Понятие и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ТГП Понятие и сущность государства.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства  как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,- писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших  в известных границах и подчиненных  одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые  черты (признаки) государства, послужило  поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин  критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства  называли принудительную власть: «Принудительная  власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного  рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- а  отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[4]. Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления  породили в те годы неверие в возможность  ее формулирования вообще. М. Вебер, в  частности, писал: «Ведь государство  нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[5].

Они считали, что это «та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему  классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское  общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[6]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[7]. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» [8].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким  государствам, в которых возникает  высокая классовая напряженность  и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть  в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной  учебной литературе государство  обычно определяется как политико-территориальная  суверенная организация публичной  власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства  и в целом приемлема, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Более точной будет  следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая  праву общеобязательное значение, гарантирующая  права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие  государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его

граждан. Оно  выполняет жизненно необходимые  для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет  важнейшими общественными делами. В  то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Признаки государства. 

Признаки  любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак  вещи не может существовать вне и  помимо самой вещи. Признаки позволяют  не только отличить вещь от иных, сходных  с нею или не сходных, вещей. Они  помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти  общие методологические положения  вполне применимы и к государству.

Традиционно в юридической литературе чаще всего  выделяют следующие признаки государства:

1. Территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в территориальных  пределах. В догосударственном обществе  принадлежность индивида к тому  или иному роду обусловливалась  кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел  строго определенной территории, перемещался с одного места  на другое. В государственно-организованном  обществе кровнородственный принцип  организации населения потерял  свое значение. На смену ему  пришел принцип его территориальной  организации. Государство имеет  строго локализованную территорию, на которую распространяется  его суверенная власть, а население,  на ней проживающее, превращается  в подданных или граждан государства.  Возникают, таким образом, пространственные  пределы государства, в которых  появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

С территориальной  организацией населения сопряжено  не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных  стран. А потому с этих позиций  понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Административно-территориальная  организация населения как признак  государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и  реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак  показывает, что государство, каким  бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или  слаборазвитым), всегда существует и  функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет  мирового государства, мировой публичной  власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и  делают общество обществом. Если же в  обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются  властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

От негосударственных  организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население  страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть  населения, создаются добровольно  по тем или иным интересам.

2. Публичная  (государственная) власть. В качестве  признака публичная власть раскрывает  государство прежде всего как  институциональную систему, совокупность  институтов власти, государственный  аппарат, государственные властные  органы, правоохранительную систему,  систему военных структур, карательные,  репрессивные органы. Публичная  власть включает в себя и  специальный слой людей, т.е.  государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой  основе осуществляют профессионально  властную, управленческую, правотворческую,  правосудную, военную, дипломатическую  и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства  и общества. При этом нисколько  не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует  деление общества на властвующих  и подвластных, управляющих и  управляемых. Одновременно сохраняет  свою научную и практическую значимость деление элементов структуры  общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью  на властвующих и властных, управляющих  и управляемых не следует рассматривать  как недостаток, дефект, болезнь  общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство  только и исключительно как добро  или зло. И теоретически, и практически  он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим  может быть соотношение государства  и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение  общества к власти может принять  самые радикальные революционные  формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Итак, публичная  власть как признак государства  называется публичной по следующим  основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует  всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать  в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний  и др.).

В своем  содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных  органов, принципах и организации  их деятельности публичная власть зависит  от степени развитости государства  и общества в целом, их исторического  типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического  движения.

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась  ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность  публичной (государственной) власти состоит  в том, что она воплощается  именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых  комплектуются органы управления и  принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той  реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения  принадлежит тем или иным силовым  структурам и специальным учреждениям. , публичная власть становится государственной  властью, т. е. той реальной силой, которая  обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем  или иным силовым структурам и  специальным учреждениям.

3. Государственный  суверенитет. Понятие «государственный  суверенитет» появилось в конце  средних веков, когда потребовалось  отделить государственную власть  от церковной и придать ей  исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,- это колония либо доминион.

Информация о работе Понятие и сущность государства