Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

5) имеет  единую денежную систему;

6) имеет  официальную систему налогообложения  и финансового контроля;

7) обладает суверенитетом;

8) имеет  формальные реквизиты - официальные  символы: флаг, герб, гимн.

Следует учесть, что государство  может быть светским и теократическим. Большинство государств мира - светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 г., современный Ватикан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ

2.1. Сущность  государства как выражение его  социальной роли в обществе

В наиболее общем виде сущность государства  может быть определена как его  социальное предназначение.

В рамках современного государствоведения широкое  распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в  обеспечении интересов, касающихся безопасности социума в целом  и самого государства как элемента социальной системы в частности. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение  интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется  защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов  других классов, то речь идет о классовой  природе государственной деятельности.

Рассмотрение  государства как машины «для поддержания  господства одного класса над другим»  в рамках классовой теории происхождения  государства ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности  обеднял и в известной мере искажал представление о государстве.

Любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной  власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится  о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот  и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе  с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство  выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями  по отношению к подвластному населению  неминуемо приводит к кризису  государственной власти, а нередко  и к ее краху.

Практически любое государство реализует  свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное  бедствие и т. д.). В ситуациях подобного  рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения  перед лицом общей опасности. Однако после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат  к ранее сложившейся  системе  отношений, в том числе и к  обострению классовой борьбы.

Общесоциальная  сущность государства в более  широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов  различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства  и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального  и классового начал  государственной  деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером - менталитетом и т. д.).

 Социальная  роль современного реального  социального государства имеет  две стороны. С одной стороны,  это предоставление социальных услуг населению. В какой-то мере эти задачи государство выполняло всегда. Возникнув как институт для выполнения "общих дел", организация, вводящая социальные конфликты в определенные рамки, чтобы не допустить анархии и распада общества, государство устанавливало соответствующие правила, создавало средства связи, строило дороги, ликвидировало последствия стихийных бедствий и т.п. Это соответствовало общим интересам всего населения, интересам общества (социума) в целом. В современных условиях услуги государства приобрели иной характер. Наряду с общечеловеческими задачами в них явственно проступает адресная социальная направленность. Обязательное и бесплатное общее образование, бесплатные медицинские услуги (обычно для лиц, признанных бедными), пенсии, установление законом минимального размера оплаты труда, другие меры социального характера — все это гораздо важнее не для богатых слоев населения, а для менее состоятельных граждан. В единичных развитых странах (в отдельных вузах) бесплатным является высшее образование

Не  менее, а, пожалуй, более важна вторая сторона социальной деятельности современного государства - обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития. Эта идея в неодинаковых, иногда нечетких формулировках, содержится в конституциях разных стран (Италии, Испании, Португалии др.), в том числе и как целеполагание - в Конституции Украины 28 июня 1996 года (ст. 3). Ст.3 Конституции Украины гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство  отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение  прав и свобод человека является главной  обязанностью государства». Активное вторжение государства в социальные отношения является признаком социального государства.

Элементы  социального государства существовали всегда, поскольку оно выполняло  некоторые «общие дела», но такие  элементы были часто ничтожны, незаметны. В современной литературе понятие социального государства чаще всего связывается с предоставлением социальных услуг государственное образование и стипендии студентам (далеко не во всех странах), государственная медицина (без оплаты за эти услуги со стороны больных), пособия по безработице, пенсии, особая забота об инвалидах, детях, максимальная продолжительность допустимого рабочего времени, минимально допустимый размер оплаты труда (в часах, месяцах и т.д.), обязательные дни отдыха, оплачиваемый отпуск и т.д. За счет государственного бюджета и в иных формах государство поддерживает слои населения, находящиеся в худших экономических условиях (безработных, престарелых и т.д.). В Конституции Украины 1996 г. названы многие из социальных услуг государства. Государство принимает меры, чтобы сгладить формы социального неравенства, хотя в условиях рыночной экономики даже социально ориентированной, ликвидировать совсем социальное неравенство невозможно. Нужно, однако, учитывать, что все эти меры осуществляются государством в конечном счете на основе того до-стояния, которое создано трудом народа, хотя и государство, регулируя общественные процессы, может стать важной производительной силой.

В настоящее  время считается (об этом говорится, например, в объяснительной записке  к проекту конституции Перу 1993 г.), что государство должно взять на себя только решение вопросов, относящихся к фундаментальным нуждам людей (безопасность, инфраструктура, здравоохранение, образование народа и др.), но одновременно необходима активность граждан, их собственные усилия для обеспечения жизни и себе и своей семье. Необоснованные социальные льготы большинству или значительной части населения, не обеспеченные реально имеющимися ресурсами, как отмечалось, ведут к кризисным явлениям.

