Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе остро стоит проблема крупных городов. Основной стратегией выживания последних, является решение главной экономической задачи - превращение города из научно-производственного комплекса с отсталой структурой хозяйства в научно-производственно-информационный комплекс, интегрированный в мировую экономику с высокой степенью мобильности и диверсифицированности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ………………...6
1.1. Концептуальные основы исследования устойчивого развития
территории………………………………………………………………..……….6
1.2. Определение объектов и субъектов угроз безопасности населения территории……………………………………………………………………….13
1.3. Анализ социально-экономических, финансовых, экологических, общественно-политических проблем города как объекта управления 17
2. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….…….23
2.1. Опыт преодоления агрессивной среды управления в муниципальном управлении г. Мурманска……………………………………………………….23
2.2. Рекомендации по преодолению агрессивной среды управления в муниципальном управлении…………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления..doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Многие  проблемы города как объекта управления обусловливаются общими процессами, происходящими в российском обществе. В правовой сфере они в значительной мере определяются тем, что в федеральном  законодательстве недостаточно учитываются потребности развития города, пока еще не разработано эффективное налоговое, бюджетное и земельное законодательство. В экономике – макроэкономической несбалансированностью, спадом производства, разрушением хозяйственных связей и т. д. В социальной сфере - ростом безработицы, постоянными задержками выплаты, ухудшением обеспечения социальных гарантий, снижением уровня жизни основной части населения, ростом социальной дифференциации общества и пр.

     Необходимо  отметить, что до последнего времени  вопросы взаимосвязанного производственно-социального  развития города изучались слабо. Поспешный  переход к рынку не только вскрыл, но и усугубил недостатки размещении производительных сил и диспропорций между развитием производства и социальной сферы. Современную экономическую ситуацию в Волгограде характеризует некоторая стабилизация промышленного производства, однако в целом его объемы далеки от докризисного периода.

     Особенно  большой спад допущен в производстве товаров народного потребления. Сравнительно стабильно на протяжении последних лет функционирует  лишь топливно-энергетический комплекс. Последствия кризисного состояния  производственных отраслей негативно повлияли на развитие социальной сферы и привели к значительному ухудшению уровня жизни населения. Реальные доходы населения по сравнению с 1990 годом сократились в сопоставимом измерении более чем на половину. Уровень обеспеченности населения жильем и объектами социальной сферы снизился незначительно, однако доступность и возможность полноценного их использования оставляет желать лучшего. Увеличились затраты бюджетов всех уровней на содержание принятого на баланс жилья и объектов социально-бытовой и культурной сферы, что, однако, не привело к существенному улучшению качества обслуживания населения. В экономике города происходит формирование новой экономической структуры с преобладанием сырьевых и топливных отраслей, что никак нельзя считать нормальным в условиях открытого конкурентного рынка. Снижение доли процентов с высокой степенью переработки, технологичности и наукоемкости изделий в будущем негативно скажется на конкурентоспособности территории города в целом. По сути, все проблемы города в экономической и социальной сферах можно свести к нерациональному, неэффективному и неполному использованию имеющихся потенциалов. На основе уже достигнутого необходимо выявление возможностей как для дальнейшего развития, гак и нахождения новых путей увеличения благосостояния территории (и первую очередь населения) - конечной цели управления. Основой вывода территории из кризиса является предельное использование местных ресурсов, улучшение отраслевой и территориальной структуры экономики, перестройка индустриального и агропромышленного комплекса, реструктуризация и защита регионального и организованного межрегионального рынков, консолидация и направленность действий всех слоев населения.

