Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39
5) имеет единую денежную систему;
6) имеет
официальную систему
7) обладает суверенитетом;
8) имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.
Следует учесть, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира - светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 г., современный Ватикан).
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе
В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.
В рамках
современного государствоведения широкое
распространение получил
Рассмотрение
государства как машины «для поддержания
господства одного класса над другим»
в рамках классовой теории происхождения
государства ограничивало социальную
природу государства интересами
господствующего класса эксплуататоров.
Такой подход в силу своей односторонности
обеднял и в известной мере
искажал представление о
Любое
государство, будучи на практике представлено
относительно небольшим по количеству
управленцев аппаратом
Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.
Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т. д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.
Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Естественно,
что соотношение
Социальная роль современного реального социального государства имеет две стороны. С одной стороны, это предоставление социальных услуг населению. В какой-то мере эти задачи государство выполняло всегда. Возникнув как институт для выполнения "общих дел", организация, вводящая социальные конфликты в определенные рамки, чтобы не допустить анархии и распада общества, государство устанавливало соответствующие правила, создавало средства связи, строило дороги, ликвидировало последствия стихийных бедствий и т.п. Это соответствовало общим интересам всего населения, интересам общества (социума) в целом. В современных условиях услуги государства приобрели иной характер. Наряду с общечеловеческими задачами в них явственно проступает адресная социальная направленность. Обязательное и бесплатное общее образование, бесплатные медицинские услуги (обычно для лиц, признанных бедными), пенсии, установление законом минимального размера оплаты труда, другие меры социального характера — все это гораздо важнее не для богатых слоев населения, а для менее состоятельных граждан. В единичных развитых странах (в отдельных вузах) бесплатным является высшее образование
Не менее, а, пожалуй, более важна вторая сторона социальной деятельности современного государства - обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития. Эта идея в неодинаковых, иногда нечетких формулировках, содержится в конституциях разных стран (Италии, Испании, Португалии др.), в том числе и как целеполагание - в Конституции Украины 28 июня 1996 года (ст. 3). Ст.3 Конституции Украины гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Активное вторжение государства в социальные отношения является признаком социального государства.
Элементы
социального государства
В настоящее время считается (об этом говорится, например, в объяснительной записке к проекту конституции Перу 1993 г.), что государство должно взять на себя только решение вопросов, относящихся к фундаментальным нуждам людей (безопасность, инфраструктура, здравоохранение, образование народа и др.), но одновременно необходима активность граждан, их собственные усилия для обеспечения жизни и себе и своей семье. Необоснованные социальные льготы большинству или значительной части населения, не обеспеченные реально имеющимися ресурсами, как отмечалось, ведут к кризисным явлениям.
В новых конституциях европейских и некоторых других стран появились положения о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально-ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Принято обширное социальное законодательство (об ограничении рабочего дня, отпусках и выходных днях, о минимуме заработной платы, прожиточном минимуме, пенсиях, об образовании, здравоохранении и т.д.). Ничего этого было у капитализма Х1Х-начала XX вв. Изменилась и практика, произошло "ограничение рыночных сил и конкуренции". Суды активно ограничивают монополистическую деятельность (примеры с компанией "Майкрософт" известны), государство устанавливает фиксированные цены на некоторые товары, тарифы на услуги. На предприятиях (в том числе частных, обычно с числом работающих более 50) созданы рабочие, заводские советы, советы предприятий, введено некоторое участие работников в акциях и распределении части прибыли частных предприятий . Говорится о "человеческих отношениях" между работодателями и работниками, и действительно в процессе производства и распределения возникают некоторые новые отношения все из них абсолютно "человеческие").
Изменилась
сама структура связей в
Общественные объединения (иные, чем партии), которые раньше игнорировались и которые еще в начале XX в. рассматривались судами США как "заговорщические организации", созданные для вмешательства в управление "священной" частной собственностью (речь идет о профсоюзах), стали в тех или иных формах оказывать влияние на государственную власть. Именно с различными объединениями и движениями снизу (в основном неформальными) некоторые авторы связывают теперь "третий путь" в развитии государственности и демократии. Возникают новые государственные формы (президентско-парламентарные и парламентарно-президентские республики, региональные государства, комбинированные международно-правовые и конституционно-правовые образования (наиболее яркий пример - Европейский Союз)).
Можно
привести и иные данные, но, видимо,
ясно, что общество и государство
в развитых странах Европы, Азии.
Северной Америки, Австралии, некоторых
других странах стали иными. Современное
государство конца ХХ-
Государство, существующее в таком обществе, - это государство социального капитализма, социально-капиталистическое государство.
2.2. Особенность классового
Главным и основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Марксизм
научно обосновал, что политическая
власть является одновременно и важнейшим
признаком государства, и основным
содержанием его сущности. Государство
по своей сущности есть организация
политической власти общества. Вместе
с тем возникшее полтора века
назад марксистское понимание государства,
которое более 70 лет воспринималось
советским обществоведением как
единственно правильное и незыблемое,
с учётом исторического опыта
и современного уровня научных знаний
нуждается в критическом
В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделённом на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, - утверждал Ф. Энгельс, - есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».
Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, - считал он, - есть орган господства определённого класса, который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным ему классом»).
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.
Поэтому
понятно, что в связи с коренными
изменениями произошедшими в
мире после второй мировой войны,
трактовка государства
Важно
заметить, что рассматриваемый подход
к трактовке государства
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества и специфические классовые функции.