В новых  конституциях европейских и некоторых   других   стран   появились   положения   о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально-ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Принято обширное социальное законодательство (об ограничении рабочего дня, отпусках и выходных днях, о минимуме заработной платы, прожиточном минимуме, пенсиях, об образовании, здравоохранении и т.д.). Ничего этого было у капитализма Х1Х-начала XX вв. Изменилась и практика, произошло "ограничение рыночных сил и конкуренции". Суды активно ограничивают монополистическую деятельность (примеры с компанией "Майкрософт" известны),  государство устанавливает фиксированные цены на некоторые товары, тарифы на услуги. На предприятиях (в том числе частных, обычно с числом работающих более 50) созданы рабочие, заводские советы, советы предприятий, введено некоторое участие работников в акциях и распределении части прибыли частных предприятий . Говорится о "человеческих отношениях" между работодателями и работниками, и действительно в процессе производства и распределения возникают некоторые новые отношения все из них абсолютно "человеческие").

  Изменилась  сама структура связей в системе:  человек – коллектив – государство  – общество. На первый план  выдвигается поиск компромиссов  и консенсуса на основе общечеловеческих  ценностей. Человек объявлен высшей  ценностью, благодаря современным  средствам массовой информации  большое значение в решении  государственных дел приобрело  общественное мнение, партии стали  необходимым институтом в управлении  делами общества.

Общественные  объединения (иные, чем партии), которые  раньше игнорировались и которые  еще в начале XX в. рассматривались судами США как "заговорщические организации", созданные для вмешательства в управление "священной" частной собственностью (речь идет о профсоюзах), стали в тех или иных формах оказывать влияние на государственную власть. Именно с различными объединениями и движениями снизу (в основном неформальными) некоторые авторы связывают теперь "третий путь" в развитии государственности и демократии. Возникают новые государственные формы (президентско-парламентарные и парламентарно-президентские республики, региональные государства, комбинированные международно-правовые и конституционно-правовые образования (наиболее яркий пример - Европейский Союз)).

Можно привести и иные данные, но, видимо, ясно, что общество и государство  в развитых странах Европы, Азии. Северной Америки, Австралии, некоторых  других странах стали иными. Современное  государство конца ХХ-началаХХ1вв. в развитых странах мало похоже на государство XIX - начала XX вв. Оно существует и действует в условиях существования другого общества, которое исследователи часто называют "открытым", "гражданским", "плюралистическим". Эти характеристики правильно отражают те или иные стороны общества в рассматриваемой группе стран, но не дают его целостной характеристики.

Государство, существующее в таком обществе, - это государство социального капитализма, социально-капиталистическое государство.

 

 

 

2.2. Особенность классового подхода  к сущности государства,       оценка как теоретической позиции,  отражающей прошлый опыт истории 

Главным и основополагающим в государстве  являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными  словами вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит  государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Марксизм  научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим  признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство  по своей сущности есть организация  политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как  единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического опыта  и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской  и политологической литературе трактовку  государства исключительно с  позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделённом  на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство  как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

«Политическая власть в собственном смысле слова, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - это  организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, - утверждал Ф. Энгельс, - есть не что  иное, как машина для подавления одного класса другим».

Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также  видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, - считал он, - есть орган господства определённого  класса, который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным  ему классом»).

Такой подход обеднял и в известной  мере искажал представления о  государстве, содержал упрощённое, одностороннее  понимание его сущности и социального  назначения, ориентировал на приоритет  принудительной, насильственной стороны  данного явления, на обострение классовых  противоречий и борьбы внутри отдельных  стран и на международной арене.

Поэтому понятно, что в связи с коренными  изменениями произошедшими в  мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно  с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах, но и в Советском Союзе, а после его распада и других странах СНГ.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно  отвергал идеалистические и ненаучные  многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западной социал-демократии и современных  буржуазных теорий. Не смотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве  своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той  или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в  понимании государства, как института  социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности  данного подходя, он так же односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания  государства к его классово - насильственной стороне, немарксистские теории признают в государстве лишь другую его  сторону - общесоциальную и общечеловеческую.

В этой связи особое внимание привлекает высказанная  в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей  деятельностью два момента: и  выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества и специфические  классовые функции.

Информация о работе Понятие и признаки государства