     Сложным вопросом является формирование финансово-экономической  основы развития города. Большая часть  налогов уходит в федеральный  и региональный бюджеты. Местные  бюджеты, как и ранее, формируются  от доступного, в результате чего у  местных органов власти создается финансовая зависимость от государственных органов власти, теряется интерес к поиску новых источников доходов. Очевидно, что существующая финансовая политика должна совершенствоваться; это касается и механизма взимания налогов, и распределение финансовых поступлений в бюджеты различных уровней. Кроме того, финансовые ресурсы муниципальных образований должны быть соразмерны их полномочиям. Возможности саморазвития города заключаются не в изыскании способов перекачки денежных средств в городской бюджет, а в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу. Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения. Однако, как известно, в Волгограде более половины хозяйствующих субъектов имеют просроченную задолженность по расчетам с контрагентами и банками. При этом особую озабоченность вызывают неплатежи в бюджеты всех уровней, от которых напрямую зависит развитие города в целом. Отдельной проблемой выступает слабая проработанность и адекватность рыночным условиям законодательной базы, регулирующей на местном уровне взаимоотношения участников финансового и связанных с ним рынков. Кредитно-финансовая система города по-прежнему в полной мере не удовлетворяет увеличивающиеся потребности хозяйствующих субъектов. В настоящее время финансирование капитальных вложений в Волгограде на две трети осуществляется за счет собственных средств предприятий, что нельзя назвать нормальной практикой. В силу этого особую актуальность приобретает формирование благоприятного инвестиционного климата, что позволит обеспечить постоянный приток финансовых ресурсов в экономику города. Несмотря на постепенно увеличивающуюся инвестиционную активность (в том числе зарубежных инвесторов), существует отставание от многих крупных городов РФ. Причем, нельзя не отметить тот факт, что значительная часть инвестиций приходится на топливно-энергетический комплекс, а вовсе не на производства с глубокой степенью переработки. Таким образом, проблемы в финансовой сфере Волгограда имеются на всех уровнях от бюджета до хозяйствующего субъекта, и их решение требует серьезных изменений сложившихся финансовых механизмов8.

     Наибольшее  значение в контексте устойчивого  развития города приобретает экология. Экологические проблемы в условиях крупных городов, к которым относится и Мурманск, нося ярко выраженную форму и очевидно, что без их решения невозможно формирование не только эффективного городского хозяйства, но и, в первую очередь, нормальное воспроизводство главного ресурса - человека9.

     Можно сформулировать ряд требований жителей  к городу: проживание в комфортабельных  жилищах, наличие хорошо оплачиваемой работы, возможность получать образование, личная свобода, организация разнообразного досуга, информация и т. д. Также не сложно сформулировать и проблемы, связанные с существованием и развитием города и имеющие ярко выраженные природоохранные аспекты: концентрация людей, энергии, вещества, воздействие на ресурсы и т. д. Причем в крупных городах эти проблемы не просто возрастают, но и приобретают качественно новое значение. Так, растянутость коммуникаций не просто увеличивает расход материалов и энергии, а также количество земельных ресурсов, выведенных из оборота, но и уменьшает надежность коммуникаций, при этом резко возрастает стоимость их эксплуатации и ремонта. Рост автотранспорта в крупных городах намного превышает рост населения, возникает проблема транзитных перевозок, сказывающихся на увеличении загазованности юродских магистралей.   Напряженные проблемы возникают с водоснабжением и канализацией, в первую очередь это касается утечек из водопроводных и канализационных систем вследствие их естественного износа. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к Мурманску и оказывает влияние на структуру города и состояние окружающей среды.

     Огромное  количество твердых, жидких и газообразных отходов промышленного производства является в Мурманске мощным источником загрязнения окружающей среды и требует первоочередного решения вопросов накопления, переработки, захоронения и уничтожения вредных отходом. Огромны непроизводительные потери энергии, особенно тепловой, и связи с неудовлетворительным состоянием коммуникаций, аппаратуры, теплоизоляции зданий, режимом работы предприятий и транспорта.

     Количество  экологических проблем и их масштабы растут с каждым годом, поэтому необходимо понимать, что охрана природы не является отдельной изолированной  областью деятельности, а должна входить как составная часть во все виды деятельности (градостроительство, производство, коммерция, образование и др.). Интеграция развития и охраны природы достигается за счет учета экологических мотиваций при принятии решений руководящими лицами и органами; приоритета предупредительных (превентивных) мероприятий; введения в практику планирования деятельности несистемных оценок и других мер. К сожалению, на практике все получается далеко не так: сиюминутные, конъюнктурные интересы преобладают над дальновидностью и стратегией. В частности, проводятся наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг), однако полученная информация практически не используется для принятия серьезных решений в области улучшения состояния окружающей среды. Проблема также заключается в жутком уровне экологического образования у населения и отсутствии уровня экологической культуры. А ведь именно население (его трудоспособная часть) непосредственно или опосредованно (через рабочие места на потенциально опасных для окружающей среды производствах и т. п.) участвует в принятии важных в экологическом отношении решений.

