Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 06:02, курсовая работа
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,- писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое
определение, верно отражающее некоторые
черты (признаки) государства, послужило
поводом для различных
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[4]. Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности
выработки дефиниции
Они считали,
что это «та форма, в которой
индивиды, принадлежащие к
Обе формулировки
были широко распространены и в науке,
и в официальной пропаганде. Однако
они применимы только к таким
государствам, в которых возникает
высокая классовая
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его
граждан. Оно
выполняет жизненно необходимые
для общества функции, обеспечивает
его единство и целостность, управляет
важнейшими общественными делами. В
то же время государство (особенно правовое)
призвано всесторонне гарантировать права
и свободы граждан, поддерживать надежный
и гуманный правопорядок в обществе.
2.2.
Признаки государства.
Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.
Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства:
1. Территориальная
организация населения и
С территориальной
организацией населения сопряжено
не только возникновение государства,
но и начало складывания отдельных
стран. А потому с этих позиций
понятия «государство» и «
Административно-
Для общества
свойственны разнообразные, разносодержательные,
равнозначимые отношения и
От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
2. Публичная
(государственная) власть. В качестве
признака публичная власть
Публичная
власть особенно ярко показывает несовпадение,
нетождественность государства
и общества. При этом нисколько
не снижается научная значимость
понятия государства как
Деление общества
в связи с публичной властью
на властвующих и властных, управляющих
и управляемых не следует рассматривать
как недостаток, дефект, болезнь
общества, от которых необходимо поскорее
избавиться. Этот признак не подводит
к тому, чтобы понимать государство
только и исключительно как добро
или зло. И теоретически, и практически
он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным,
противоречивым и даже трагическим
может быть соотношение государства
и общества. Общество может испытывать
доверие или недоверие к
Итак, публичная
власть как признак государства
называется публичной по следующим
основаниям. Во-первых, она является
предметно-институциональным
В своем
содержании, институциональном составе,
структуре и системе
Следует отметить,
что власть существовала и в догосударственном
обществе, но это была непосредственно
общественная власть, которая исходила
от всего рода и использовалась им
для самоуправления. Она не нуждалась
ни в чиновниках, ни в каком-либо
аппарате. Принципиальная особенность
публичной (государственной) власти состоит
в том, что она воплощается
именно в чиновниках, т.е. в профессиональном
сословии (разряде) управителей, из которых
комплектуются органы управления и
принуждения (государственный аппарат).
Без этого физического
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем или иным силовым структурам и специальным учреждениям. , публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем или иным силовым структурам и специальным учреждениям.
3. Государственный
суверенитет. Понятие «