Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель работы: исследование правотворчество
Задачи работы: 1) Изучить понятия правотворчества , нормотворчества и законотворчества. 2) Изучить особенности и способы правотворчества.3) рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества.
Введение…..………………………………………………………………………3
1. Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества ………………………………………………………..5
2. Понятие и взаимосвязь способов и результатов правотворчество (форм права)…………………………………………………………….19
3. Особенности правотворчества…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………................37
Список использованной литературы…………………………………………...38
- Российской федерацией и субъектами, входящими в ее состав;
- государственными
органами и общественными
- работодателями и работниками предприятий и т.д.)
До недавнего времени в бывшем СССР и союзных республиках, входивших в его состав, активно использовался такой вид правотворчества, как правотворческая деятельность общественных организаций и совместная правотворческая деятельность государственных органов и общественных организаций. В настоящее время это явно не целесообразно и теоретически труднообъяснимая практика, свидетельствующая о предании общественным организациям несвойственных им функций, прекратило свое существование.
Рассмотрим каждый вид подробно:
◊ Референдум – голосование граждан по поводу законов, проектов международных договоров, закона или иного нормативного акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения.
В России референдум,
как институт непосредственной демократии
регламентирован Федеральным
Резолютивный – решающее голосование граждан по поводу закона, проекта
международного договора, вопроса государственного значения, при котором принятое решение считается общеобязательным и действует на всей территории страны.
Консультативный – имеет цель выяснения мнения народа по каким-либо вопросам, предлагаемым проектом законов и т.д., путем голосования. В свою очередь, Президент и Правительство, оставляет за собой право решающего голоса.
Делая вывод, можно сказать, что референдум играет значительную роль в политической жизни общества. Он позволяет каждому из нас, в той или иной степени, решать судьбу своего государства, оказывать влияние на государственную власть и высказывать свое мнение.
◊ Принятие нормативных актов государственными органами ,т.е правотворческая деятельность компетентных органов. Это наиболее распространенный, целесообразный и последовательный вид правотворчества. Согласно вышеизложенного, правотворчество – это прежде всего активная деятельность государственных органов. В пределах своей компетенции, нормативные акты, издают практически все государственные органы, что четко регламентировано законодательством. В частности это:
- Глава государства;
- Правительственные органы государственной власти всех уровней;
- Некоторые
исполнительные органы
◊ Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используются в правотворческой практике Российского государства, причем, такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Практикуется заключение соглашений по:
- экономическим;
- политическим;
- и иным вопросам между федерацией и отдельными ее членами.
Характерной
особенностью современных взаимоотношений
между общественными
Наряду с коллективным договором законом предусматривается заключение разного рода соглашений – правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Такие соглашения могут заключаться на разных уровнях:
- федеральном;
- республиканском;
- отраслевом или профессиональном;
- территориальном и т.д.
Определение и сущность нормотворчества
Еще в «Немецкой идеологии»
было показано, что право развивается
из процесса разложения
Зарождение права в период становления классового общества происходило прежде всего там, где официально санкционировалось и развивалось, прежде всего в сфере товарных отношений – торговли и займов. Но! В это же время санкционировалось убийство, телесные повреждения, оскорбления, которые считались принадлежностью к нормам морали и религии, делом личной расправы (кровной мести). И то и другое считалось нормальным! А происходило это, как уже отмечалось, с развитием классовых отношений и означало перерастание права индивидов в нормы общего характера, защищаемые государством, т.е. развивалось объективное право из субъективного права2. Т.е. можно сказать, что в этом и заключается основная сущность нормотворчества, когда его социальная основа (нормы морали, религии, обычаев, ритуалов) служит «базой» для развития права в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством.
Такой путь
развития нормотворчества, от
защиты фактических отношений
до официального признания
Часто, при
первом пути развития
Таким образом,
можно сделать вывод, что
1) Создание новых и развитие существующих социальных основ поведения обществом;
2) Развитие государственного правового нормообразования, как результат роста активности государственной власти и рационального отношения к развитию права.
Исходя из
этого, можно попробовать дать
определение понятию
Для лучшего
понимания этого определения
можно привести очень простой
пример: все знают, что врать
– нехорошо. Это не закрепляется в нормативных
актах, но действует в обществе, и люди
стараются придерживаться этого правила,
так как его нарушение - антисоциально.
Это пример созданной обществом социальной
нормы, основы поведения. Другое: все знают,
что кража чужого имущества – противозаконно. Эта норма
Таким образом,
можно сказать, что
Понятие и сущьность законотворчества.
В современном
обществе люди и различного рода их
объединения постоянно
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков
овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.
Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.
В культуре законотворчества
аккумулируются: разносторонние знания
действительности, ее истории и перспектив
развития; специальные знания о праве,
законе и законодательной технике,
умелое их использование в практической
деятельности по созданию законов и
их реализации. Овладение этими знаниями
и их использование в процессе
законотворчества позволяют создавать
научно обоснованные и технически совершенные
законодательные акты, в полной мере
отвечающие назревшим и назревающим
потребностям общественного прогресса.
Законодатель, следовательно, должен обладать
всесторонними и глубокими
Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:
- исследования
различных социальных факторов,
обусловливающих потребность в
нормативно-правовом
Информация о работе Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества