Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.***
Введение
Глава 1. Понятие государства
1.1. Сущность государства
1.2. Структура государства
1.3.Функции государства
1.4. Признаки государства
Глава 2. Типология государств
2.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
2.2. Марксистко-ленинский подход к типологии государств
2.3.Цивилизованный подход к типологии государств
2.4 Современные подход к типологии государств
Заключение
Список использованной литературы
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство –
Концепцию
переходного государства
Главной
задачей государства
Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства. Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества. Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Наиболее
четко черты преемственности
прослеживаются основоположниками
марксизма – ленинизма в
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все
эти государства являются
такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
4. По
мере возрастания
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
1.Все
государства данного типа
собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеском взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое
государство – это
подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы». «Исторический тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.
Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом. Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
2.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества ,консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности : демократия и автократия. Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея олитической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер .
Он делит все государства на два типа :
2. Династические (антидемократические) , где общая волна не
выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие
2.4 Современные подход к типологии государств
Это прежде всего подход, являющийся симбиозом предыдущих.
Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и
собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права).
Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).
В основу собственно теоретической типологии государства положены различные тороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.
Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.
Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.
Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства.
Предметом
теоретической типизации
Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во- первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.
Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.
Государство как политико-территориальная организация народа (общества)является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.
Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.
И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.
Итак, собственно
теоретическая типизация
политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.
Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории непосредственных политических типов относятся три типа государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Обращает на себя внимание многозначность употребляемых в научной литературе понятий - монархия, демократия и аристократия, что, конечно, не случайно. Ведь монархия, демократия и аристократия - это и особые формы государства, и элементы любой формы государства, понимаемой как организация и устройство государственной власти. Вместе с тем монархия, демократия и аристократия - это и особые типы государства, а именно, непосредственные политические типы государства, поскольку каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной). Всякая политическая власть в собственном смысле слова основывается на территории и частной собственности. Специфика непосредственных типов государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их (т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины (непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными собственниками (непосредственная аристократия).
Указанные непосредственные политические типы государства представляют собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы государства являются предельным случаем развития соответствующих форм государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу. Можно выразиться иначе: тип государства - это классическое выражение формы государства в определенный период всемирной истории. Например, демократия как форма государства, отличная от других его форм (монархических и аристократических), существовала в любую историческую эпоху и в различных странах, но в качестве непосредственного типа государства она проявилась только в рабовладельческую эпоху в Греции и Риме.