Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 14:47, курсовая работа
На современном этапе остро стоит проблема крупных городов. Основной стратегией выживания последних, является решение главной экономической задачи - превращение города из научно-производственного комплекса с отсталой структурой хозяйства в научно-производственно-информационный комплекс, интегрированный в мировую экономику с высокой степенью мобильности и диверсифицированности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ………………...6
1.1. Концептуальные основы исследования устойчивого развития
территории………………………………………………………………..……….6
1.2. Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории……………………………………………………………………….13
1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления 17
2. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….…….23
2.1. Опыт преодоления агрессивной среды управления в муниципальном управлении г. Мурманска……………………………………………………….23
2.2. Рекомендации по преодолению агрессивной среды управления в муниципальном управлении…………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….46
Однако наблюдается несоответствие принятых нормативных актов федеральным законам. Муниципальный законодатель в условиях явной недостаточности норм регулирования, заложенной в федеральном законе, установил достаточно широкий правовой предел регулирования территориальной организации самоуправления.
В процессе анализа юридических свойств устава делается вывод о том, что нормы ст. 57 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), допускающие возможность восполнить пробел в праве при отсутствии законодательства субъекта РФ правовыми нормами устава муниципального образования, не позволяют обеспечить соблюдение принципа законности, соответствие устава законодательству субъекта РФ. Временное правовое регулирование отношений, предусмотренных ст. 57 Федерального закона, целесообразно осуществлять в переходных положениях устава.
Значительный
объем регулирования
Нормотворчество на уровне
Слабость
законодательства в сфере местного
самоуправления обусловлена рядом
причин среди которых главное
- отсутствие целостной системы
Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь четкое представление о круге своих полномочий и соответствующих им обязанностях ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве. Вместе с тем жестко закреплять за органами местного самоуправления определенный фиксированный объем полномочий нецелесообразно. Муниципальное образование имеет существенные различия по экономическому потенциалу инфраструктуре кадрам поэтому объем полномочий по решению вопросов местного значения который могут взять на себя те или иные органы местного самоуправления всегда будет различным. При определении компетенции муниципального образования необходимо обязательно учитывать местные условия.
При распределении полномочий важно найти оптимальное решение того какую функцию следует передавать на принципе исключительного исполнения а для какой устанавливать совместную ответственность различных уровней управления. С точки зрения повышения эффективности управления необходимо стремиться к тому чтобы во всех областях отношений в которых неизбежна совместная ответственность между различными уровнями управления определялся участник координирующий усилия органов власти различного уровня по решению совместной задачи.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления не содержит специальных норм о распределении задач отнесенных к компетенции местного самоуправления между районами и находящимися на их территории населенными пунктами. В соответствии с конституционным правом России населенные пункты как муниципальные образования являются самостоятельными субъектами местного самоуправления по отношению к районам. Однако в силу отсутствия необходимых административных и финансовых ресурсов находящиеся на территории районов муниципальные образования часто не в состоянии выполнять все задачи отнесенные к их ведению. Поэтому возникает объективная необходимость такого распределения полномочий между районами и муниципальными образованиями которое позволило бы обеспечить стабильное осуществление задач. Это возможно если на муниципальные образования находящиеся на территории районов возлагаются только те функции которые органы местного самоуправления в состоянии эффективно решать исходя из своего организационно-управленческого и финансового потенциала. За субъектами Российской Федерации в законодательстве закрепляется право принятия законодательного акта о распределении компетенции между районами и находящимися на их территории населенными пунктами в соответствии с организационно-управленческими и финансовыми ресурсами соответствующих образований.
Делегирование полномочий производится с учетом задач социально-экономического развития муниципального образования г. Мурманск. Передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения муниципальными органами власти вопросов местного значения или ухудшать социально-экономическое положение муниципального образования. Полномочия могут передаваться только при наличии реальных возможностей для их осуществления органами местного самоуправления.
При делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления г. Мурманск проект закона должен заблаговременно направляться представительным органам соответствующих муниципальных образований для согласования и мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях представительных органов государственной власти.
Постепенно должны складываться и новые формы взаимодействия муниципальных органов г. Мурманск: создание совместных временных и постоянных рабочих органов; совместная разработка и реализация планов и программ. В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и повышения эффективности взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские межрегиональные и региональные специализированные объединения муниципальных образований. Многие положительные результаты достигнутые в ходе муниципальной реформы в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.
