Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 06:02, курсовая работа
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».
Аристотель (384 - 322 гг. до нашей эры) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек - «политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идёт от семьи к общине, а от неё к государству - полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ - общением.
Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное».
Все формы
государства Аристотель разделяет
на правильные и неправильные. Правильными
являются те, где истинная цель состоит
в общем благе. К неправильным
относятся такие формы, в которых
имеются выгоды одних правителей,
а не народа. Государственный строй,
по Аристотелю, представляет из себя такой
порядок, при котором господство
принадлежит законно
В учении Аристотеля,
как и у Платона, имеют место
тоталитарные тенденции: человек - часть
государства, личные интересы строго подчинены
общественному благу. Гражданин - это
частица политической общности. Граждан
Аристотель называл свободными людьми,
но свободу он понимал как противоположность
рабству. Граждане занимаются военными,
судебными и законодательными делами,
а сельское хозяйство и промышленное
производство - это удел рабов. Граждане
могут иметь частную
В Древнем Риме Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до н.э.) в работах «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включаемым в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем равенстве и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность.
Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
В средние
века учение об общественном устройстве
предложил Августин Аврелий (354-430 г.г.)
и Фома Аквинский (1224 -1274 г.г.). Епископ
Иппонийский Августин выдвинул учение
о двух градах: божественном и человеческом.
Согласно этому учению все люди принадлежат
к одному из этих «градов». Человеческий
град - это град проклятых Богом
людей, нечестивцев, которые обречены
на гибель. Град божий или Божье
царство образуют праведники, которые
предопределены к спасению. С приходом
Христа и созданием христианской
церкви «град Божий» реализуется
через деятельность церкви. Отсюда
проистекает получившая широкое
распространение в
Доминиканский
монах Фома Аквинский учил, что
повиноваться властям следует лишь
в той мере, в какой они благословенны
духовной властью. Если же власть просто
завоёвана, отобрана у законного
правителя, то всякий вправе ей сопротивляться.
Точно также можно и должно
не повиноваться распоряжениям властей,
если они предписывают греховные
деяния. Фома Аквинский бал сторонником
монархии. Однако он различал два типа
монархии: абсолютную и политическую.
Политическую монархию он считал предпочтительней,
так как в ней монархи
В эпоху
Возрождения в Западной Европе значительную
роль в развитии науки о государстве
сыграл итальянец Никколо Макиавелли
(1469 - 1527 г.г.). В работах «Государь»
и «Рассуждения на первую декаду Тита
Ливия» он рассматривает государство
как политическое состояние общества:
отношение властвующих и
В эпоху
зарождения капиталистических отношений
в Западной Европе развитие мысли
о государстве связано с целой
плеядой таких философов, как
Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье,
М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним
из основоположников теории общественного
договора является английский мыслитель
Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.). В работе
«Левиафан или материя, форма
и власть государства» он описывает
хаос естественного
Дальнейшее
развитие учения о государстве и
праве связано с именами
По К. Марксу
и В. И. Ленину, государство является
машиной для поддержания
На марксисткой
доктрине в советский период основывалась
отечественная юридическая
Рассматривая
государство с разных позиций - философской,
исторической, социологической, юридической
и др., можно выделить лишь те или
иные аспекты характеристики государства,
но невозможно сформулировать полное,
универсальное его понятие.
В современной
отечественной юридической
Глава
2. Понятие и признаки
государства
Вопросы о
государстве, его понятии, сущности
и роли в обществе с давних пор
относятся к числу
Рожденное
обществом, его противоречиями, само
государство, его деятельность и
социальная роль неизбежно становятся
противоречивыми. Как форма организации
общества, призванная обеспечивать его
целостность и управляемость, государство
выполняет функции, обусловленные
потребностями общества, а, следовательно,
служит его интересам. По мнению К. Маркса,
государство интегрирует
История государства
неотделима от истории общества. Оно
вместе с обществом проходит длинный
исторический путь от неразвитого к
развитому, приобретает на этом пути
новые черты и свойства. Для
неразвитого государства
В таком
государстве развиваются все
его институты и структуры, раскрывается
их социальный потенциал. Причем государство
изменяется и совершенствуется не само
по себе. Его преобразуют, приспосабливают
к изменяющимся условиям люди разных
эпох и стран. Поэтому есть все
основания рассматривать
Всесторонне
раскрыть понятие, сущность, многосторонние
грани, свойства и черты государства
- задача чрезвычайно трудная. Решить
ее можно лишь при изучении государства
конкретно-исторически, в различных
его связях с экономикой, социально-политической
и духовной жизнью общества, максимально
используя при этом прошлые и
настоящие научные достижения.
2.1
Понимание и определение
государства.
С давних времен
мыслители пытались ответить на вопрос,
что такое государство. Еще древнеримский
оратор, философ и политический деятель
Марк Туллий Цицерон спрашивал и
одновременно отвечал: «Да и что
такое государство, как не общий
правопорядок?» У Цицерона было немало
последователей в разное время и
в различных странах - основатель
нормативистской теории права Г.
Кельзен, русский экономист и
философ П. Струве и т. д. Несколько
иной позиции придерживался крупный
правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал,
что «государство есть общественный
союз свободных людей с