Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39
Аналогичные
положения, указывающие на стремление
государства выступать в
Так,
ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала,
что «Союз Советских
Подобные отсылки к народу содержались и содержатся в конституциях Украины, России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана и других бывших союзных республик, а ныне независимых государств.
Однако
в подавляющем большинстве
Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке.
Последние,
независимо от того, как они называются
и как представляются, в повседневной
практической жизни являются настоящими
держателями государственной
Сказанное
не означает, что государство ограничивает
свою социальную базу лишь поддержкой
непосредственно стоящих у
В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.
Далее. Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.
В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.
Последнее особенно ярко прослеживается на примере бывших социалистических, а ныне ставших на капиталистический путь развития стран.
Так, согласно Конституции СССР 1936 и 1977 годов в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, а также воды и леса.
Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством предприятий, основной городской жилищный фонд, а также иное имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Допуская наличие других форм собственности, таких, как личная, колхозно-кооперативная собственность общественных организаций, конституционные акты в тоже время на первый план выдвигали государственную собственность.
В Конституции СССР 1977 года (ст. II) в связи с этим особо подчеркивалось, что «государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности».
Действующее законодательство России, равно как и ряд других бывших союзных республик, а также политическая и правовая практика этих стран имеют тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. Проходящие в этих странах приватизация и денационализация проводятся под лозунгами борьбы с государственным монополизмом и достижения лучшего будущего под флагом плюрализма.
Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.
Однако это должно происходить при одном непременном условии.
А именно
- чтобы под видом «
И чтобы
монополия одной, государственной,
формы собственности под
Для
стабильности общества и политической
системы непременным условием является
существование самых
Для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.
Далеко не случайным следует считать то обстоятельство, что во многих промышленно развитых странах в послевоенный период масштабы огосударствления достигали довольно внушительных, хотя и не одинаковых размеров.
Сравнивая, например, масштабы огосударствления в разных промышленно развитых странах можно заметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53 % валового национального продукта, на долю государства в национальном доходе Франции - около 48 %, в национальном доходе Германии - 47, 2 % и т. д.
Масштабы огосударствления в США и Японии являются несколько меньшими, чем в странах Западной Европы, но, тем не менее, государственная собственность в этих странах существует и играет значительную роль в качестве материальной базы государства.
Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.
Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты.
Без них невозможно было бы нормальное функционирование данных организаций. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.
Кроме того, партийные и общественные органы не обладают, как это имеет место у государственных органов, государственно-властными полномочиями.
Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.
Обладая
государственно-властными
Это достигается разными способами - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точным соблюдением этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Следует отметить, что в бывших соцстранах существовала практика, когда общественные организации в лице своих органов в определенных случаях тоже издавали юридические нормативные акты и осуществляли постоянный контроль за их строгим и неуклонным соблюдением.
Например,
в СССР профсоюзы вместе с органами
Госгортехнадзора, санитарного надзора
и органами Народного контроля контролировали
деятельность государственных органов
в области социального
При этом средства воздействия профсоюзов на нарушителей, как и сам контроль, закреплялось законодательно, что гарантировало их реальность и эффективность.
Все массовые общественные организации в лице их общесоюзных органов обладали, согласно ст. 113 Конституции СССР правом законодательной инициативы.
Совместно с государственными органами и самостоятельно они издавали в некоторых случаях акты, имевшие юридический характер.
Все
это свидетельствует о том, что
в некоторых странах
Однако
эти рычаги в отличие от юридических
средств, находящихся в руках
различных государственных
В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.
Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства.
Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.
Названные
особенности не исчерпывают всей
специфики государства как
Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе.
1.3. Определение государства
В специальной литературе разрабатывается множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:
-государство как организация политической власти;
-государство как аппарат власти;
-государство как политическая организация всего общества. Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, представляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую воем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.
С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе органов - также не раскрывает полностью его понятия. При таком рассмотрении не учитывается деятельность системы органов местного самоуправления и других.
Государство есть особая политическая реальность. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство - это политическая организация всего общества. Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.
Определить общее понятие
Государство - суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необходимости, на легальное принуждение.
Общие признаки государства.
Государство - единая политическая организация, которая:
1) охватывает
все население страны в
риальный признак порождает гра
б) право на покровительство и защиту государства;
2) имеет специальный аппарат управления - систему государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессионалов по управлению;
3) располагает аппаратом легального принуждения: вооруженной силой и учреждениями принудительного характера (армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения);
4) в лице компетентных органов издает общеобязательные юридические нормы, обеспечивает их реализацию, то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах, выступая тем самым в качестве арбитра, согласовывающего индивидуальные, групповые и общественные интересы. Оно обеспечивает и защищает права своих граждан, а также других людей, которые находятся на его территории. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить осуществление принимаемых им решений;