Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование правотворчество
Задачи работы: 1) Изучить понятия правотворчества , нормотворчества и законотворчества. 2) Изучить особенности и способы правотворчества.3) рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества.

Содержание

Введение…..………………………………………………………………………3
1. Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества ………………………………………………………..5
2. Понятие и взаимосвязь способов и результатов правотворчество (форм права)…………………………………………………………….19
3. Особенности правотворчества…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………................37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая вариант 2.docx

— 66.16 Кб (Скачать)

     Обсуждение, доработка  и согласование проекта - эта  стадия, завершающая подготовительный  этап. Суть процедуры - обсуждение  проекта рабочей группой с  привлечением специалистов-экспертов. 

Затем законопроект поступает  на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта  и внесение его на утверждение.

     Факт внесения  выработанного проекта в законотворческий  орган имеет официальное юридическое  значение. С этого момента прекращается  первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование  государственной воли, и начинается  новый этап - закрепление этой  воли в нормах права. 

Утверждение законопроекта  является центральной стадией законотворческого  процесса, т.к. именно на этом этапе  происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

     Можно выделить  четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа,  непосредственное обсуждение проекта,  принятие закона, его обнародование (опубликование).

      В юридической  литературе принято выделять  два вида официального вынесения  проекта на рассмотрение.

     Первый - кооперативное  внесение, когда законотворческий  орган обязан рассмотреть поставленный  вопрос, т.к. связан волеизъявлением  инициатора проекта. 

     Второй - факультативное  внесение, когда от руководства  законотворческого органа зависит,  поставить ли в повестку дня  внесенный проект или оставить  его без рассмотрения, направить  ли для доработки или редактирования. Здесь может использоваться право  законодательной инициативы.

     Согласно ст.104 Конституции РФ правом законодательной  инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен -ной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд.

     Право законодательной  инициативы возникает только  с момента внесения законопроекта.  Этому праву соответствует обязанность  законотворческого органа принять  внесенный проект и включить  его рассмотрение в повестку  дня ближайшего заседания, рассмотреть  его и принять решение.

     Проекты законов  и законодательных предложений  представляются к рассмотрению  вместе с обоснованием необходимости  их разработки, развернутой характеристикой  целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование, проводится регистрация законопроекта.

     Зарегистрированный  законопроект или законодательное  предложение для предварительного  рассмотрения и подготовки предложений  о дальнейшей работе над ним,  как правило, направляются в  соответствующие комитеты Государственной  Думы и одновременно в комитет  по законодательству.

Здесь необходимо отметить, что некоторые ученые включают еще "две дополнительные стадии официального прохождения проекта нормативного акта в законотворческом органе. Это  рассмотрение и доработка проекта  во вспомогательном аппарате законотворческого  органа и включение в повестку дня заседания законотворческого органа рассмотрения внесенного проекта". Такую точку зрения высказывают авторы монографии "Правотворчество в СССР".

     Следующая стадия - это внесение законопроекта  в повестку дня заседания   законотворческого органа, чаще  всего это Государственная Дума. Утверждение повестки дня - прерогатива  самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы  и в какой последовательности  должны быть рассмотрены на  заседании.

     Обсуждение  любого проекта начинается с  доклада по нему. В качестве  докладчика, как правило, выступает  инициатор законопроекта. В докладе  любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия  рассматривае -мого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

     По результатам  обсуждения Государственная Дума  одобряет основные положения  проекта или отклоняет его.  Проводится и второе чтение  законопроекта.

     Принятие официального  решения по проекту законодательного  акта - это решающая стадия официального  прохождения проекта в законодательном  органе.

     После детального  обсуждения законопроект принимается  в целом. Решение по актам   принимается большинством голосов  от общего числа депутатов  Государственной Думы. Согласно  ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые  Государственной Думой нормативные  акты в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен в  Со - вете Федерации. Если  возникают разногласия, то  создается специальная комиссия,которая рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной  Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

      Законы РФ  подписываются и обнародуются  Президентом РФ в течение 14 дней. Президент вправе вернуть  до истечения указанного срока  Федеральный закон для повторного  рассмотрения. В этом случае закон  подписывается Президентом в  семидневный срок после его  повторного принятия двумя третями  голосов в обеих палатах парламента.

      Процесс  создания закона завершается  его опубликованием. Опубликование  законов главная предпосылка  их вступления в силу и юридическое  основание презумпции знания  законов. Опубликование законов  осуществляется в соответствии  с Указом Президента "0 порядке  опубликования и вступления в  силу Федеральных законов" 13. Законы публикуются в "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". С этого момента закон считается официально действующим на территории РФ. На этом процесс создания закона заканчивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, делая  вывод всего вышесказанного, процесс  правотворчества – это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных, выражающих общественные потребности законов, может служить основой эффективного правотворчества, основным показателем которого является реальное действие права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Публикация А.П. Мазуренко “Цели, средства и результаты правотворческой политики” \ http://elibrary.ru/item.asp?id=15207323&
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  3. Общая теория права и государства. Учебник \ Под ред. Лазарева В.В. – М: Юрист 2002
  4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник.- М: 1995.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник.- М.: Омега-Л, 2004.
  6. Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник.- М.: Эксмо, 2008.- 512 с.
  7. Комаров С.А., Мальков А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: НОРМА, 2000.
  8. Общяя теория права.
  9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: «Спарк», 2006.
  10. Нисневич Ю.А. и др. Законодательная деятельность: Учеб. пособие.- М.: Аспект Пресс, 2007.
  11. Общая теория государства и права. В 2-х т. Т.2 /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: «Зерцало», 2004.
  12. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации.- М.: Институт государства и права РАН, 2002.
  13. Теория государства и права: Учебник /Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2003.
  14. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации //Государство и право.- 2003.- №1.- С.12-17.
  15. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2007.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., том 1, 3. С. 63, 64, 162

2 Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 114, 117, 153

3 Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 344

4 Керимов Д.А. Указ. соч. С. 226

5 «Источники права», Зивс С.Л..- М.: «Наука», 1981. С.8

6 Общая теория  права и гос-ва: Учебник/ Под редакцией В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Юристъ,1996. С.143

7 «Прецедент в английском праве»,Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М. Решетникова. – М.: юрид. л-ра, 1985. С. 158

8 Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 117

9 Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства, учебник. - М.: Юридическая     литература, I994. С. 123

10 Дюрягин И.Л., Приголкин А.С.  Правотворчество в советском Государстве – М.:  Юридическая литература,      1974.      С. 157

11 Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ № 12. – М.: Государство и право, 1994. С. 27

12 Алексеев С.С. Как готовить закон. – М.: Известия,  I992. I4 декабря.

13 Собрание актов Президента и Правительства P.Ф. I994.- №15  Ст.1173.


Информация о работе Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества