Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование правотворчество
Задачи работы: 1) Изучить понятия правотворчества , нормотворчества и законотворчества. 2) Изучить особенности и способы правотворчества.3) рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества.

Содержание

Введение…..………………………………………………………………………3
1. Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества ………………………………………………………..5
2. Понятие и взаимосвязь способов и результатов правотворчество (форм права)…………………………………………………………….19
3. Особенности правотворчества…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………................37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая вариант 2.docx

— 66.16 Кб (Скачать)

- Российской  федерацией и субъектами, входящими  в ее состав;

- государственными  органами и общественными объединениями;

- работодателями  и работниками предприятий и  т.д.)

До недавнего  времени в бывшем СССР и союзных  республиках, входивших в его  состав, активно использовался такой  вид правотворчества, как правотворческая деятельность общественных организаций и совместная правотворческая деятельность государственных органов и общественных организаций. В настоящее время это явно не целесообразно и теоретически труднообъяснимая практика, свидетельствующая о предании общественным организациям несвойственных им функций, прекратило свое существование.

Рассмотрим  каждый вид подробно:

◊ Референдум – голосование граждан по поводу законов, проектов международных договоров, закона или иного нормативного акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения.

В России референдум, как институт непосредственной демократии регламентирован Федеральным конституционным  законом «О Референдуме Российской Федерации», 1995 г. Инициатива проведения референдума принадлежит не менее, чем 2 миллионам граждан России и Конституционному собранию, согласно ч.3 ст.135 Конституция РФ от 12.01.1993 года. Референдум назначается Президентом РФ на любой выходной день в период от 2-3-х месяцев со дня опубликования Указа.




 

 

 

Резолютивный – решающее голосование граждан по поводу закона, проекта

международного  договора, вопроса государственного значения, при котором принятое решение  считается общеобязательным и действует  на всей территории страны.

Консультативный – имеет цель выяснения мнения народа по каким-либо вопросам, предлагаемым проектом законов и т.д., путем голосования. В свою очередь, Президент и Правительство, оставляет за собой право решающего голоса.

Делая вывод, можно сказать, что референдум играет значительную роль в политической жизни  общества. Он позволяет каждому из нас, в той или иной степени, решать судьбу своего государства, оказывать  влияние на государственную власть и высказывать свое мнение.

◊ Принятие нормативных актов государственными органами ,т.е правотворческая деятельность компетентных органов. Это наиболее распространенный, целесообразный и последовательный вид правотворчества. Согласно вышеизложенного, правотворчество – это прежде всего активная деятельность государственных органов. В пределах своей компетенции, нормативные акты, издают практически все государственные органы, что четко регламентировано законодательством. В частности это:

- Глава государства;

- Правительственные  органы государственной власти  всех уровней;

- Некоторые  исполнительные органы государственной  власти и т.д.

◊ Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используются в правотворческой практике Российского государства, причем, такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Практикуется заключение соглашений по:

- экономическим;

- политическим;

- и иным  вопросам между федерацией и  отдельными ее членами.

Характерной особенностью современных взаимоотношений  между общественными объединениями  и государственными структурами  является заключение разного рода соглашений, содержащие нормативные предписания. В первую очередь, это касается регулирования  трудовых отношений. Так, например, в  соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», может быть заключен коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, в организации.

Наряду с  коллективным договором законом  предусматривается заключение разного  рода соглашений – правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Такие  соглашения могут заключаться на разных уровнях:

- федеральном;

- республиканском;

- отраслевом  или профессиональном;

- территориальном  и т.д. 

 

Определение и сущность нормотворчества

     Еще в «Немецкой идеологии»  было показано, что право развивается  из процесса разложения естественно  сложившихся форм общностей и  возникновения отношений собственности,  с последующим развитием феодальных  и буржуазных отношений. Соответственно, утверждение буржуазных отношений привело не только к рецепции права, но и к настоящему его развитию, а «юридическая иллюзия, сводящая право к чистой воле, неизбежно приводит – при дальнейшем развитии отношений собственности – к тому, что то или другое лицо может … иметь право на какую-нибудь вещь, не обладая ею фактически», но на деле «всякий раз, когда развитие промышленности и торговли создавало новые формы общения … право вынуждено было их санкционировать как новые виды приобретения собственности»1.