     Наличие множества проблем различного уровня сложности требует системного и последовательного подхода к их решению. Большое значение в данном случае приобретают существующие приоритеты и цели общественного развития. Основополагающей должна стать цель, заключающаяся в создании условий для реализации социальных и экономических потребностей каждого человека (жителя) при обеспечении экологической безопасности всего населения города Мурманска. Такая цель предполагает достижение компромисса между бизнесом, властью и общественностью.  
 
 

2. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

2.1. Опыт  преодоления агрессивной среды  управления в муниципальном управлении  г. Мурманска 

     Во  всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация  нуждается в рациональном и эффективном  управлении. Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его  в качественно новое состояние10.

     В качестве объекта теории организации особый интерес представляют социальные системы. Это упорядоченные в определенном отношении множества взаимодействующих индивидов и групп индивидов, образующих целостность. Современный мир рассматривается с этой точки зрения как мир самых разных организаций, представляющих собой группы людей, объединенных какой-либо целью.

     Любая организация как системное явление  характеризуется определенными  свойствами. Длительное время основным свойством организации считалась  ее целенаправленность (организации создаются именно для достижения целей, которые могут задаваться извне или формироваться внутри). В последнее время сформировалось новое понимание основного свойства организации — теперь им считается устойчивость. Организация обладает устойчивостью благодаря способности к самоподдержанию и саморегуляции, которые обусловлены развитием и совершенствованием социальных функций. 
 

     Таблица 1.1. Общая характеристика г. Мурманска

Общие сведения
Дата  образования  4 октября 1916г. 
Статус  города  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  "ГОРОД-ГЕРОЙ МУРМАНСК" -  
     административный центр области
Глава муниципального образования   Субботин  Сергей Алексеевич
Административное  деление   Административные  округа - Ленинский, Октябрьский,  Первомайский
Площадь территории 154,4 кв.км 

(9% - акватория  Кольского залива, 43% - городские  леса, 0,5% - зеленые насаждения общего  пользования)

Расстояние  до Москвы 1967 км 
Расстояние  до Санкт-Петербурга 1448 км
Население 
(численность на конец  года, состав)
311,2 тыс. чел.
- зарегистрированные  пенсионеры 32%
- трудоспособное  население 60%
- дети 14,4%
II . Социальные индикаторы
 