При определении состава г. Мурманск необходимо учитывать территориальный демографический экономический исторический и административный факторы. Среди возможных полномочий г. Мурманск можно отметить социальную поддержку и занятость населения управление чрезвычайными ситуациями охрану окружающей среды противопожарную безопасность регулирование земельных отношений и т.п. То есть полномочия передаваемые на уровень г. Мурманск связаны с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики и в тоже время отнесены к вопросам местного значения. Среди преимуществ такой системы специалистами отмечается укрепление вертикали исполнительной власти приближение государственной власти к населению более комплексное развитие территорий состоящих из нескольких муниципальных образований.
Также необходимо:
-
создать правовые возможности
для формирования малыми
-
создать условия для
- повысить эффективность механизмов государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства и исполнения государственных полномочий;
-
усилить публичный контроль за
деятельностью местного
-
создать возможность
Указанные
меры хорошо зарекомендовали себя в
зарубежной практике. Отдельные элементы
уже используются в России но
по мнению специалистов только их комплексное
и широкое распространение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализируя все вышесказанное, в заключение можно сделать вывод, что в экономической политике регионов Севера, а именно Мурманской области в той или иной степени задействован практически весь инструментарий региональной экономической политики, который в основном задействован в селективной поддержке развития региона. Так, это оказание финансовой помощи по завозу продукции на Север и погашение связанных с этим льготных кредитов; финансирование ряда федеральных программ; трансферты бюджетам субъектам Федерации; частичное финансирование компенсации лицам, проживающим в северных регионах; выплаты из внебюджетных фондов.
Основные усилия государственных органов в данном направлении, сосредоточены на так называемом «северном завозе», т.е. государственном финансировании доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территориям топлива, нефтепродуктов, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Для реализации северного завоза используются различные способы, в частности, предоставление бюджетных ссуд, формирование специальных фондов для финансирования завоза.
Одним из направлений государственной поддержки региона является снижение социально-экономической нагрузки на регион и обусловленный этим процессом переезд населения из регионов. В этой связи государством предпринимаются усилия по предоставлению финансовых ресурсов и установлению льгот для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, в частности предоставление жилищных субсидий и государственных жилищных сертификатов.
В отношении Мурманской области, также проводятся прецедентные виды государственной поддержки, которая осуществляется путем принятия специальных территориально-ориентриованных президентских и правительственных решений, устанавливающих на определенной территории условий хозяйствования и режимов регулирования экономических отношений, отличающихся от общенормативных и действующих в масштабах всей страны. Государственная поддержка предусматривает дополнительное выделение из федерального бюджета целевых капитальных вложений на приоритетные объекты, предоставление региональных экспортных пошлин, кредитных ресурсов, различных льгот по экспортным и импортным операциям.
Таким образом, экономическая политика государства в отношении северных регионов, учитывая специфичность этих территорий, должна быть направлена:
1. на преодоление искусственно заниженной конкурентоспособности производимой продукции и соответствующих спросовых ограничений, обусловленных чрезвычайно высокими транспортными издержками, путем их определенной компенсации в той или иной форме.
2. следует учитывать истощение богатой и продуктивной традиционной сырьевой базы, которая уже стала для многих обрабатывающих производств в регионе лимитирующим фактором. В то же время освоение новых разведанных запасов требует значительных инвестиций и не может быть осуществлено силами самого региона.
3.
чрезвычайно важным является
вопрос закрепления населения
в этих регионах, прежде всего
за счет обеспечения
Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.
Формирование
системы управления хозяйством на уровне
любой
степени локализации и, в частности, на
уровне муниципальных образований
должно базироваться на комплексном изучении
экономических факторов,
обуславливающих взаимозависимость систем
муниципального управления и
муниципального хозяйства, с целью согласования
их интересов в социальной и экономической
сферах. Это позволит выявить особенности
циклов и скорости развития экономических
отношений и местного хозяйствования
и с учетом этого создать эффективную
систему управления конкретной территорией.
Учитывая то, что сегодня в России значительная
доля ответственности и финансирования
возложена на муниципальные образования,
функция обеспечения доходов муниципального
бюджета выдвигается на первый план и
становится ведущей. Поэтому необходимы
радикальные изменения систем муниципального
управления, включая структурную перестройку
и позиционирование муниципальных образований
в развивающейся системе хозяйствования
регионов и страны в целом.
Содержательная сущность системы муниципального
управления, заключается в регулировании
функционирования системы муниципального
хозяйствования и определении ее стратегии,
направленной на реализацию эффективных
форм управления системой муниципального
образования и экономических интересов
территории.