Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.***
Введение
Глава 1. Понятие государства
1.1. Сущность государства
1.2. Структура государства
1.3.Функции государства
1.4. Признаки государства
Глава 2. Типология государств
2.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
2.2. Марксистко-ленинский подход к типологии государств
2.3.Цивилизованный подход к типологии государств
2.4 Современные подход к типологии государств
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие государства
1.1. Сущность государства
1.2. Структура государства
1.3.Функции государства
1.4. Признаки государства
Глава 2. Типология государств
2.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
2.2. Марксистко-ленинский подход к типологии государств
2.3.Цивилизованный подход к типологии государств
2.4 Современные подход к типологии государств
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Существует множество теорий, по разному объясняющих происхож-дение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее.
В античные времена понятие "государство" было нераздельно связано с понятием "справедливость", ибо право, которое служит критерием справедливости, выступает как регулирующая норма политического общения. (Аристотель. Политика).
В трактате
"Политика" Аристотель подчеркивает
естественный характер возникновения
государства. Вполне естествен
и даже необходим союз между
мужчиной и женщиной; не менее
закономерен для взаимного самосохранения
союз между теми, кого сама природа
предназначила к господству и
к подчинению, то есть между господином
и рабом. Из обоих этих типов
объединения возникает первая
и основная форма общественного
бытия – семья. Объединение нескольких
семей, имеющее прочный, долговременный
характер, приводит к возникновению
более высокой формы общежития
– селения или общины (т.е. колонии
семьи). И наконец, объединение
ряда селений есть уже объединение
вполне завершенное, т.е. высшая форма
общественного бытия –
Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в общественной жизни.
Французский этнограф и социолог Клод Леви Стросс (род.1908 г.) сделал вывод о том, что запрещение инцеста (кровосмешения) явилось основным социальным фактом выделения человека из мира природы.** Необходимость развития важнейшего вида материального производства – производство самого человека, стимулировала дифференциацию общества, изменение в нем отношений, развитие культуры. В свое время, Сталин проигнорировал мысль Энгельса о зависимости общества от родовых связей, упрощенно понимая материальное производство, как лишь производство средств производства.***
Для обеспечения своего существования, люди вынуждены были объединять средства производства и свой труд. Род, племя, стали основой первобытно-общинного строя. На смену, беспорядочным половым связям, приходит семья, род становится хозяйственной единицей, организатором общественного труда, собственником средств производства. Постепенно выделяются властные институты, а именно: родовые собрания, советы старейшин, предводитель.
Форма власти в первобытном обществе называется потестарной. Она базировалась не только на авторитете предводителя семейной общины, но и на возможности жесткого принуждения.*
В ходе длительного
развития первобытного общества, человечество
от простой присваивающей
Необходимо заметить, что существовал, так называемый азиатский способ производства, относящийся ко вторичной классовой формации, который был связан с наличием государства, но в то же время отсутствием частной собственности на средства производства. В свое время учение К. Маркса об этом способе производства было предано Сталиным остракизму.**
Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.***
Государство
– это одно из объективно необходимых
важнейших организационных форм
существования и
Глава 1. Понятие государства.
Научная мысль прошлого и настоящего выработала ряд концепций происхождения государства.* Основными среди них являются:
1.
Материалистическая (классовая) теория.
Суть ее в том, что государство
возникает в результате
2.
Естественно-правовая (договорная) теория,
которая выводит государство
из соглашения между
3. Теория завоевания (насилия), ее основатель – Л.Гумплович – считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.
4. Психологическая теория, ее суть: в потребности людей жить в рамках общества, а также в оказании помощи друг другу.
5.
Теория "трех элементов". Согласно
которой государство
В рамках
одной концепции нельзя объяснить
причины возникновения и
В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:*
- теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
- классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);
- юридический (государство – юридическая персонификация нации);
-
социологический (представлен
- кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).
Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.
Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.**
Конструируя, идеальное и справедливое государство, Платон считал, что им является "совместное поселение" людей, которые "испытывая нужду во многом, собираются воедино,…, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь".*
Полемизируя с Платоном, Цицерон устами Сципиона говорит: "Причину же подобного объединения, следует искать не столько в слабости людей сколько в свойственной им от природы, как бы врожденной потребности жить совместно".**
Гегель, на основе своей общей философской системы, считал государство порождением особых духовных начал человеческого бытия: "Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает".***
Русский ученый И.А.Ильин считал, что государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.****
Марксистско-ленинская теория, определяя государство, неизменно исходила из классовой природы. Государство – продукт общества на известной ступени развития, сила произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, отчуждающая себя от него. Возникшее, в столкновении противоположных классов, государство является государством экономически господствующего класса, машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.*****
Согласно
положениям советской науки, государство
– продукт непримиримости классовых
противоречий, орудие классовой борьбы,
инструмент в руках господствующего
в экономике класса, который
овладевает им как механизмом управления
обществом и использует его в
своих классовых интересах.****
Методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы сформулировать признаки исторического явления – "государство".
На основе
сопоставления с родовым
1.1. Сущность государства
Сущность государства, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.). Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно. Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу.
1.2. Структура государства
Государство
– это такой социальный феномен,
который не поддаётся нашему непосредственному
восприятию. Неудивительно, что самого
понятия государства в
Территория составляет материально-природный субстрат государства. Само государство возникает, когда кровнородственные связи уступают место связям территориальным. Государственная территория – это определённая часть мирового пространства с чётко очерченными границами. Причём территория государства представляет собой не только определённую поверхность суши, но включает недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех этих сферах государство сохраняет за собой исключительное господство и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств или частных лиц. Территория является средством сплочения населения, поскольку оно распределено на общем пространстве, а также средством его безопасности, поскольку границы защищают от внешних вторжений. Возникновение и исчезновение того или иного государства связано прежде всего с территорией. Типичный пример тому – новейшая история государственности Израиля и Палестины. Неслучайно поэтому территориальные споры являются источниками хронических международных конфликтов.
Население.
Сам термин «население» – понятие
демографическое. Под населением обычно
понимается совокупность людей, совместно
живущих на какой-либо территории. Однако
государство объединяет не простую
совокупность индивидов, а политическую
общность, политическое единство людей,
проживающих на определённой территории.
Причём политическое единство одновременно
характеризуется и как