Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе остро стоит проблема крупных городов. Основной стратегией выживания последних, является решение главной экономической задачи - превращение города из научно-производственного комплекса с отсталой структурой хозяйства в научно-производственно-информационный комплекс, интегрированный в мировую экономику с высокой степенью мобильности и диверсифицированности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ………………...6
1.1. Концептуальные основы исследования устойчивого развития
территории………………………………………………………………..……….6
1.2. Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории……………………………………………………………………….13
1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления 17
2. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….…….23
2.1. Опыт преодоления агрессивной среды управления в муниципальном управлении г. Мурманска……………………………………………………….23
2.2. Рекомендации по преодолению агрессивной среды управления в муниципальном управлении…………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления..doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Повышение эффективности экономических  основ территориального общественного самоуправления.

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ………………...6

1.1. Концептуальные основы исследования устойчивого развития

территории………………………………………………………………..……….6

1.2.  Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории……………………………………………………………………….13

1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления            17

2. ПРОБЛЕМЫ И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….…….23

2.1. Опыт преодоления  агрессивной среды управления  в муниципальном управлении г.  Мурманска……………………………………………………….23

2.2. Рекомендации  по преодолению агрессивной среды  управления в муниципальном управлении…………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….46 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях ретардации институциональных  преобразований в обществе изучение проблем перехода экономики России на траекторию устойчивого развития представляется актуальным и стратегически необходимым направлением в научных исследованиях и разработках. Обострение глобальных экономических, социальных и экологических проблем, последствия которых с разной степенью тяжести ощущает на себе население различных регионов страны, является мотивационным механизмом для поиска принципиально новых подходов к анализу причин кризиса, выработке моделей и инструментов для его преодоления.

     Переход общества и отдельных территорий к устойчивому развитию предполагает постепенное преодоление крупных  структурных диспропорций и неразвитости механизмов реализации богатого научного, трудового, природного, производственного потенциалов муниципальных образований.

     На  современном этапе остро стоит  проблема крупных городов. Основной стратегией выживания последних, является решение главной экономической задачи - превращение города из научно-производственного комплекса с отсталой структурой хозяйства в научно-производственно-информационный комплекс, интегрированный в мировую экономику с высокой степенью мобильности и диверсифицированности.

     Самоуправление, являясь средством  вовлечения каждого  индивида в социально-экономическое  регулирование  посредствам целеполагания  и самоорганизации субъектов  хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать  и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества  дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

     Формирование  всех систем муниципального управления связано с двумя основными  общественными проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее  взаимосвязями  с различными  городскими и сельскими  общинами, с местным населением различных  видов поселения. В классовом обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самими населением в различных   органиционно-правовых формах. Местное самоуправление- это автономная деятельность самоорганизовавшегося  населения.

     В современной науке и практике система понятий, характеризующих  содержание социально-экономического потенциала, остается достаточно дискуссионной. В фундаментальных и прикладных работах таких авторов, как К. С. Дорофеев, Ю. А. Волков, А. И. Субетто, В. В. Чекмарев, Е. А. Коновалов, приводятся основные характеристики понятия социально-экономического потенциала как экономической категории.

     Отдельными  элементами потенциала экономического роста и развития территориальных  образований занимались такие ученые, как Т. Г. Ковалева - инвестиционный потенциал, Ф. С.Зиятдинов - ресурсный  потенциал, Г. И. Жиц - инновационный потенциал, В. М. Ямашев - кадровый потенциал, Н. Н. Пашканг - производственный потенциал. В работе В. Д. Андрианова по основным макроэкономическим показателям и качественным характеристикам проводится комплексное исследование внутреннего потенциала России.

     Наряду  с этими авторами были обобщены и  проанализированы причины неэффективного использования экономического потенциала при благоприятных социально-экономических условиях, представленных в работах Н. И. Климова, В. М. Питерского, А. И.Татаркина в соавторстве с М. М. Ситниковым и А. М. Чернецким.

     Большое значение для осуществления данного  исследования имеют не только теоретические  концепции, но и работы Ф. С. Тумусова, О. М. Прокапало, Г. И. Жиц, Л. Дэвиса, наполненные практическим содержанием. К числу наиболее ярких работ можно отнести предложенную методологию исследования И. Адельмана и С. Тафт Моррис, в которой для выделения стран с потенциалом быстрого роста используется два подхода - теоретический и эмпирический, в основе которых положены 29 экономических, политических и социальных показателей, взаимоувязанных через эконометрические линейные комбинации.

      Объект  исследования –г. Мурманск.

      Предмет исследования – экономические и организационные основы деятельности территориального общественного самоуправления.

     Исходя  из всего вышесказанного, в данной работе ставится цель разработать рекомендации по повышению экономических основ территориального общественного самоуправления. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:

1. Изучить  основы муниципального управления.

2. Рассмотреть  структуру  местного самоуправления.

3. Выявить  формы осуществления местного самоуправления.

4. Обобщить опыт преодоления агрессивной среды управления в муниципальном управлении г. Мурманска.

