Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование правотворчество
Задачи работы: 1) Изучить понятия правотворчества , нормотворчества и законотворчества. 2) Изучить особенности и способы правотворчества.3) рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества.

Содержание

Введение…..………………………………………………………………………3
1. Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества ………………………………………………………..5
2. Понятие и взаимосвязь способов и результатов правотворчество (форм права)…………………………………………………………….19
3. Особенности правотворчества…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………................37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая вариант 2.docx

— 66.16 Кб (Скачать)

Московская финансово-юридическая  академия

Калининградский филиал

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Курсовая работа

По теории права и государства

 

 

Студент                Группы  26 Юрк 6120  1 курса

 

Тема:  Правотворчество

 

 

 

Рецензент____________________________________

_____________________________________________

                                      Оценка

_________________________

                          Дата

_________________________

             Подпись рецензента

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград        2012 г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…..………………………………………………………………………3                                                                                                                

  1. Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества ………………………………………………………..5
  2. Понятие и взаимосвязь способов и результатов правотворчество (форм права)…………………………………………………………….19
  3. Особенности правотворчества…………………………………………27

Заключение……………………………………………………………................37

Список использованной литературы…………………………………………...38

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правотворчество служит начальным  этапом жизни права и вбирает  в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политической направленности государства и общества. В многообразной и динамичной правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество.

Гражданское общество всегда нуждалось в точных и совершенных  правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

В настоящее  время правотворческая деятельность государства находится в фокусе внимания граждан, политических партий и обьединений, иных социальных групп. Это объясняется тем, что в современной России, как и в любом цивилизованном государстве, роль законов постоянно возрастает. Появляются все новые законы, охватывающие правовой регламентацией все новые сферы общественной жизни (политику, экономику, социальную сферу), которые ранее никогда не были в орбите внимания правотворческих органов.

В настоящее время в  Российской Федерации издано и действует  около 2 тысяч законов. Федеральных  нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается  около 121 тысячи.

Если же сложить вместе федеральные нормативные акты и  акты субъектов Федерации, всего  получится более 500 тысяч.

Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество – настолько  важная деятельность, что она:

1) затрагивает интересы  каждого гражданина;

2) определяет основные  параметры поведения всех людей.

На современном этапе  актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения вопросов, связанных с правотворчеством. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Цель работы: исследование правотворчество

Задачи работы: 1) Изучить понятия правотворчества , нормотворчества и законотворчества. 2) Изучить особенности и способы правотворчества.3) рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества.

Предметом работы является сущность современного правотворчества.

Объект работы деятельность по осуществлению правотворчества.

Работа состоит  из : содержания, введения, основной части,  заключения, списка литературы. 

В изучении темы широко использовались различные источники: нормативно-правовая и учебная литература, монографии и публикации из периодической печати (авторы Ю.А. Тихомиров, Т.Ф. Зрошескос, Л.И. Спиридов, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, А.В. Малько, Н.И.Матузов, С.В. Поленина, Т.В.Кашанина и др.).

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и соотношение правотворчества и нормотворчества и законотворчества.

Понятия и сущность правотворчества.

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью, формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой внутренне согласований непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившихся в обществе разнообразных отношений.

В отечественной и зарубежной литературе правотворчеству  просвещенно  много книг, диссертаций и статей. По мнению одних авторов, правотворчество  выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Несмотря на столь многочисленные определения правотворчества, смысл всегда остается один.    

Право, как любое социальное явление имеет свою функцию. Рожденное  общественными отношениями, т.е. определенными  социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право  естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального  функционирования общества необходим  регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом. Правотворчество по своей социальной сути выступает как процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственном влиянии общеобязательного характера.

Имре считает, «…что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредствам общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах». С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования – это то социальное пространство, которое подвержена действию права:

• сфера возможного (потенциального) регулирования;

• сфера необходимого регулирования;

• сфера законодательного регулирования;  

• сфера правореализующего регулирования.

Говоря о правотворческой  деятельности государства, следует  обратить внимание на то, что она  является частью правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, обличенный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В. Н. Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения».

Закономерно было бы рассматривать  правотворчество, как часть процесса правообразования. Правотворчество – сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс – это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы.

«Комплексный подход правотворчества  требует развития реальных между  различными явлениями, участвующим  в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к  сознанию и от него – к правовым нормам», - считает А. .

 Правотворчество – основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрело и их направления уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступает компетентные государственные органы. Согласно традиционной точки зрения, правотворчество – это деятельность государства, направленная на создание юридических норм.

Р. Лукич определяет: «Правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельностью, и каждый их которых, выполняется различными способами и методами». В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов.

На основании изложенного  мы можем дать определение правотворчества: это оранизационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется не спонтанно и хаотично, а на базе основополагающих принципов, представляющих собой организованные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления этой деятельности. Рассмотрим эти принципы подробно.

▪ Демократизм – проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждении нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное участие депутатов широкой общественности.

▪ Законность – строгое соблюдение установленного порядком подготовки, принятия, опубликования нормативно-правовых решений, соответствия конституции страны и ее законам вышестоящей юридической силы, правотворческой процедуры.

▪ Гуманизм – направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.

▪ Научный характер – правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижение науки и техники, основываться на технических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а так же ученые и юристы.

▪ Профессионализм – участие в разработке правотворческих решений квалифицированных специалистов, соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

▪ Гласность – результат правотворческой деятельности – нормативные

 

акты, в которых содержатся права и обязанности граждан  – должны быть доведены до сведения последних.

▪ Техническое совершенство принимаемых актов – предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и опломбированных правотворческой практикой способов и приемов подготовка и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

Подводя итоги  всему вышесказанному, можно сказать, что правотворчество играет значительную роль в жизни личности и общества. Каждое государство устанавливает  в общественных отношениях определенный порядок, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство  сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего  воздействия на общественные отношения  по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Перечисленные выше основополагающие принципы предполагают знание прежде всего, того, каким образом создается закон или подзаконные акты, формируется и развивается, в чем суть законодательства. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Принципы  правотворчества, на основании вышеизложенного, являются не единственным фактором для  успешной работы законодателя. Немаловажную роль играет и правовая культура законодателя, от его отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и  приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании  и познании общечеловеческих ценностей, в соответствии с которыми и осуществляется законотворческая деятельность.

 

 

Мы рассмотрели основные понятия и принципы правотворчества. Выяснили, что правотворчество характеризуется тем, что оно представляет собой активную государственную деятельность, основным продуктом которой являются юридические нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативных актах, что является основным средством управления обществом.

Помимо всего  вышесказанного, правотворчество подразделяется на виды, которые мы и рассмотрим в этой главе. Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества, согласно этому критерию различают: референдум, принятие нормативных актов органами государства, заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между:

Информация о работе Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества