Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать право и государство в их соотношении.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть взаимодействие государства на право, юридическая политика государства;
описать проблему соотношения права и государства, их концепции и модели;
исследовать природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней.
Введение ……………………………………………………………….. 3
1 Основы права и государства ………………………………………. 6
1.1 Взаимодействие государства на право, юридическая политика государства ……………………………………………………………………..
6
1.2 Проблема соотношения права и государства: концепции и модели ……………………………………………………………………………
10
2 Проблемы правовой охраны природных ресурсов звериных и рыбных промыслов России в досоветский период и в национальных законодательствах ………………………….......................................................
14
2.1 Природоохранное законодательство России с древнейших времен до наших дней ………………………………………………………….
14
2.2 Историко-правовые аспекты правовой охраны морских живых ресурсов в национальных законодательствах …………………………….......
24
Заключение …………………………………………………………….. 33
Глоссарий ………………………………………………………………. 36
Список использованных источников …………………………………. 37
Приложения ……………………………………………………………. 40
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила и авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым, упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Государство способствует распространению права в социальном пространстве. Оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Объективно существуют пределы воздействия государства на право. Это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права данных социально-экономических и политических условиях.
Возможности государства не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а, в конечном счете, снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.
Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы, принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации правовых норм, укрепления режима законности и безопасности, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.
Институт
юридической политики конкретизирует
общие цели и задачи государственного
строительства в сфере
Юридическая
политика в связи и с этим является
необходимым условием проводимых в
стране преобразований. Значит, нужны
целенаправленные и кардинальные меры
государства по реформированию юридических
учреждений, обеспечению качества законотворчества,
усилению результативности в борьбе с
преступностью и произволом как государственных
структур, так и частных лиц, способные
качественно оздоровить правовую атмосферу,
утвердить среду, благоприятную для действия
права.
1.2
Проблема соотношения
права и государства:
концепции и модели
В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: во внутренней организации государства и в его деятельности.
Проблема
соотношения права и
В
отечественной юридической
В
настоящее время в специальной
литературе рассматривается несколько
теоретических позиций по данной
проблеме. Наиболее традиционной для
российской политико-юридической мысли
является этатически-тоталитарная концепция,
которая исходит из того, что государство
выше и важнее права, что оно творит право
и использует его как инструмент своей
политики. Данная концепция наиболее устоялась
в российском дискурсе, опирается на марксистко-ленинское
понимание сущности государства и права.
В традиционной марксистской трактовке государство, выражая волю господствующего класса, стоит выше права. Этатически-тоталитарный поход окончательно сформировался в ходе дискуссий 30-40-х гг. ХХ в., имеет государственно-классовый оттенок, долгие годы культивировался ленинско-сталинскими правоведами.
Не
случайно понятие правового государства
воспринималось вплоть до конца 80-х
гг. как нечто одиозное, противоречащее
социалистическому
Противоположной
концепцией, раскрывающей специфику
соотношения государства и
Либеральная концепция стала осваиваться отечественным общественным сознанием в последние годы. «Право выше государства» - такой тезис исторически не подтвержден.3 Право существует в современном общественном сознании и поведении людей до и независимо от издания государством юридических норм. Но это – не право, а всего лишь правосознание, идеология или мораль. На привычной для нас материалистической почве трудно возродить идеи естественного права.
Либеральное понимание соотношения права и государства в условиях российской действительности в настоящее время является выражением скорее желаемого, чем действительного. Таким образом, обе концепции представляют собой две крайности одной проблемы. Обе предполагают некоторое однозначное, простое решение вопроса, противопоставляют право и государство друг другу.
В действительности взаимосвязь соотносимых явлений достаточно слона. А потому, отношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
В.Н.Кудрявцев формулировал прагматическую концепцию: право создается государством, которое вместе с тем должно быть им связано. Эта формула в целом отражает либеральные пожелания. Но она ближе к политической и юридической реальности, «чистая» либеральная концепция.
Кудрявцев отмечает, что «выражение «право создается государство» не надо толковать упрощенно; если исходить из признания права в широком смысле, то, разумеется, государство не создает ни правосознание, ни правовой идеологии, ни непосредственно – большей части правовых отношений. Но оно создает центральное «ядро» права, а именно: юридические нормы, без которых не существует и право в целом».4
Государство
и право нерасторжимы. Как явления
цивилизации они имеют единую
социально-экономическую
Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право является правотворчество и правореализация. Однако, ошибочно преувеличивать его роль в этом процессе, так как государство в буквальном смысле не творит, не создает право. Оно придает необходимую юридическую форму тем притязаниям и потребностям, которые уже созрели в ходе саморазвития общества. Все-таки такие свойства права, как формальная определенность и общеобязательность, приобретаются благодаря исключительно государственному влиянию.
Само государство также объективно нуждается в праве. Право юридически оформляется государством, регулирует основные стороны его функционирования и придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их властные полномочия, упорядочивает их отношения между собой и с населением, устанавливает пределы вмешательства государства в частную жизнь государства, в работу институтов гражданского общества.
Право «связывает» государство, делает его безопасным для граждан. Государства юридически регламентируют свои действия по отношению друг к другу и всему мировому сообществу.
Таким образом, право – важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами как внутри страны, так и за ее пределами.
В
современных условиях связующая роль
права в отношении государства усиливается.
При этом наблюдается следующая закономерность:
чем точнее право отражает объективные
потребности общественного развития,
тем в большей мере оно связывает государство.
Активность государства в этом случае
не подавляется. Она расходуется результативно
и исключительно в интересах общества
и отдельной личности. Только будучи связанным
правом, государство может действовать
«свободно», а значит, соответствовать
историческому предназначению.
2 Проблемы правовой
охраны природных ресурсов
звериных и рыбных промыслов
России в досоветский
период и в национальных
законодательствах
2.1
Природоохранное
законодательство
России с древнейших
времен до наших
дней
В жизни общества проблема его взаимодействия с природой существовала всегда и зависела от местности, стихийных, климатических и других разнообразных явлений. Не будет ошибкой утверждать, что проблема охраны природных ресурсов появилась вместе с самим человеком, т.е. со времени возникновения труда как процесса, совершавшегося между человеком и природой.
Еще
в период так называемого «
Труд древнейшего человека был связан с использованием готовых продуктов природы - диких зверей и диких плодов. От этого зависело само существование человека. И бережное отношение к живой природе явилось одним из главнейших условий жизни «первобытного» человека.
Представление о природоохранительных идеях в законодательствах античных государств дает трактат Платона «Законы». Земля рассматривалась им как государственная собственность и распределялась только с учётом качества почвы. Подчеркивалось, что забота граждан о земле должна быть больше, чем любовь детей к матери.
Широко поощрялась охота. Но в то же время запрещались браконьерские способы: охота ночью, с помощью силков, тенет. Под запретом была добыча рыбы с применением ядов – «соков, мутящих воду», что было проявлением заботы и об охране воды.
Природоохранное законодательство России, связанное с защитой частновладельческих прав, берет свое начало со времен «Русской правды».
Например, ст.69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа,1 так как бобры и иные ценные породы зверей считались собственностью князя. Этот принцип не нарушался и в дальнейшем, и по мере развития феодальных отношений в Русском государстве широко распространялся, затрагивая в основном те же сферы - охоту, рыболовство и лесопользование.
Русские летописи упоминают зверинцы и ловища, в которых сберегали дичь для княжеских охот, где никто не имел права охотиться без разрешения князя.
Законодательство XV-XVI вв. надежно охраняло природные объекты великокняжеских монастырских и общинных владений от посягательств на них посторонних лиц.
В уставных и жалованных грамотах XV и XVI веков за самовольную ловлю рыбы и бобров вводился двухрублевый штраф.
В 1635 г. в Пермь Великую была направлена царская грамота «О воспрещении ловить капканами бобров и выдр». Нарушители названного законоположения подвергались помимо штрафа торговой казни (битью кнутом, зачастую до смерти, на торгах, в иных местах скопления народа) и тюремному заключению до государева указа.5 Такому же наказанию подвергался и кузнец, изготовивший или отремонтировавший капкан.