     Методологической  базой для написания работы послужила:  нормативно-правовая база, учебная  литература, периодические издания, посвященные теме исследования. Логика и структура данной работы соответствуют выбранным цели и задачам. 

     1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 

    1. Концептуальные  основы исследования устойчивого развития территории
 

     Термин "устойчивое развитие" в последнее  время стал использоваться настолько часто, что это неминуемо привело к наполнению данного понятия различным смыслом. Причем, следует отметить, что общепринятого (можно даже сказать общепонятного) определения устойчивого развития пока не существует. Идут постоянные дискуссии в попытке обосновать необходимость того или иного "устойчивого развития" как и теоретическом, так и в практическом аспектах. И если на макроуровне теоретических представлений есть некоторая ясность, которая сводится к системе рекомендаций (принципов), что делать можно (нужно) и что делать нежелательно (нельзя), то попытки применить такие рекомендации на практике наталкиваются на большие трудности1.

     В международных документах термин "устойчивое развитие" появился в конце 80-х  годов XX века и подразумевал интеграцию развития и охраны природы, что, очевидно, было спровоцировано углубляющимся экологическим кризисом. Далее появились другие формулировки, которые во многом были неполными и отражали какой-либо аспект устойчивого развития. Например, в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым развитием понималось такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) была дана более развернутая формулировка: устойчивое раз-питие - это развитие, которое порождает экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду it большей мере, чем разрушает ее, увеличивает возможности людей, а не обедняет их. Это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению их участия в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого находится человек, ориентированное на сохранение природы, обеспечение занятости, реализацию прав женщин. Приведенное выше, несомненно, присуще устойчивому развитию, но для эффективного, логически последовательного и научно обоснованного внедрения в жизнь данных рекомендаций не хватает глубоких теоретических исследований как сущности устойчивого развития, так и обеспечения процесса перехода к нему. Особенно актуально данное замечание на уровне отдельных территориальных образований (город, регион).

     В России концепция устойчивого развития стала трактоваться в весьма специфических формах. Под устойчивым развитием стали понимать одновременное достижение всевозможных благ (экономических, экологических, социальных, моральных) и стремление усилий хозяйствующих субъектов на этом пути. Однако почти ничего не говорится о том, каким способом будут улаживаться противоречия в процессе достижения этих благ и как конкретно можно добиться всеобщего благоденствия в стране. Думается, близки к истине те ученые, которые представляют модель устойчивого развития как некий идеальный образ, который не может быть реализован в ближайшее время по политическим, экономическим и другим причинам, в том числе и из-за не изученности многих природных и социальных явлений и необходимости крупных кардинальных преобразований, экологизации всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового общества2.

     Учитывая  изложенное выше, мы полагаем, что в  современных условиях является актуальной задача не достижения цели устойчивого  развития, а организация процесса по достижению этой цели.

     Большинство принципов устойчивого развития, разработанных к настоящему времени  и декларированных в различных  документах (в том числе директивного характера), не соблюдаются на практике. Следовательно, реализация разработанной  в соответствии с ними модели устойчивого развития не приведет к каким-либо практическим результатам, если конечно, внешние по отношению к объекту развития обстоятельства не будут складываться благоприятно.

     На  наш взгляд, сегодня для России крайне необходима абстрактная, но в то же время понятная и легко конкретизируемая на практике, модель устойчивого развития территории. При этом нет смысла нагромождать принципы и/или показатели устойчивого развития без понимания сущности такого развития в рамках территории.

     На  рис. 1.1.13. изображено авторское видение процесса устойчивого развития.

     Авторы  полагают, что устойчивым может быть только поступательно-возвратное развитие, когда на первом этапе территориальная  система увеличивает свое разнообразие через разнообразие общественных отношений, экономических видов деятельности, взаимоотношений природопользования в рамках триады "общество - экономика (хозяйство) - природа". Не препятствуя увеличению такого разнообразия, необходимо на основе выработанных критериев лишь оценивать характер происходящих изменений, увеличивая возможности территории, для достижения разнообразия проявлений ее социальных, экологических, экономических, правовых, политических отношений, а также повышать эффективность уже использующихся возможностей (ресурсов). Другими словами, принцип "устойчивость через многообразие" должен быть интегрирован в цепочку "потенциал - ресурсы - результат".

     

     Рис. 1.1. Процесс устойчивого развития территории  

     1 - увеличение разнообразия системы  (выход из равновесия);

     2 - стремление к устойчивости (переход  к равновесному состоянию)

     Второй  этап на рис. 1.1. характеризует корректировку развития территориальной системы. Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия должны быть разрешены для дальнейшего прогресса системы при этом такие противоречия могут разрешаться как сами собой (без видимых последствий или не контролируемо), так и при участии управляющих подсистем различных уровней. Задача здесь заключается в отслеживании таких изменений и провоцируемых ими противоречий и своевременного принятия решений в отношении способа их разрешения.

Информация о работе Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления