Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе остро стоит проблема крупных городов. Основной стратегией выживания последних, является решение главной экономической задачи - превращение города из научно-производственного комплекса с отсталой структурой хозяйства в научно-производственно-информационный комплекс, интегрированный в мировую экономику с высокой степенью мобильности и диверсифицированности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ………………...6
1.1. Концептуальные основы исследования устойчивого развития
территории………………………………………………………………..……….6
1.2. Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории……………………………………………………………………….13
1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления 17
2. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….…….23
2.1. Опыт преодоления агрессивной среды управления в муниципальном управлении г. Мурманска……………………………………………………….23
2.2. Рекомендации по преодолению агрессивной среды управления в муниципальном управлении…………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления..doc

— 371.50 Кб (Скачать)
 

 

     В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и др. 

     Существует  несколько типов муниципальной  экономической политики, которые классифицируются по объекту воздействия. Типы местной экономической политики представлены в таблице  1.2.

     Таблица 1.2. Типы местной экономической политики

Капитал Мобилизация местного капитала, направлена на межрегиональное  перемещение капитала, привлечение  инвестиций, работу с инвесторами.
Рабочая сила Поддержание местного квалификационного потенциала в результате обучения, образования и повышения квалификации, направлена на повышение качества трудовых ресурсов, уменьшение риска иммиграции высокообразованных кадров.
Нововведения Улучшение локальной  передачи знаний, создание учреждений, способствующих возникновению нововведений, стимулирование их применения в экономике
Технология Улучшение внутригородской  передачи технологических знаний, создание учреждений, занимающихся разработкой технологий, направлена на создание благоприятного инновационного климата.
Коммуникации Развитие, усиление и упрочнение внутригородских межотраслевых связей, их совершенствование даст импульс экономическому развитию.
Экономическая среда Использование местных предпосылок для создания местной экономической среды, направлена на создание благоприятного предпринимательского климата, надежной инфраструктуры.
Предприятия определенного размера и фазы развития Создание условий  для образования новых, содействие развитию имеющихся мелких и средних предприятий. Создание сопутствующих производств для крупных предприятий, определяющих структуру в городе.
 

     Перечисленные выше типы местной экономической  политики не реализуются в чистом виде. Для каждой территории и периода ее экономического развития ищется рациональное сочетание тех или иных типов, что представляет задачу формирования конкретной местной экономической политики.

     Инструменты муниципальной экономической политики рассмотрены в таблице 1.3.

     Таблица 1.3. Инструменты муниципальной экономической политики

Финансовая  помощь Пособия, гранты, предоставление ссуд, выдача гарантий по ссудам
Налоговая и тарифная политика Уменьшение  местных налогов и отсрочка их выплаты, освобождение от сборов и уменьшение взносов, варьирование ставок налогов, особые соглашения о налогах
Политика  в области инфраструктуры Расширение  связанной с экономикой инфраструктуры, подготовка территории для промышленных предприятий, очистка заброшенных территорий, расширение социально-бытовой инфраструктуры
Политика  в области недвижимого имущества Скупка земельных  участков, продажа предприятиям муниципальных земельных участков, предоставление права на долгосрочное пользование, продажа земельных участков для строительства жилья работникам предприятий
Планирование  организации строительных работ и выдача разрешений на строительство Выделение производственных зон в планах использования и застройки земельных участков, рассмотрение предварительных запросов и заявок на строительство, ускорение официальной процедуры оформления и выдачи разрешений на строительство
Привлечение предприятий и консультации Предоставление информации о местах для размещения, прямая реклама для отдельных предприятий, консультирование и курирование местных предприятий
Прочие  мероприятия Размещение  заказов на местных предприятиях
 

     Сущность  местной инвестиционной политики можно  определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:

     Определении социальных и экономических проблем, имеющих приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности территории;

     Выборе  и обосновании системы целей  инвестирования, определении эффективных путей их реализации;

     Разработке  комплексных мер, направленных на привлечение на территорию средств, достаточных для реализации намеченных целей;

     Согласовании  в необходимых случаях инвестиционной политики с вышестоящими органами управления;

     Создании  системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

     Муниципальная финансовая политика является составной  частью социально-экономической политики, проводимой местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества.

     Содержание  финансовой политики обеспечения реализации городских инвестиционных проектов состоит в следующем:

     Определение перечня городских проектов, реализация которых имеет первостепенное значение для местного сообщества;

     Формирование  системы целей финансовой политики;

     Разработка  системы мер, направленной на создание финансовой основы местного самоуправления;

     Создание  механизма реализации финансовой политики поддержки городских инвестиционных проектов.

     Развитие  самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальная сфера общества имеет собственные законы саморазвития. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы.

     Муниципальная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует три основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.

     Современная социальная политика должна строиться  с учетом следующих обстоятельств:

     Приоритетность  проблем социальной защищенности населения  в условиях вхождения в рынок;

     Повышение роли личного трудового вклада в  удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения;

     Формирование  нового механизма обосновании и  реализации социальной политики.

     Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:

     - политика повышения уровня жизни населения;

     - политика обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;

     - политика формирования здорового образа жизни населения.  
 

2.2. Рекомендации  по преодолению агрессивной среды  управления в муниципальном управлении 

     Цель  совершенствования и развития основ  местного самоуправления -повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

     Приоритетные  задачи политики в области развития местного самоуправления:

  • формирование финансово-экономической базы местного самоуправления,
  • выработка принципов взаимодействия органов муниципальной власти и органов местного самоуправления, в том числе обеспечения реализации отдельных  полномочий;
  • формирование муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономической базы местного самоуправления;
  • разграничение полномочий и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между органами муниципальной власти и органами местного самоуправления;
  • обеспечение  бюджетов поселений  для покрытия минимально необходимых  бюджетных расходов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики поселений;
  • обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных полномочий, которыми они наделяются.

     Для этого необходимо осуществить:

  • правовое регулирование обеспечения гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  • разработку и реализацию программ социально-экономического развития муниципальных образований;
  • бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
  • подготовку и повышение квалификации кадров для местного самоуправления;
  • информационную поддержку местного самоуправления.

     Основной  целью является повышение эффективности  управления муниципальным имуществом.

     Задачи:

  • использование всех муниципальных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  • увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью и развития рынка недвижимости, в первую очередь, рынка земли.

     Для выполнения поставленных задач необходимо осуществить:

  • принятие программы приватизации с определением перечня приватизируемых объектов;
  • определение критериев оценки эффективности управления муниципальным имуществом (активами);
  • формирование механизма опубликования информации о приватизируемом имуществе, об имуществе, которое может быть передано в аренду, доверительное управление, включая имущество, находящееся в ведении муниципальных предприятий и учреждений;
  • повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

     Важное  место занимают муниципальные правовые акты, которые могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти области.

Информация о работе Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления