Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе остро стоит проблема крупных городов. Основной стратегией выживания последних, является решение главной экономической задачи - превращение города из научно-производственного комплекса с отсталой структурой хозяйства в научно-производственно-информационный комплекс, интегрированный в мировую экономику с высокой степенью мобильности и диверсифицированности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ………………...6
1.1. Концептуальные основы исследования устойчивого развития
территории………………………………………………………………..……….6
1.2. Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории……………………………………………………………………….13
1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления 17
2. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….…….23
2.1. Опыт преодоления агрессивной среды управления в муниципальном управлении г. Мурманска……………………………………………………….23
2.2. Рекомендации по преодолению агрессивной среды управления в муниципальном управлении…………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления..doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     При нормальном развитии событий территориальная  система переходит из начального в новое состояние, качественно  и количественно совершенствуясь. По мнению авторов, именно этот процесс  можно определить кик устойчивое развитие. Причем, в реальности могут наблюдаться как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако совершенно необходимые для повышения устойчивости системы в целом.

     Применительно к развитию территориальной системы  следует говорим, о невозможности судить об уровне ее развития лишь по количественным изменениям ее характеристик (например, не всякий подъем экономики и частности увеличение ВРП, говорит о повышении устойчивости и наоборот).

     По  мере увеличения разнообразия системы, в течение определенного промежутка времени накапливаются противоречия, которые в конечном счете должны быть разрешены. Для того, чтобы территориальная система не разрушилась (и были минимизированы издержки разрешения противоречий), а также для создания фундамента дальнейшего развития, необходимо выявление и воздействие на точки (зоны) устойчивости, которые стабилизируют процесс перехода из одного состояния в другое и инициируют дальнейшее развитие. Представляется, что любая территориальная система (в том числе и городская), должна содержать и компоненты неустойчивости, которые являются базой прогрессивного или регрессивного (при соответствующих условиях) обновления системы.

     В таком случае задача управления заключается не в подавлении неустойчивости, а в воздействии на нее через точки устойчивости (стабильности) и придании развитию территориальной системы определенной направленности. На рис. 1.1.24 приведена структурная модель устойчивости территории с выделением предполагаемых (но не однозначных) точек устойчивости. Авторы считают, что можно найти механизмы как слежения, так и воздействия на такие точки, которые позволят концентрировать усилия в определенных направлениях, а не разбрасываться ресурсами (интеллектуальными, финансовыми), стремясь сразу и все сделать устойчивым. Как показано ранее, это не только невозможно, но и вредно для прогресса территориальной системы в целом (хотя для отдельных ее подсистем это и может быть благоприятно, но лишь в краткосрочном периоде).

     Кроме того, проблема обеспечения устойчивого  развития заключается еще и в  том, что управляющая подсистема, осуществляющая преобразования, сама есть часть объекта преобразования, одновременно являясь и ее субъектом. Поэтому попытка осуществить всеохватный переход к устойчивому развитию непременно окончится неудачей, поскольку в таком случае попытка определения устойчивого будущего, приводит к противоречию суждения о будущем в рамках настоящего. Другими словами, не представляется в конечном итоге возможным четко сформулировать цели устойчивого развития в конкретном виде, что стремятся сделать многие исследователи. Требуется выявить, прежде всего, формы устойчивого развития, а содержание (то есть конкретные показатели) является в данном случае вторичным. Так, например, потребность в удовлетворении качеством жизни (форма) на протяжении истории изменялась мало, однако требования человека для достижения этой цели постоянно менялись в процессе эволюции.

     

     Рис. 1. 2. Структурная модель устойчивости территориальной системы

     

     Рис. 1. 3. Абстрактная модель устойчивого развития территориальной системы

     На  рис. 1. 3. представлена абстрактная модель движения к устойчивому развитию, точнее, процесс устойчивого развития, поскольку нельзя точно определить точку, когда оно началось. Данная модель с учетом всего вышесказанного характеризует процесс устойчивого развития в целом и отражает те основные моменты, которые были отмечены авторами ранее.

