Право и государство в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать право и государство в их соотношении.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть взаимодействие государства на право, юридическая политика государства;
описать проблему соотношения права и государства, их концепции и модели;
исследовать природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
1 Основы права и государства ………………………………………. 6
1.1 Взаимодействие государства на право, юридическая политика государства ……………………………………………………………………..
6
1.2 Проблема соотношения права и государства: концепции и модели ……………………………………………………………………………
10
2 Проблемы правовой охраны природных ресурсов звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах ………………………….......................................................

14
2.1 Природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней ………………………………………………………….
14
2.2 Историко-правовые аспекты правовой охраны морских живых ресурсов в национальных законодательствах …………………………….......
24
Заключение …………………………………………………………….. 33
Глоссарий ………………………………………………………………. 36
Список использованных источников …………………………………. 37
Приложения ……………………………………………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Ергешова,КР,ТГП.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Ростовский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Право и государство  в их соотношении
Фамилия студента Багамаев
Имя студента Арсен
Отчество  студента Абдусаламович
№ контракта 03000100101030

 

     Содержание

 
       Введение ……………………………………………………………….. 3
       1 Основы права и государства ………………………………………. 6
       1.1 Взаимодействие  государства на право, юридическая  политика государства ……………………………………………………………………..  
6
       1.2 Проблема соотношения права и государства: концепции и модели ……………………………………………………………………………  
10
       2 Проблемы правовой охраны природных ресурсов  звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах ………………………….......................................................  
 
14
       2.1 Природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней ………………………………………………………….  
14
       2.2  Историко-правовые аспекты правовой охраны  морских живых ресурсов в национальных законодательствах …………………………….......  
24
       Заключение …………………………………………………………….. 33
       Глоссарий ………………………………………………………………. 36
       Список использованных источников …………………………………. 37
       Приложения …………………………………………………………….  40

       Введение

 

       Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата.

       С другой стороны, право упорядочивает  деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

       Проблема  соотношения государства и права  сводится к вопросу о том, что  первично – государство или право.

       Можно выделить пять основных позиций в  трактовке данного вопроса, которые  играют определенную роль в различные  периоды развития общества:

  • первая позиция получила название этатистской – согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений. Государство предшествует праву. Последнее зависимо от государства и порождено им;
  • вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство – это продукт права. Государство подчиняется праву, поскольку само оно возникает из потребности обеспечить  действие права как системы нормативного регулирования;
  • третья позиция – дуалистическая – исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом. Ни не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости;
  • четвертая позиция – позитивистская – базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство ограничивает себя ими. Однако такое самоограничение определяется самим государством;
  • пятая позиция, именуемая либерально-демократической, обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход заключается в различении закона и права, считая право первичным элементом.

       Кроме вышеуказанных подходов представляется интересным рассмотреть взаимное воздействие права и государства.

       В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия  права на государство: на внутреннюю организацию государства, т.е. право  оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма; на деятельность государства, т.е. право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.

       Государство в свою очередь воздействует на право: будучи непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения; обеспечивая реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, народной и контрольной деятельности; оказывая праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

       Анализируя  связь государства и права, следует  иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Каждое из данных явлений имеет собственные закономерности развития. Но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

       Методологические  основы анализа государственно-правовых явлений в различные исторические периоды их эволюции разрабатывались  такими отечественными учеными, как: С.С.Алексеев, М.И.Байтин, А.И.Демидов, А.В.Евсеев, О.Э.Лейст, Д.А.Керимов, В.Н.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц, Г.В.Мальцев, А.А.Матюхин, А.Х.Саидов, А.Ф.Черданцев, В.А.Четверний и др.

       Цель  курсовой работы – проанализировать   право и государство в их соотношении.

       Данная  цель реализуется в работе на основе решения следующих задач: 

  • раскрыть взаимодействие государства на право, юридическая политика государства;
  • описать проблему соотношения права и государства, их концепции и модели;
  • исследовать природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней.

       Объектом  исследования является  взаимодействие государства на право и воздействие права на государство.

       Предмет исследования – проблемы правовой охраны природных ресурсов  звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах.

       Основная  часть

       1 Основы права и государства 

       1.1 Взаимодействие государства  на право, юридическая  политика государства 

       Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной  силой их осуществления. Государственная  власть имеет конституитивное значение для самого бытия права как особого института.

       Государство опекает право, использует его потенциал  для достижения целей государственной  политики. Однако влияние государства  на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских  воззрений, признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или атрибутом.

       Право также обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими  ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право по отношению к  государству имеет самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

       Наиболее  ощутимо воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не формирует право, а завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы. В этом смысле государство не является его начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.

       Причины возникновения права коренятся  в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа.   

       Недооценка  данного принципиально важного  положения ведет к тому, что  единственным и определяющим источником права признается государственная  деятельность.  Именно в этом и  заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

       Вряд  ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической  теории взглядами, согласно которым  образование права рассматривается в полном отрыве от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо.

       Но  роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. Государство  вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Поэтому творческая роль государства в отношении образования прав заключается:

  • в осуществлении правотворческой деятельности, государство в соответствии с законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наиболее рациональную юридическую форму и учреждает общие нормы, придавая им с помощью авторитета государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. Это означает, что государство устанавливает нормы права;
  • в санкционировании норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим;
  • в признании юридической обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей, вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение, т.е. формируются так называемое обычное право и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.1

       Государство обеспечивает развитие всей системы  источников права.

       Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. Можно сказать, что государство управляет правовой системой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

       Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

       Анемия  исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует  отечественный опыт, блокирует действие права. Активность государства –  необходимое условие утверждения  правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Информация о работе Право и государство в их соотношении