Зарождение права в  период становления классового общества происходило прежде всего там, где официально санкционировалось и развивалось, прежде всего в сфере товарных отношений – торговли и займов. Но! В это же время санкционировалось убийство, телесные повреждения, оскорбления, которые считались принадлежностью к нормам морали и религии, делом личной расправы (кровной мести). И то и другое считалось нормальным! А происходило это, как уже отмечалось, с развитием классовых отношений и означало перерастание права индивидов в нормы общего характера, защищаемые государством, т.е. развивалось объективное право из субъективного права2. Т.е. можно сказать, что в этом и заключается основная сущность  нормотворчества, когда его социальная основа (нормы морали, религии, обычаев, ритуалов) служит «базой» для развития права в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством.

     Такой путь  развития нормотворчества, от  защиты фактических отношений  до официального признания всеобщим субъективного права в нормах законов происходил стихийно. В дальнейшем такой путь нормообразования остается, хотя уже не всегда занимает господствующее положение. При последующем развитии общества и государства, по мере роста активности власти и рациональности развития права, появляется другой путь развития нормообразования, когда объективные потребности господствующего способа производства и общества формируют правосознание и единую государственную волю, находящую свое выражение в нормах законодательства, нормах права. Таким образом, можно сказать в обществе и государстве закрепляется и правовая основа нормотворчества, нормообразования.

     Часто, при  первом пути развития нормотворчества,  процесс  завершается  в   ходе судебной практики, когда  под защиту берутся годами  и десятками лет формирующиеся  обычаи, ритуалы, нормы морали, содержащие  соответствующие общие правила.  Тем самым, обыкновение приобретает  юридический характер. Ну а при  втором пути развития, нормотворчество  приобретает воле изъявительный  государственный характер, показывает  его главенство над обществом  – здесь уже проявляется правовая  сущность этого понятия.

     Таким образом,  можно сделать вывод, что сущность  нормотворчества заключается в  том, что оно имеет под собой  две основы: социальную и правовую, которые параллельно развиваются  и взаимодействуют между собой  на протяжении всего этапа  становления общества и государства.  Еще можно сказать, что первична  все-таки социальность нормотворчества, так как она существовала еще на начальных этапах развития общества и государства, выражаясь в санкционировании социальных норм (норм морали, обычаев, религии, ритуалов и т.д.)  как основополагающих правил поведения в обществе. Соответственно, исходя из такого структурирования понятия нормотворчества, выделились и два основных пути его развития, развития правообразования в целом:       

     1)  Создание новых и развитие существующих социальных основ  поведения обществом;

     2)  Развитие государственного правового нормообразования, как результат роста активности государственной власти и рационального отношения к развитию права.

     Исходя из  этого, можно попробовать дать  определение понятию нормотворчества.  Итак, нормотворчество - это процесс  создания и закрепления социальных  и правовых основ, правил поведения  в обществе и государстве, с  последующим их санкционированием  в законодательных актах государства  и принятием некоторых из этих  основ в качестве, официально  незакрепленных, но действующих,  имеющих важное место во внутригосударственной  общественной жизни. 

     Для лучшего  понимания этого определения  можно привести очень простой  пример: все знают, что врать  – нехорошо. Это не закрепляется в нормативных актах, но действует в обществе, и люди стараются придерживаться этого правила, так как его нарушение - антисоциально. Это пример созданной обществом социальной нормы, основы поведения. Другое: все знают, что кража чужого имущества – противозаконно. Эта  норма находит  свое отражение в  нормативных актах (УК РФ , кпримеру), охраняется государством, за ее нарушение причитается наказание, устанавливаемое государством. Это пример создания,  санкционирования государст -вом правовой нормы, основы поведения.

     Таким образом,  можно сказать, что нормотворчество  является сложным, многослойным  понятием, имеющим, как минимум,  социальную и правовую основы  своей деятельности, которые имеют  и общие и различительные особенности.

Понятие и сущьность законотворчества.

 

В современном  обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями , с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно  создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без  такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов  и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения  свободы личности и прогресса  общества.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую  культуру, но требует от них специальных  знаний, определенных навыков

овладения искусством формирования и формулирования законодательных  актов. Эти знания в мировой юридической  теории и практике именуются законодательной  техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов  и подзаконных актов, их систематизации.

Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных  актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

Правовая культура законодателя тысячами нитей связана  с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и  их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать  научно обоснованные и технически совершенные  законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим  потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться  его мудростью. И для того, чтобы  переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный  опыт на язык закона, ему следует  овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:

- исследования  различных социальных факторов, обусловливающих потребность в  нормативно-правовом регулировании  соответствующих общественных отношений;

Информация о работе Понятие и соотношение правотворчества, нормотворчества и законотворчества