начинать не ранее 1 июня, когда рыбные промыслы уже прекращаются, и протяженность участков по берегу моря не должна превышать 250 сажен (ст.285).

       Запрещен  морской котиковый промысел. Допускался промысел морских котиков на суше лишь с разрешения правительства  на определяемых им основаниях. Так, закреплен порядок осуществления Устьянского тюленьего промысла: бой лысунов в Мезенском заливе Архангельской губернии. «Для назначения времени начала промыслов и наблюдения за порядком» на каждое трехлетие промыслов избирались старосты от разных населенных пунктов. Старосты собирались в г. Мезени и назначали день выхода в море (25 марта).

       В разделе «О рыбной ловле в реках  Архангельской губернии, впадающих  в Белое море и Северный океан, и в притоках этих рек» запрещалось  употребление сетей с ячеями, имеющими менее полувершка от узла до узла». Это «не относится к орудиям, которыми производится лов морской рыбы, мойвы и песчанки.  

       Виновные  в нарушении правил промысла подвергались взысканию по ст.57 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, изъятием всей добычи. Взыскание определялось с каждой лодки, в которой находились нарушители (ст.57 за рыбную или иную ловлю в запрещенное время, в недозволенных местах, запрещенным способом или без соблюдения предписанных правил виновные подвергались денежному взысканию не более 25 рублей).

       В таких орудиях ячеи могут быть меньшей величины». Архангельскому губернатору предоставлялось право разрешать употребление орудий с более мелкими ячеями для ловли мелких пород рыб: ершей, ельца, уклейки, корюшки, ряпушки, сельди и др.

       Запрещалось устраивать заборы и заколы по всему  течению реки Печоры. Заборы и заколы по другим рекам Архангельской губернии, впадающим в Белое море и Северный Ледовитый океан, их притокам дозволялось  устраивать там, где они существовали до 06.01.1870 г., или же где с разрешения министра государственных имуществ. Но и в этих заборах и заколах оговаривались обязательные ворота, совершенно свободные для прохода рыбы. Ижи, язы, заездки, фитили и снаряды из тонких жердей, веток «дозволяются с тем, чтобы они не занимали более 1/3 ширины реки или притона от каждого берега и должны быть расположены ближе полуверсты один от другого.

       Длина поплавней по речке Кулою, других реках Архангельской губернии не должна превышать половины ширины реки и они не должны применяться как  ставные сети; «т.е. не должны прикрепляться  обоими концами к берегам или  ко дну реки». Также невода не должны употребляться как ставные сети. Нельзя допускать, чтобы одновременно в воде находилось 2 и более невода.

       Лов стерляди самоловной крючковой снастью  в реке Северная Двина допускался, когда расстояние крючков друг от друга должно быть не менее 12 вершков  и порядки или ярусы крючков могли быть от каждого берега не более как на 1/3 ширины всей реки. Лов острогой лох с 01 сентября по 15 октября полностью запрещался. 

       Наблюдение  за исполнением изложенных правил возлагалось  на волостную и уездную полицию. Кроме того, для наблюдения за правильным употреблением плавных сетей, а равно неводов на реках Кулое, Печоре, Мезени, где преимущественно использовались эти орудия лова, устанавливался общий надзор от выборных жителей сел и волостей. С этой целью жители названных сел и волостей избирали ежегодно из своей среды по 3 депутата на 1 год.

       Подобный  надзор мог быть установлен Архангельским  губернатором  в любой местности, где будут замечены злоупотребления  при ловле рыбы.

       За  нарушения изложенных правил определялись следующие наказания: 

  • за устройство на р.Печоре, других реках, впадающих в Белое море и Северный океан, на их протоках недозволенных заборов, заколов, виновные подвергались денежному взысканию по 5 рублей с каждой погонной сажени перегороженного протока: заборы и заколы уничтожаются за счет виновных;
  • за отсутствие в заборах ворот виновные подвергаются денежному взысканию по 5 рублей за каждую погонную сажень должной ширины ворот; ворота проделываются за счет виновных. В случае повторения нарушения дополнительное взыскание удваивается, а при совершении нарушений в третий раз - заборы и заколы не только уничтожаются за счет виновных, но и запрещается их возобновление в следующем году. За все прочие нарушения виновные подвергались взысканиям на основании ст.57 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

       Лица  же, изобличившие нарушителей в незаконной рыбной ловле, получали вознаграждение в размере половины денежного  взыскания, причитавшегося с виновного. Предусматривалась возможность выдачи денежных ссуд нуждавшимся рыбопромышленникам Архангельской губернии «от 2 до 4 лиц, если все участники артели уроженцы Архангельской губернии, русские подданные и не состоят хозяевами морских рыболовных промысловых заведений на Мурмане, содержащими там рабочих».

       Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, (1885 г.) определял строгие меры к нарушителям рассматриваемого законодательства.  

       Так, орудий лова с лодок или из воды во время рыболовства, виновные подвергались наказанию как за кражу. За производство ловли моржей, тюленей и вообще животных этого вида в неустановленных местах и ранее 23 марта каждого года, виновные подвергались денежному взысканию не свыше 1000 рублей, причем половина взыскания обращалась в казну, другая же в пользу лица, обнаружившего нарушителей. Так, за производство котикового промысла, морского или на суше, виновные подвергались заключению в тюрьме на время от 2 месяцев до 1 года и 4 месяцев. Орудия лова, добыча и суда со всем инвентарем конфисковывались. За истребление рыбы в прудах и реках посредством отравления воды ядовитыми или сильнодействующими веществами виновные подвергались заключению  от 4 до 8 месяцев (ст. 1624).

       Правила рыболовства для отдельных регионов имели свою специфику, имеющую отношение  к срокам лова, орудиям лова, допустимого  к отлову размера рыб. Так, для Архангельской губернии полагалось орудия лова на летний сезон сдавать на хранение властям, которые их запирали на замок и опечатывали, на сплавных реках оставлять пространство только для прохода лодок, выставлять в запретных местах по рекам соответствующие знаки.

       В Уголовном Уложении (изд. 1903 г.) закреплено положение о том, что «виновный в рыбной или иной ловле в недозволенное время, в недозволенных местах, запрещенными способами или без соблюдения предписанных правил наказывается денежной пеней не более 25 рублей». «Если виновный занимался промыслом, запрещенным к ловле, рыб или применял взрывчатые вещества, то наказывался арестом на срок не более 1 месяца или денежным взысканием (пеней) не более 100 рублей».

       В 1851 г. правительство создало специальную комиссию по изучению рыболовства, проводившую работу в Лифляндии и Псковской губернии. Были организованы такие же комиссии по Каспийскому бассейну (1852 г.), Белому морю и Ледовитому океану (1859 г.), Азовскому, Черному морях и бассейну Днепра (1863-1864 гг.), Северо-Западному краю (1870-1871 гг.). Названные комиссии создавали Правила о рыбных и зверовых промыслах.

       В 1884 году был опубликован «Проект  общих правил рыболовства и рыбоводства», состоявший из 58 статей. Во всех водоемах, в устьях рек, приустьевых пространствах  морей устанавливались заповедные зоны. Такие водоемы изымались из частного пользования, любые хозяйственные работы там запрещались. Устанавливался размер дозволенных к промыслу рыб. Не разрешался лов и сбор икры. Запрещалось глушить и травить рыбу, сбрасывать грязные воды, сваливать навоз и нечистоты в овраги, направленные в реки. Контроль за промыслом осуществляли местные власти, рыболовная полиция и общественность.

Информация о работе Право и государство в их соотношении