Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

Это признаки государства-идеала. По отдельности  они присутствуют у большинства  современных государств, но собранными воедино – таких государств не существует.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации  признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном  международном праве выделяются 3 минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный  контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные  выше признаки отмечают государство  от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь  с обществом, факторы, лежащие в  основе его возникновения и эволюции.

Государство — одно из самых совершенных, сложных  и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной  нам истории народов — это  полная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и  гибели государственных образований, об изощренной борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных , ни самих себя.

С первых и до последних дней своей  жизни человек в большей или  меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права  и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между  стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей  день.

 

3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине

Соответственно  основным признакам правового государства  различают три важнейшего направления  его становления:

  обеспечение верховенства правового закона

  гарантирование прав и свобод человека;

  осуществление деления государственной  власти на правовом уровне  и на уровне практической деятельности.

  Во времена СССР властвовала  так называемая социалистическая  законность, которая основывалась  не на общечеловеческих ценностях,  а на «революционной целесообразности».  Формально обеспечивалось верховенство  закона, однако сами законы не  всегда были правовыми, нередко  противоречили элементарным правам  и свободам человека. Отрицалось, например, право частной собственности,  в криминальном порядке преследовалась  и наказывалась частнопредпринимательская  деятельность, во имя строительства  социализма по статье про «антисоветскую  деятельность» уголовного кодекса  осуждено и лишено жизни миллионы  невинных советских людей. Законы  были обязательными лишь для  рядовых граждан, но не для  руководства правящей коммунистической  партии, которое фактически ставило  себя над законом. Приобрело  распространение так называемое  «телефонное право», которое означало навязывание партийно-государственными руководителями своей воли правоохранительным органам, в том числе прокуратуре и судам, по тем или другим конкретным вопросам.

  Эти и подобные явления в  политико-правовой системе, конечно,  не могли исчезнуть сразу с  образованием независимого украинского  государства. Некоторые из них  так или иначе дают о себе  знать и поныне. Важнейшее из  сделанного в развитии в Украине  правового государства состоит  в конституционном закреплении  его основ - принципов верховенства  правового закона (права) и деления  власти, прав и свобод человека. Процитируем соответствующие положения  Конституции Украины: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» (ст. 1); «В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.» (ст. 8); «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.» (ст. 6).

  Особое место в Конституции  Украины имеет закрепление прав  и свобод человека и гражданина. Так, статья 3 провозглашает: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.». Эти положения Конституции конкретизируются в отдельном разделе «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», который состоит из 48 статей (21-68). Эти статьи закрепляют широкий спектр социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Конституцией внедрен институт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101).

  Конституционное закрепление основ  правового государства предопределяет  две важнейших задачи в его  дальнейшем развитии: конкретизация  конституционных положений в  обычных законах и наполнение  их, в особенности относительно  социально-экономических прав и  свобод, реальным содержанием. Важное  место в решении этих задач  имеет создание механизма правовой  защиты конституционных прав  и свобод, в том числе и от  посягательств на них со стороны  самого государства. Если во  времена социализма гражданин  мог обратиться с судебным  иском против государства (администрации  государственного предприятия) лишь  в случае незаконного увольнения  его с работы, то Конституция  независимой Украины гарантирует  гражданам возможность судебной  защиты их прав и свобод  от любых посягательств: «Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.» (ст. 8).

  Развитие в Украине правового  государства требует также создание  материальных гарантий прав и  свобод, без которых их конституционное  провозглашение останется пустой  декларацией. Важное значение  в воплощении в жизнь принципов  правового государства имеет  коренная перестройка деятельности  правоохранительных органов, прежде  всего органов внутренних дел,  прокуратуры, в особенности суда. За инерцией они продолжают  защищать главным образом государство,  а относительно граждан выступают  орудием принуждения и наказание,  тогда как в правовом государстве  их основной функцией может  быть защита прав и свобод  человека, в том числе и от  посягательств на них со стороны  государства.

  Пока что на практике решения  рядовыми гражданами в государственных,  в особенности правоохранительных, органах даже элементарных жизненных  вопросов, например, связанных с  регистрацией предприятия, получением  разных разрешений, прохождением  технического осмотра автомототранспорта и т.п., настолько усложнено, забюрократизировано, а нередко еще и дорого и унизительно, что порождает обоснованные сомнения в верховенстве в Украине правового закона, его преобладании над многочисленными подзаконными актами, в частности ведомственными инструкциями, составленными в интересах их авторов. Неуважение власти к гражданам, восприятие их в государственных учреждениях как просителей, которые «мешают работать», продолжают оставаться характерными особенностями властных отношений в украинском обществе. Правовым государство становится не благодаря провозглашению в конституции верховенства права, прав и свобод человека, а тогда, когда соответственно конституционным декларациям проходит повседневная жизнь рядовых граждан, если власть существует для граждан, а не наоборот.

  В правовом государстве его  механизм свободен от бюрократизма  и административно-командных методов  управления. Его демократический  характер обусловлен ответственностью  перед обществом, на службе  которого он находится. Правовое  государство есть концентрированное  выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития  в целом и общем совпадают  с этапами развития гражданского  общества. Вместе с тем, поскольку  всякое государство обладает  известной самостоятельностью по  отношению к обществу, то этапам  развития правового государства  присущи определенные особенности,  отражающие его политический  характер. Первый этап развития  правового гражданского общества - это становление рыночной экономики,  предпринимательства, гласности,  свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан;  второй этап - утверждение рыночной  экономики различных форм предпринимательства,  обеспечение социальной защищенности  граждан, наличие гласности, свободной  деятельности средств массовой  информации.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

С точки  зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и  всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном. Государство  есть «Оболочка», которая сохраняет  целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

В узком  смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации  государства, то есть наличие системы  государственных органов, посредством  которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое  определение является односторонним  и неполным, так как характеризует  государство исключительно в  виде механизма, осуществляющего публичную  власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное  определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое  не может быть сведено к механизму  управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком  смысле -- это политический аппарат  управления обществом, в широком  смысле государство -- качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Украины 1996г.

2. Удовик Л.Г. Теория государства и права в схемах и таблицах: Учебное пособие  - З.: ЗНУ, 2008

3. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник – Х.: Консум, 2003

25. Пеньков Е.М. Социальные нормы:  управление, воспитание, поведение.  М., 1990.

 

6. Бутенко  А.П. Государство: его вчерашние  и сегодняшние трактовки. // Государство  и право. 1993. №7.

 

7. Венгеров А.Б. Несущие конструкции  правового государства. // Право и  власть. М., 1990.


Информация о работе Понятие и признаки государства