Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.***

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государства
1.1. Сущность государства
1.2. Структура государства
1.3.Функции государства
1.4. Признаки государства
Глава 2. Типология государств
2.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
2.2. Марксистко-ленинский подход к типологии государств
2.3.Цивилизованный подход к типологии государств
2.4 Современные подход к типологии государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 73.94 Кб (Скачать)

Функция сотрудничества с другими странами: В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные  организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты – это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Борьба  с международной преступностью: В последнее время все более  широкие масштабы приобретает международная  преступность. Торговля и контрабанда  наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием – вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных  преступлений. Ни одно государство  не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость  совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких  организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство  планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более  эффективно бороться с международной  преступностью.

Участие в охране окружающей среды: В настоящее  время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно  находится в центре внимания всего  мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально –  технической базы в государстве. Крупные ученые ряда государств обеспокоены  экологическим состоянием природы  в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают  различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

 

1.4. Признаки  государства.

 

 Так  что же это за общие признаки  государства, присущие всем государствам  в прошлом и настоящем, которые  выделяют "государство" из всей  прочей массы общественных институтов:

1.   Территория.  Есть принадлежащая  данному обществу определенная  часть земли,  поверхности планеты  – суши,  моря,  воздушного пространства. Закрепляет: границы, их режим,  внутригосударственную, административно-терри-ториальную организацию. Понятия – "государство" и "страна",  в принципе, совпадают (как организация политической власти на определенной территории),так как государство и есть носитель политической власти в рамках страны.

2.   Население.  Определяет состав  и принадлежность (относимость) людей  к данному обществу – гражданство,  порядок и формы удостоверения  гражданства,  его приобретения, утраты и т.д.. Именно через  гражданство, через "население", происходит объединение людей  в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества.  Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.

Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом  международным. Права, свободы и  обязанности граждан, отражая новую  правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные  органы и должностных лиц гарантами  в обществе,  а не гегемонами.*

3.   Публичная власть, как разновидность  политической власти означает: наличие  особого аппарата, единственно представляющего  общество в целом, весь народ  и имеющего свою материальную  базу.

Основываясь на общей теории государства, В.А.Четвернин делает вывод: власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и власть их попирающая,  осуществляющая террор против своего народа,  не признается государством.**

В условиях демократии,  публичная власть отделена от гражданского общества,  другой определяющей сферы общественной жизни,  охватывающей товарно-рыночную экономику,  хозяйственные  и социальные отношения, частную  жизнь людей. Эта форма власти должна обеспечить гражданскому обществу условия для существования и  развития,  при этом,  не допуская ограничений и вмешательства  государства в частно-правовые, гражданские отношения, не предусмотренных законом.

Отличительной чертой государства является суверенитет,  главный объективный политико-правовой признак функционирования государства  на собственной территории и за ее пределами.  Суверенитет государства  – свойство государственной власти,  которое выражается в верховенстве и независимости данного государства  по отношении к другим властям  внутри страны,  а также в сфере  межгосударственных отношений, при  строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.  Независимость  и верховенство выражается в прерогативе  законодательствования,  администрирования,  поддержания общественного порядка,  правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.

Исходя  из этого, Л.С.Мамут делает вывод, что советское государство реально не обладало этими прерогативами внутри страны,  по существу представляя собой полугосударство,* хотя оно и имело ряд черт присущих именно государству.  Высшей властью в нашей стране, на протяжении семидесяти лет,  обладало не государство,  а внегосударственная структура – партия.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить и законы (система юридических  норм),  при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления  обязательными для населения  всей страны. Являясь инструментом государственной власти,  система  юридических норм в силу всеобщности  законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести  следующее определение:

Государство – единая политическая организация  общества,  которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население,  располагает для  этого специальным аппаратом  управления,  издает обязательные для  всех веления и обладает суверенитетом.

Да.  Но древние греки,  не случайно подчеркивали значение формы. Платон отводил ей определяющую,  активную роль,  так как сама идея государства неотделима от ее формы. У Аристотеля. Форма имеет приоритет  над содержанием.  "Forma dat esse rei" – форма дает бытие вещи – считали римские юристы.  В настоящее время под формой государственной власти понимают организацию государственной власти и ее устройство.

Развитие  общественной жизни,  рост социальной,  политической  и нравственной зрелости человека,  объективно приводит к  изменению государства.  Его признаки, оставаясь неизменными,  наполняются  новым содержанием. Обогащается  сущность государства, отпадают старые и появляются новые прогрессивные  функции его деятельности, которые  соответствуют потребностям общественного  развития.

 

Глава 2..Типология государств

2.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

 

Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

     Аристотель считал, что основными  критериями разграничения государств  являются:

1.Количество  властвующих в государстве

2.Осуществляемая  государством цель.

По первому  признаку он различал правление одного , правление немногих ,правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

 Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.\

 

2.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств

 

Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно- экономической формации.

Формация  – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому  соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в результате смены отживших  форм производственных отношений и замены их новым экономическим  строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой  коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии  государства и права.

Исторический  тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ).

Тип государства  определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный  критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства : рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим  основные характеристики различных  типов государств , выделяемых на основании данной концепции.

     Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.

Феодальный  тип государства – результат  гибели рабовладельческого строя и  возникновения феодальной общественно-экономической  формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный  тип государства приходит на смену  феодальной государственности. Данный тип государства функционирует  на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический  тип государства возникает в  результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство –орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический  тип права – это высший тип  правовой системы общества ,диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое  право возводит в закон волю трудящихся масс , служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Информация о работе Понятие государства