Понятие и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ТГП Понятие и сущность государства.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и  вне общества, на территории, на которой  возникло, существует и действует  данное государство, и по отношению  к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет  свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние  несколько сот лет сложились  различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских  теоретических версий об утрате суверенитетом  в условиях глобализационных процессов  своего научного и политико-практического  значения.

Как признак  государства суверенитет фиксирует  уникальное и единственно возможное  место, которое занимает государство  в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть  и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной  личности. Без самостоятельности, без  суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие  теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы  правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов  и движений в обществе, от конкретно-исторического  типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами  различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди  них можно назвать мировую  систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Итак, суверенитет  как свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. 

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие  у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция  или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве  свободно решать все свои дела.

В Советском  Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило  в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную  власть, стало одной из причин глубокого  кризиса общества и государства.

4. Неразрывная  связь государства и права.  Без права государство существовать  не может. Право юридически  оформляет государство и государственную  власть и тем самым делает  их легитимными, т.е. законными.  Государство осуществляет свои  функции в правовых формах. Право  вводит функционирование государства  и государственной власти в  рамки законности, подчиняет их  конкретному правовому режиму. При  такой подчиненности государства  праву и формируется демократическое  правовое государство.

Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений  государства.

В качестве признаков государства в юридической  литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный  язык. Несомненно, именно государство  устанавливает, взимает налоги, формирует  или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический  институт, который возникает в  результате действий сложнейших социально-экономических  механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и  такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает  в силу одних и тех же объективных  причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя  и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это  еще не означает, что государство  и право являются друг для друга  признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно  то же самое можно сказать и  о понимании государственного языка  как признака государства. Язык как  средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается  по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие  и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с  обществом, личностью, общественными  институтами на том языке, который  объективно сложился и функционирует  в данном обществе, народе. Государственный  язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное  понятие.

В своем  предметно-вещественном, организационном  содержании признаки существовавших и  существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры  отсутствия армии), административно-территориальной  организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой  системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими  и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного  общества. Это верно и в той  ситуации, когда какой-либо государственный  орган образно называют "государством в государстве".

Кроме названных  признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К  последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том  числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это  происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии  признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных  организаций общества. Анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сущность государства 

Определение сущности государста составляет одну из важнейших целей теории государства и права. Сущность государства - это смысл, главное звено, глубинное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

История анализа  философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В  середине ХХ в. и позднее отдельные  философы вообще отрицали научную и  познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации  и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским  осмыслением сущность - это закон  бытия вещи. Без сущности вещь перестает  быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное  представление о вещи.

Познание  сущности государства может осуществляться по таким внешним выражениям качественной, сущностной стороны государства, как  форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный  орган, функции государства и  др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих ступенях (формы, функции и  т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство  по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - всегда будет властная, властвующая  организация.

Любые варианты монархии или республики - это внешнее  оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация - это  внешнее оформление государственной  власти. Демократический, авторитарный или тоталитарный государственные  режимы - это наглядные способы  проявления свойств сущности государства. Что значит взять государственную  власть в свои руки? Это означает подчинить себе государственный  аппарат. Что значит утратить государственную  власть? Это означает потерять контроль над государственным аппаратом. В признаках государства также  выражается его сущность. Правда, здесь  нельзя забывать положение о том, что природа сущности государства  не всегда находит свое точное выражение  в своих внешних проявлениях  и формах. Так, демократическая по своей сущности государственная  власть может внешне выступать как  один из вариантов монархии, тогда  как республика может являться формой тоталитарного по своей сущности государства. Примеры тому - современные Швеция и КНДР

В отечественной  юридической литературе нередко  высказывается мысль, согласно которой  в государстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая  сущность. Теоретические корни такой  позиции восходят к идее Маркса о  классовой природе государства, которое, с одной стороны, выполняет  так называемые общие дела, а с  другой - реализует, прежде всего, интересы господствующего класса. Сюда же надо отнести известный ленинский  философский тезис о движении в процессе познания от сущности первого  порядка к сущности второго порядка  и т.д.

В связи  с этой позицией можно высказать  следующее положение. Методологически  верна та позиция, которая утверждает, что у любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что  в каждый конкретно-исторический период сущность государства, государственная  власть могут иметь преимущественно  узкоклассовый или даже узкопартийный  характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях  государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти.

Теоретический анализ сущности государства логично  заставляет обратиться к следующему вопросу. Изменяется ли сущность государства? Hepeдко можно встретить ответ - вместе с изменением государства  меняется и его сущность. Мировой  исторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда  в рамках одного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого временного промежутка в несколько  лет порой радикально меняются форма  государства, государственный режим, состав и структура государственного аппарата, содержание функций государства, меняются идеологические ориентиры, социальные и экономические основы государства. Конечно, нельзя отрицать очевидное  влияние такого рода перемен на многие стороны, содержательные и качественные характеристики государства. И все-таки при самых решительных изменениях в обществе и государстве последнее, как представляется, не перестает  быть по своей сущности организацией политической суверенной власти.

Информация о работе Понятие и сущность государства