Демографическая ситуация:
уровень рождаемости 10,2 ребенка  на 1000 населения
младенческая  смертность 6,7 детей на 1000 родившихся живыми
уровень смертности 12,4 человек  на 1000 жителей 
коэффициент естественной убыли населения  -2,2 человека  на 1000 жителей
коэффициент миграционного прироста -6,8 человек  на 1000 жителей
коэффициент брачности  9,1 человека  на 1000 жителей 
коэффициент разводимости 6,7 человек на 1000 жителей
Обеспеченность населения:
жильём  на 1 жителя/кв. м. 22,2 кв.м на  человека
учреждениям
- амбулаторно-поликлиническими 286,3 посещений  в смену/130,3 коек  на 10 тыс. населения
- общедоступными  библиотеками 12,3 учреждений  на 100 тыс.населения 
- культурно-досугового  типа 5,4 учреждений  на 100 тыс.населения/ 20,6 клубных формирования на учреждение
- дошкольными  образовательными учреждениями 926,15 мест на 1 000 детей дошкольного возраста
- доля  учебных заведений, имеющих доступ  в интернет  100%
работниками учреждений социальной сферы:
- врачами 75,9 на 10 тыс. населения
- средним  медперсоналом 151,3 на 10 тыс.  населения
- учителями 8 на 100 учеников
Денежные доходы:
средняя начисленная месячная заработная плата  одного работника крупного и среднего предприятия; 26,792 тыс. руб. (125,7%)
средний размер пенсий; 6,324 тыс. руб. (124,3%)
уровень прожиточного минимума (стоимость потребительской  корзины); 6,743 тыс. руб. (118,8%)
доля  населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности  населения; 14,6%
задолженность по выплате заработной платы на 1 работника, перед которым имеется  задолженность  3,230 тыс. руб.  в месяц
Занятость населения:
численность трудовых ресурсов 225 тыс. человек
процент населения, занятого в сфере малого предпринимательства 5,5%
численность безработных, состоящих на учете  в органах государственной службы занятости 3188 человек
число вакансий на 1 безработного 1,02
Правонарушения:
число зарегистрированных преступлений (на 10 тыс. населения) 293,5
доля  зарегистрированных тяжких преступлений 1,2%
Годовой темп роста зарегистрированных преступлений 86,9%
Выявлено  лиц, совершивших преступления 3,076 тыс. чел. (105,2%)
III . Экономические индикаторы
Объем промышленного производства крупными и средними предприятиями, всего 10955,1 млн. руб. (107,48%)
в т.ч. на душу населения  2,933 тыс. рублей  в месяц 
  Структура промышленного производства по крупным и средним предприятиям (в %)
Добывающие  производства 0,5%
Обрабатывающие  производства 51,5%
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 48%
Рыболовство, рыбоводство (крупные и средние  предприятия) 10105 млн. руб. (101,6%)
Сельское  хозяйство 497,78 млн. руб. (95,2%)
Объемы  товарооборота, платных услуг населению - всего, 74643,2  млн. руб. (109,3%)
в т.ч. на душу населения  19,988 тыс. рублей  в месяц
Распределение субъектов хозяйственной деятельности:
по  основным видам деятельности     
- торговые  предприятия 39,3%  
- недвижимое  имущество 15,8%    
- обрабатывающие  производства 9,4% 
-  коммунальные и социальные услуги 7,3% 
- транспорт  и связь 7% 
- строительство 7,2%
- другие  менее 5%
по  формам собственности.
- государственные  и муниципальные 4,6% -
- частные 86,3% -
- смешанные 1,3% -
Инвестиции  в основной капитал крупных и  средних организаций всего, в  т.ч. 45576 млн. руб. (149%)
на  душу населения  12,204 тыс. руб. в месяц
по  источникам финансирования 
(федеральные, региональные, муниципальные, смешанные и т.п.);
20,7% - бюджетные  средства (5,6% - федеральные, 12,4% - региональные) 
собственные средства предприятий 22,4 % 
   
Изменение цен:
- на  промышленную продукцию;  122,4%
- в  строительстве;  112,1%
- на  потребительском рынке. 113,4%
Строительный комплекс:
- годовой  объем строительно-монтажных работ;  3656,9 млн. руб. (102,1%)
- процент  ветхого и аварийного жилого фонда; 2,47% 
- ввод  в эксплуатацию жилых домов  за счет всех источников финансирования, всего  4,472 тыс. кв. м (14,4 кв. м на 1000 населения) 
IV . Финансовая обеспеченность
- доходы  бюджета города - млн. руб.  7571,41 млн. руб. 2450,65 млн. руб. 
- расходы  бюджета города - млн. руб. 7916,78 млн. руб. 
- бюджетная  обеспеченность на душу населения.  2,027 тыс. руб.  в месяц
V . Инвестиционный потенциал
Природные богатства   
Водные  биологические ресурсы  
Минерально-сырьевая база  
Природно-рекреационные  ресурсы  
Научный и человеческий капитал;  крупный  научно-исследовательский и трудовой  потенциал
Географическое  положение;  Уникальное  экономико-географическое расположение  в непосредственной близости к развитым странам Запада и к обширным районам российского Севера на восточном берегу незамерзающего Кольского залива в 50 километрах от выхода в Баренцево море с прямым выходом в открытый океан на международные морские торговые пути
Инфраструктура;  развитые  транспортные коммуникации и  инфраструктура связи
Рост  уровня потребительского спроса; 114%
Наличие стратегического плана развития города;  Комплексный  план социально-экономического развития  на 2009-2011годы, утвержденный решением Совета депутатов города Мурманска от 03.02.2009 N 60-745
Наличие особых экономических зон;  Проект создания  свободной портовой зоны в  порту Мурманск, предполагающей  развитие западного берега Кольского  залива, строительство там порта  по перегрузке нефти и угля, строительство контейнерного терминала на восточном берегу и модернизацию мощностей рыбного порта.

Информация о работе Повышение эффективности экономических основ территориального общественного самоуправления