Понятие и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ТГП Понятие и сущность государства.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

Аристотель (384 - 322 гг. до нашей эры) делает попытку  анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что  человек - «политическое животное и  поэтому несёт в себе инстинктивное  стремление к совместному жительству», развитие общества идёт от семьи к  общине, а от неё к государству - полису. Он связывает функции и  предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ - общением.

Государство, как семья и община, выступает  формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное».

Все формы  государства Аристотель разделяет  на правильные и неправильные. Правильными  являются те, где истинная цель состоит  в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых  имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой  порядок, при котором господство принадлежит законно установленной  власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется  неправильная: тирания, где имеется  в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной  выгоды; демократия, где властвуют  бедные, имея в виду только себя.

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место  тоталитарные тенденции: человек - часть  государства, личные интересы строго подчинены  общественному благу. Гражданин - это  частица политической общности. Граждан  Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность  рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство - это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща т.к. неравенство  становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная  форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

В Древнем  Риме Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до н.э.) в работах «О государстве» и  «Законы» уделял большое внимание разработкам  проблем правового равенства. Согласно Цицерону, государство и право  возникают не по произволу, а в  соответствии со всеобщим требованием  природы, включаемым в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем равенстве и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства: царская  власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает  смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства  и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые  выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость  соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

В средние  века учение об общественном устройстве предложил Августин Аврелий (354-430 г.г.) и Фома Аквинский (1224 -1274 г.г.). Епископ  Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат  к одному из этих «градов». Человеческий град - это град проклятых Богом  людей, нечестивцев, которые обречены на гибель. Град божий или Божье  царство образуют праведники, которые  предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется  через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое  распространение в средневековье  идея господство церкви над государством, духовной власти над светской. На ней  базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право  назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что  повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны  духовной властью. Если же власть просто завоёвана, отобрана у законного  правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные  деяния. Фома Аквинский бал сторонником  монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются  законом и действуют в его  пределах.

В эпоху  Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве  сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 г.г.). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство  как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом  устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства, в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху  зарождения капиталистических отношений  в Западной Европе развитие мысли  о государстве связано с целой  плеядой таких философов, как  Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним  из основоположников теории общественного  договора является английский мыслитель  Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.). В работе «Левиафан или материя, форма  и власть государства» он описывает  хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без  красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились  передать все свои права монарху  и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной  власти над собой. Государство и  есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает  необходимым для их мира и общей  зашиты. Гоббс выступал защитником монархиченного догосударственного существования  людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться  в обмен на закон. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому  лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как  оно считает необходимым для  их мира и общей зашиты. Гоббс  выступал защитником монархической  власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское  состояние, индивиды утрачивают возможность  изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые  различаются не природой и содержанием  воплощённой в них власти, а  пригодностью к осуществлению той  цели, для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т. Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно, что по современным меркам Гоббс больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Дальнейшее  развитие учения о государстве и  праве связано с именами Иммануила  Канта (1727 - 1804 г.г.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831 г.г.). Кант в  работах «К вечному миру» и  «Метафизические начала учения о  праве» даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого  внешнего принуждения бороться за осуществления  этого закона выражает его моральную  автономию. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В  праве Кант видит гарант невмешательства  в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит  в эквиваленте возмещения ущерба, который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает  государство. Гегель разрабатывает  учение о свободной воле, которая  соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное  право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится  к проблемам собственности и  договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения  и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

По К. Марксу и В. И. Ленину, государство является машиной для поддержания господства одного класса над другим, возникшей  в результате общественного разделения труда, появления частной собственности  и антагонистических классов. Иначе  говоря, государство - единственно возможная  всеобъемлющая универсальная политическая форма организации исторически  сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых  задач, так и выполнение общих  дел, вытекающих из природы общества.

На марксисткой  доктрине в советский период основывалась отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство  трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян.

Рассматривая  государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической  и др., можно выделить лишь те или  иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие. 

В современной  отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый приём. В наборе данных признаков среди учёных практически  нет серьёзных разногласий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понятие и признаки государства 

Вопросы о  государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные  вопросы прямо и непосредственно  затрагивают интересы различных  слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая  другая организация не может конкурировать  с государством в многообразии выполняемых  задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне  противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, само государство, его деятельность и  социальная роль неизбежно становятся противоречивыми. Как форма организации  общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость, государство  выполняет функции, обусловленные  потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое  общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела, вытекающие из природы всякого общества[1]. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства  неотделима от истории общества. Оно  вместе с обществом проходит длинный  исторический путь от неразвитого к  развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для  неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно  сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно  «обеспечивает организованность в  стране на основе экономических и  духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу  автономной личности»[2].

В таком  государстве развиваются все  его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство  изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают  к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все  основания рассматривать государство  как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства  конкретно-исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые и  настоящие научные достижения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Понимание и определение государства. 

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский  оратор, философ и политический деятель  Марк Туллий Цицерон спрашивал и  одновременно отвечал: «Да и что  такое государство, как не общий  правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и  в различных странах - основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и  философ П. Струве и т. д. Несколько  иной позиции придерживался крупный  правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно  установленным мирным порядком посредством  предоставления исключительного права  принуждения только органам государства»[3]. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

Информация о работе Понятие и сущность государства