Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.***

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государства
1.1. Сущность государства
1.2. Структура государства
1.3.Функции государства
1.4. Признаки государства
Глава 2. Типология государств
2.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
2.2. Марксистко-ленинский подход к типологии государств
2.3.Цивилизованный подход к типологии государств
2.4 Современные подход к типологии государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 73.94 Кб (Скачать)

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной  типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее  плодотворным, на мой взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства". Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими) , географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития атериальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные  особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил  империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов. Вследствие этого возрастает значение международных организаций увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется.

Вместе  с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства  обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно- полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

 

Заключение

 

На основании  вышеизложенного можно сделать  заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и  субъективных причин. Появление государства  было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего  развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного  мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения  семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д. Однако все эти факторы не имели  бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий  не последовал раскол общества на антагонистические  классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими  самостоятельное место в системе  общественного производства. Главное  заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между  собой яростную борьбу, они тем  самым поставили под вопрос само существование цивилизации. Так или иначе, но любые внутренние или внешние опасности однозначно наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства – его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое, суверенное состояние. Поэтому появление государства, а также права как эффективного средства урегулирования классовых столкновений явилось своего рода «спасением» человечества, некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов. На определенной ступени развития первобытного общества возникает государство.

Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил, всего народа), располагающая  специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя  общество, осуществляет руководство  этим обществом и обеспечивает его  интеграцию. Государство руководит  обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный  аппарат, который не совпадает с  обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения. Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с  другой – подчинение ей. Государство  диктует свою волю гражданам и  соответственно обществу в целом. Поэтому  государственную власть определяют как руководство обществом при  помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других – скрытое принуждение, в-третьих – организаторскую деятельность.

Имеет место  и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.риходят и уходят, а институционализированная власть государства остается

 

Список использованной литературы.

 

1.

2.   Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

 

3.   Козулин А.И. Государство  и право. 1994. №2.

 

4.   Комаров С. А. Теория  государства и права в схемах  и определениях. - М., 1997.

 

5.   Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

 

6.   Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

 

7.   Общая теория государства  и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

 

8.   Семин Г. Основы Российского  правового государства/ Российская  юстиция/ 1998 №2.

 

9.   Скоков А. М., Строев Е.  А. Общество, государство и право  России. – Рязань, 2003.

 

10. Теория государства и права.  Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.

 

11. Хрестоматия по истории политических  и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996.

12. Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.

13. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971.

14. Петров В. С. Сущность, содержание и формы государства. Л., 1971.

15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

 


Информация о работе Понятие государства