Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого  вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил  дальнейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более  поздних трудах Маркса, не повлиял  на суть понимания государства его  последователями.

Между тем именно в приведенном  суждении Маркса получает краткое синтезированное  выражение наиболее существенное и  ценное как в марксистском, так  и в немарксистском подходе к  государству; делается шаг в направлении  преодоления односторонности в  трактовке государства, понимания  его как единства двух его тесно  взаимосвязанных сторон - общечеловеческой и классовой.

 

2.3. Освещение внеклассового подхода  к сущности государства

Внеклассовый  или общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе «отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства – поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

             Во-первых, власть в государстве  может находиться в руках сравнительно  небольшой социальной группы, которая  не отражает в полной мере  интересы того или иного класса, а действует прежде всего в  своих собственных узкогрупповых  интересах (бонапартизм, тоталитарные  бюрократические режимы).

           Во-вторых, во многих странах,  освободившихся от колониальной  зависимости, нередко складывается  такая обстановка, при которой  ни один из социальных классов  не обладает достаточной силой  и организованностью, чтобы взять  власть. Поэтому при наличии там  общенациональных интересов (обретение  независимости, развитие национальной  экономики и культуры) возникает  власть блока различных классов  и неклассовых социальных групп,  включающего национальную буржуазию,  рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,  ремесленников, мелких торговцев  и пр.

          В-третьих, при определенных условиях  может возникнуть государство,  в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать  всему народу, поскольку общенародные  интересы будут преобладать над  более узкими классовыми или  групповыми.

        И, наконец, самое важное. Общество  всегда едино, несмотря на нередко  раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

        Значит, любое государство должно  осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать  в интересах всего общества. И  любое государство не только  является орудием подавления, машиной  господства какого-то класса или  социальной группы, но и представляет  все общество, является средством  его объединения, способом его  интеграции. Общесоциальная роль  государства также является его  сущностной чертой, которая неразрывно  связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону  его единой сущности. В государстве  всегда сочетаются узкоклассовые  или групповые интересы господствующей  верхушки и интересы всего  общества. Соотношение указанных  сторон сущности государства  в различных исторических условиях  неодинаково, причем усиление  одной из сторон приводит к  ослаблению другой. В наибольшей  степени превалирует классовая  сторона государства в рабовладельческом  обществе. Вся полнота власти, юридических  прав, возмож­ностей реализовать  свои интересы принадлежит господствующему  классу. Однако существующее мнение  о полном бесправии рабов, «ужасных»  условиях жизни, принудительном  характере труда, беззащитности  от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда  в тот период неизбежно приводила  к тому, что число рабов многократно  превышало число свободных. При  этом раб, занятый на сельско­хозяйственных  работах, имея в руках орудие  своего труда — мотыгу, вполне  мог противостоять вооруженному  воину. Такое общество не могло  быть основано на голом насилии,  только на физическом принуждении.  Действовали и иные методы  воздействия — идеологические, в  том числе религиозные, разжигание  национальной и социальной розни  (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли  обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы — материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

          Итак, для полного и объективного  познания государства, понимания  его сущности недостаточно только  классового подхода, а следует  использовать положения и других  теорий государства: элитарной,  технократической, плюралистической  демократии, государства «всеобщего  благоденствия» и др.

Теория  «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного  вмешательства государства в  экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице  и т.п.). При этом утверждалось, что  государство перестало быть классовым  и начало выражать интересы всех слоев  населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

          Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то  по-разному трактуют сущность  государства. Но все эти теории  объединяет одно: они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным.

       Значительная часть исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

              Что же касается сущности государства,  то она видится в том, что  государство – это единственная  политическая организация, которая  в силу присущих ей качеств  исторически возникла как организация  социального управления, т.е. управления  обществом. Она не была навязана  обществу извне, а объективно  сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить  классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо  классов или социальных групп,  проводить эти интересы в жизнь  и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается  организацией, осуществляющей управление  обществом, организацией, создающей  и обеспечивающей в нем необходимый  порядок. Изменение соотношения  классовых и общесоциальных начал  в государстве меняет только  содержание деятельности государства,  но не меняет его сущности. Сущность государства, как и  сущность любых предметов или  явлений, всегда остается неизменной.

            Стоит критически относится к  утверждению, что для современных  государств не свойственна классовая  природа. Современное государство  по-прежнему выполняет классовые  функции. Но в отличие от  предыдущих этапов развития государства,  сейчас классовость проявляется  не столько во взаимоотношениях  внутри государства, сколько во  взаимоотношениях между государствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

3.1. Основные признаки,  характеризующие современное государство

Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей  степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою  достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1) Наличие  публичной власти (совокупность  аппаратов управления и подавления). Государственную власть в обществе  осуществляет особый слой людей,  которые наделены государственно-властными полномочиями.

2) Административно-территориальная  организация населения. Смысл  — в наилучшей (рациональной) организации государственной власти  и управления на занимаемой территории.

3) Население.  Характеризует принадлежность людей  к данному обществу и государству  (реализуется через институт гражданства).

4) Государственный  суверенитет. Независимость государственной  власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно  и свободно решать все государственные  дела. Государственный суверенитет  имеет две стороны: внешнюю  (самостоятельность и независимость  во внешних делах страны, недопустимость  вмешательства во внутригосударственные  дела извне, кроме ограниченного  числа случаев, предусмотренных  международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию  внутри страны в пределах всей  государственной территории). Суверенитет  может быть формальным, когда  он провозглашается юридически  и политически, а фактически  не осуществляется в силу зависимости  от другого государства, диктующего  свою волю. В некоторых случаях  можно говорить об ограничении  государственного суверенитета, которое  может быть добровольным и  принудительным.

5) Налоговая  система – общеобязательные и  безвозмездные платежи, взыскиваемые  в установленных размерах и  в определенные сроки. Налоги  необходимы для содержания государственного  аппарата, поддержания обороноспособности  государства, развития науки и  культуры, социальной защиты населения.

6) Государственная  территория — часть земного  шара, находящаяся под суверенитетом  определенного государства. В  ее состав входят: суша с ее  недрами, водные территории, а  также лежащие над сушей и  водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная  территория в пределах границ  государства. Водную территорию  составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды. Находящиеся под сухопутной и  водной территорией нефа являются  принадлежностью данного государства  до технически доступной глубины.  В воздушное пространство входит  тропосфера, стратосфера, а также  значительная часть вышележащего  пространства (приблизительно до  высоты 100км). Боковые пределы территории  государства обозначаются государственными  границами — продолженными в  натуре или воображаемыми линиями  на земной и водной поверхности,  которые определяют пределы суверенитета  государства над его сухопутными  и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

7) Правотворческая  деятельность, реализующая тесную  связь государства с правом. Законодательство - это особые социальные нормы,  закрепленные в издаваемых государственной  властью нормативно-правовых актах:  законах, указах, постановлениях. Такие  нормы называются юридическими, а систему, их содержащую, принято называть законодательством.

8) Государственные  символы – герб, флаг, гимн.

9) Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

10) Обязательность членства в государстве.  В отличие, например, от такой  политической организации, как  партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает с момента рождения.

11) Претензия на представительство  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий  — государств, не претендует на  представительство и защиту всех  граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Информация о работе Понятие и признаки государства