     Очевидно, необходимо дать более развернутую, конкретизированную характеристику процессов, происходящих при образовании территориальной  системы. Однако это будет уже целостная и системная характеристика, а не перечень, свод неких разрозненных принципов и рекомендаций к действию. Хочется надеяться, что понимание изложенных выше положений, не претендующих, однако, на абсолютное знание о столь противоречивом явлении как "устойчивое развитие", станет определенным шагом на пути к прогрессивному в самом широком смысле развитию территории5.  
 
 

     1.2.  Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории 

     Задача  вычленения безопасности крупных городов из общей проблемы безопасности - сложная задача. Безопасность крупных городов - часть общей проблемы безопасности. Они не изолированные острова, отделенные от всей ткани экономической жизни, они тесно вплетены в нее и во многом воспроизводят процессы, происходящие в стране. В целом они имеют ряд специфических свойств. Крупный город предоставляет широкие возможности для установления производственных, деловых и социальных контактов и общения, рожденные этим экономические и социальные преимущества для творческой деятельности, развития наукоемких производств, снижение производственных издержек за счет специализации и концентрации производства, огромную экономию на масштабах. Вместе с тем городская сфера - это источник различных угроз безопасности населения. Кроме того, сам крупный город подвергается различным угрозам, которые не характерны для низко урбанизированных поселений.

     Население крупного города в большей степени  испытывает беспокойство, связанное  с будущим. Здесь и страх перед  криминальными элементами, и боязнь технологических катастроф, и экологические страхи, и боязнь потерять работу, и многое другое. За годы реформ количество обеспокоенных людей только увеличилось6.

     Безопасность  необходимо понимать комплексно, включая  сюда вопросы защиты гражданских прав и имущественных интересов граждан, обеспечение безопасности городской среды в части чрезвычайных техногенных и экологических ситуаций и катастроф, а также и социально-экономическую безопасность. При этом последнему аспекту должно уделяться особое внимание, так как в городе со здоровой социально-экономической ситуацией все прочие опасности и риски меньше, а средств на борьбу с ними можно выделить больше.

     Социально-экономическая  безопасность города подвергается угрозам, выражающимся в снижении устойчивости развития малого, среднего, крупного бизнеса, ухудшении структуры распределения налогового бремени, сбалансированности бюджета и его структуры. Значительную угрозу представляет уход экономики в тень и подрыв экономической основы функционирования общества. Обеспечение экономической безопасности в первую очередь необходимо в жизнеобеспечивающих отраслях и сферах города. Угрозы бедности и безработицы, увеличение социально-уязвимых групп населения ведет к социальной напряженности и, как следствие, создает опасность разрушения благоприятной городской среды.

     Статус крупного города Заполярья, наличие в городе важнейших и уникальных по значимости для региона и страны производств и сооружений требует принятия комплекса мер, направленных на повышение безопасности, обеспечение нормальной жизнедеятельности города. Должно постоянно уделяться значительное внимание вопросам повышения безопасности населения, хозяйства города, снижения риска возникновения и уменьшения последствий чрезвычайных ситуаций на наиболее пожаро- и взрывоопасных промышленных предприятиях и объектах городского хозяйства, ликвидации их последствий, прогнозирования опасных геологических процессов на территории города, решению других научно-технических проблем в этой области. Следует отметить, что разработка и реализация программ предотвращения угроз безопасности города обязательно будут наталкиваться на трудности, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования безопасности, а в ряде случаев с его отсутствием. Это касается, например, организационных, нормативно-правовых и финансовых вопросов закрытия, перебазирования и перепрофилирования опасных производств, взаимодействия органов, осуществляющих контроль за безопасностью, декларирования безопасности: промышленных объектов, внедрения экономических механизмов до снижения риска возникновения тяжелых аварийных последствий, установления административной ответственности за нарушение требований безопасности и др.

