Политический режим: понятие, формы, виды (типы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политике государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).
Так же будет определен и описан политический режим современной России.
Цель работы: определение политического режима и его видов и форм
Задача работы: разобрать понятие политического режима и охарактеризовать его основные виды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Политический режим
Понятие политического режима
Разновидность подходов к определению политического режима
Виды режимов
Виды политического режима
Классификации политических режимов
Демократический политический режим
Авторитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Формы политического режима
Монархия
Республика
Политический режим современной России
Национальная политическая модель
Специфика политического развития России
Ближайшие перспективы российской демократии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

    Но  так же существует и другая точка  зрения. Матузов Н.И. и Малько А.В., исходя из признаков политических режимов, констатируют, что современная политическая действительность России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии. [7]

    Они говорят о том, что было бы неправильно  отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, связанных с демократическими завоеваниями, однако необходимо помнить  о том, что все имеющиеся демократические  институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам  факт их существования еще не свидетельствует  о настоящей демократии. Важно, чтобы  они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили  ширмой демократии, ее красивой упаковкой.

    Наряду  с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции  РФ 1993 года, осуществление власти в  современной России в течение  последнего десятилетия было связано  с рядом особенностей, входящих в  противоречие с конституционными положениями. [6, 85-86] 
 

    4.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 

    В современной политической ситуации откровенные противники демократии в России находятся в явном  меньшинстве, на обочине отечественного политического процесса. За развитие демократии в стране ратуют президент  и федеральное правительство, обе  палаты парламента, подавляющее большинство  политических партий и общественных объединений, религиозные организации, средства массовой информации, региональные и местные власти. И вместе с  тем палитра мнений относительно перспектив демократического строительства в стране достаточно разнообразна, что делает дискуссию особенно оживленной и важной.

    Анализировать незавершенные процессы относительно современного этапа развития России непросто, для этого нужно время, ситуация должна устояться, должны сформироваться оценки пройденного пути.

    Россия  скатывается к авторитаризму - об этом все назойливее твердят "доброжелатели" России. И отдельные лица, и большие организации ведут счет российским прегрешениям против демократии.

    В.А.Бажанов  говорит о том, что политическая власть, осуществляемая в России,  не использует методы традиционного  авторитаризма, а имеющий место  политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной  либеральной демократической политики. Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых  формах. Для становления действительного  демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и  борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить  пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными  методами. [2]

    Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к  набору правил. Р. Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное - это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и  ясно обозначенные «правила игры», защищающие эти основные свободы.

    Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности и законности. С одной стороны, режимная система является глубоко  авторитарной и стремится изолировать  себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки.

    Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает  институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность  только перед самими собой. В то же время институты демократии сохраняют  способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. [12]

    Самостоятельность, которую Россия все ярче проявляет  в международных делах, естественна  для ее нынешнего геополитического положения. Преодолев в основном внутренний кризис, наша страна стремится  вернуть себе утраченные позиции  на международной арене, стать равноправным членом сообщества демократических  государств.

    В девяностые годы прошлого века Россия, отказавшись от коммунизма, вступила на путь реформ, который многие упрощенно  понимали как слепое копирование, в  том числе и политических институтов, политического опыта других стран, прежде всего развитых. Результаты получились в основном негативные. Престиж власти пал. Снизилась эффективность  государственного управления. Дело дошло  даже до того, что само понятие демократии стало неоднозначно восприниматься людьми.

    Сегодня идет не откат от демократии, а формирование национальной модели демократии, которая  бы наиболее адекватно отражала особенности  взаимоотношений власти и народа в России.

    Можно назвать этот процесс национальной моделью демократии, суверенной демократией, российским путем к демократии: содержание останется одно - это наш путь к общечеловеческим демократическим  ценностям. Путь сложный, но преодолимый  через обеспечение единства в  многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации. 
 

    4.2. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РОССИИ 

    Говоря  об особенностях российской демократии, прежде всего необходимо отметить сложносоставную структуру общества. Она наиболее точно отражает фундаментальные отличия современной России от большинства стран Европы.

    Российская  Федерация остается одним из самых  многонациональных государств мира. Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. При этом важно отметить, что российский федерализм не остановился в своем развитии. И следует отметить, что российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов.

    Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности.

    Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.3. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ  ДЕМОКРАТИИ 

    Сегодня Россия одновременно ищет свое место  в быстро меняющемся мире и пытается определить идеологический фундамент  внутриполитической консолидации.

    Современные дискуссии о модели российской демократии, с одной стороны, подтверждают неизменность демократического выбора России, с  другой - ее готовность к самостоятельному строительству демократии.

    Нынешняя политическая реформа - это очередной этап продвижения к цивилизованной демократии с российской спецификой. Очевидно, что в ближайшее время эта специфика будет проявляться в особой роли государства, особенно исполнительной вертикали власти, высоком уровне персонифицированности политического процесса, строгом ограничении на формирование этнических и религиозных политических объединений, постепенном повышении роли в политической деятельности женщин и молодежи, приоритете в общественном сознании и социальной практике социально - экономических свобод над формально-юридическими.

    Время обозначит векторы дальнейших преобразований. Россия в буквальном смысле слова  выстрадала демократию. Это ее осознанный выбор, разумной альтернативы которому нет. 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В данной курсовой работе было определено понятие политического  режима, раскрыта его суть, определены несколько подходов к пониманию  «политического режима». Было проведено  выделение и анализ основных политических режимов. В современном мире существует порядка 140–160 политических режимов, которые незначительно отличаются друг от друга, из них выделены основные.

    Понятие политического режима выступает  как интегральная характеристика политической системы. Политический режим характеризует  особенности функционирования политической власти в том или ином государстве.

    Так же в курсовой работе были определены формы, в которых существуют политические режимы: монархия и республика.

    После определения и характеристики политических режимов, был разобран политический режим современной Российской Федерации. Отмечена сложность и многогранность подходов к определению политического режима России.

    При написании курсовой работы были использованы такие источники, как учебная  литература, монографии, статьи журналов.

 

    

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Арон А. Демократия и тоталитаризм / пер. с  фр. — М., 1993.
  2. Бажанов В.А. Парадоксы демократии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 1.
  3. Иванов В. форма правления и политического режима// Свободная мысль. 2009. №6. С.175-192.
  4. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. – СПб.: Питер. - 2008.
  5. Кравченко А.И. Политология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448.
  6. Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. — 512 с. 
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
  8. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 1997.
  9. Онан Э.С. Понятие и классификация политического режима в развивающихся странах.- Право и политика в развивающихся странах. Сборник обзоров. М., 1991.
  10. Хайек Ф.А. Дорога к рабству//  Новый мир. 1991. №7. С.197
  11. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпакс, 1995. – 296.
  12. Лукин А. Политический идеал и политический режим в постсоветской России // Pro et Contra Июль — август 2008.
  13. Российская историческая политология. Курс лекций / Отв.ред. С.А.Кислицын. -  Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 608с.
  14. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: (система и процедуры). - М.: Формула права, 2006. - 558 с.
  15. Пантин В.И. Волны политической модернизации в истории России. К обсуждению гипотезы / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Полис. - 1998. - №2. - С.39-51.

Информация о работе Политический режим: понятие, формы, виды (типы)