     Город Мурманск относится к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой, вследствие чего экологические угрозы безопасности становятся приоритетными для направления усилий всех сторон с целью их предотвращения. Необходимо учитывать следующие индикаторы экологической угрозы: качество питания, воды, воздуха, земельных ресурсов; доступность для населения экологической информации и: участия в принятии решений в области охраны окружающей среды; уровень экологического образования и др. Руководители многих крупных городов с сожалением отмечают, что расходуют значительные средства на экологию, но состояние окружающей среды не улучшается. Причини низкой эффективности расходования средств по экологическим программам состоят в пренебрежении экономической сущностью этой работы. На самом деле, если городская среда плохая, если предприятия отравляют воздух, поду и землю, если проблема особо обостряется средствами массовой информации, выделение средств на экологию происходит более охотно. Поэтому службы, которые этим занимаются, не заинтересованы в существенном улучшении экологической обстановки в городе. Как ни важны мониторинг или построение динамических моделей распространении загрязнений, они имеют лишь вспомогательное значение. Нужно увязать финансирование с конечным результатом и создать условия для возникновении учреждений и агентств, которые могли бы за соответствующую плату этот результат получать.

     Таким образом, экологическая и экономическая безопасность тесно взаимосвязаны. Экологическая безопасность достижима, если буду реализованы, по крайней мере, два условия:

     во-первых, должен сложиться дееспособный средний  класс, для которого загрязнение  среды — это прямой и значимый, ясно видимый экономический ущерб, поскольку при этом падает стоимость земли и своего дома на этой земле, то есть обесценивается основной итог работы среднего класса в материальной области7;

     во-вторых, Россия должна перейти в постиндустриальную эпоху, где проблема объемов производства вообще и проблема освоения экологически чистых производств в частности  решается значительно эффективнее, чем на индустриальной ступени, где мы находимся сейчас.

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о невозможности рассмотрения угроз безопасности города отдельно от общей обстановки в Российской Федерации. Тем не менее, отдельно взятый город может создать условия для снижения имеющихся на уровне страны, нации угроз. Ключом к решению этой проблемы может стать только экономическое процветание городской общины. Необходимо стимулировать развитие производственного капитала и подавить развитие паразитического капитала. Очень важно решить, какие виды деятельности в Мурманске могут обеспечить ему устойчивое процветание. Очевидно, что все же главным, непреходящим и бесценным богатством любого города является его человеческого капитала.

     Для крупных городов Российской Федерации остро встает проблема обеспечения продовольственной безопасности. Наметившаяся тенденция импортных поставок продовольствия отечественными товарами пока не обрела характер необратимого процесса. Нынешнее кризисное состояние агропромышленного комплекса страны не позволяет бес проблемно обеспечивать продовольственную безопасность Мурманска, формирование его продовольственных ресурсов только за счет закупок и поставок продовольствия и сельскохозяйственной продукции у отечественных производителей. Тем не менее, меры в этой области принимаются, и в этом не последнюю роль должны играть городские власти.

     Помимо  вышеназванных угроз безопасности существует множество других, в определенных аспектах не менее важных, а иногда приоритетных для обеспечения безопасности города. Это угрозы демографической безопасности (преждевременная смерть и депопуляция, структура миграции и т. д.), молодежные, транспортные проблемы, проблемы недропользования и др. Хочется отметить, что система мер, обеспечивающая безопасность граждан в больших городах, не может носить характер кампании. Это должна быть систематическая работа. Чрезвычайные ситуации, социальные конфликты и иные катаклизмы не возникают на пустом месте. Они являются результатом накопления внутренних напряжений в системе, длящимся многие годы. Совершенно ясно, что в городе должна существовать система учреждений, непрерывно отслеживающая возникающие напряжения и степень риска и снижающая эти напряжения (угрозы) до взрыва.  

     1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления 

Информация о работе Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления