Политический режим: понятие, формы, виды (типы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политике государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).
Так же будет определен и описан политический режим современной России.
Цель работы: определение политического режима и его видов и форм
Задача работы: разобрать понятие политического режима и охарактеризовать его основные виды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Политический режим
Понятие политического режима
Разновидность подходов к определению политического режима
Виды режимов
Виды политического режима
Классификации политических режимов
Демократический политический режим
Авторитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Формы политического режима
Монархия
Республика
Политический режим современной России
Национальная политическая модель
Специфика политического развития России
Ближайшие перспективы российской демократии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

    все многообразие политических режимов  можно с вести к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.

    Демократический политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность  провозглашенных прав и свобод, прочную  законность и правопорядок, существование  различных форм собственности и  плюрализм мнений. Демократический  политический режим невозможен без  многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни  широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

    Отличаются  разнообразием и антидемократические  политические режимы, их содержательная сторона противоположна вышеперечисленным  чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

    Для анализа политических режимов берутся  не внешние, формальные признаки власти, а реальная практика ее применения. Политический режим тесно связан с особенностями того общества, в  котором он проявился, и вне системы  общественных ценностей адекватно  понят быть не может.

    Всемирно  известный французский политический социолог Р. Арон обращал внимание на необходимость рассмотрения при  анализе политических режимов следующих  составных переменных величин:

    «1) конституция, интерпретируемая политиками как способ правления (авторитарный, демократический, тоталитарный и т.д.);

    2)   характер партийной системы (однопартийная,  двухпартийная, многопартийная и  др.;

    3) способ функционирования режима (избирательный закон, выборы, функционирование  парламента, отношения между парламентом  и правительством);

    4) роль групп давления и интересов  в политическом обществе;

    5) характер политического персонала  (государственных чиновников, политических  лидеров и др.)». [1] 

 

    2. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

    2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 

    Классификаций политических режимов предложено довольно много. Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные. будем строить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации

    Но, тем не менее, в политической науке  присутствуют еще некоторые классификакции политиеских режимов:

    первая: "охлократия — олигархия —  тирания".

    вторая: "либеральный — умеренный —  репрессивный режимы".

    третья: "демократический — авторитарный — тоталитарный режимы".

    Используя первую из перечисленных классификаций, древнегреческие мыслители пытались, главным образом, ответить на вопрос о том, кому принадлежит государственная (а точнее, полисная) власть и от чьего  имени осуществляется управление. Вторая классификация, как нам уже приходилось  говорить во второй главе, была предназначена  для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства. Наконец третья, демократические и авторитарные режимы, строго говоря, различаются между собой тем, каков механизм осуществления власти.

    Итак, политические режимы могут быть демократическими и недемократическими. Последние в свою очередь представлены тоталитарным и авторитарным. Политический режим, прежде всего, определяет порядок отношений между государством и обществом. [11] 

 

    2.2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

    Демократия  представляет собой самый сложный  тип политического режима. Данный термин появляется в Древней Греции и обозначает народовластие или такую форму государственного устройства, при которой народ имеет наиболее широкие права и приобщен к участию в политическом процессе. Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интересами.

    Слово "демократия" происходит от греческих слов demos - народ и kratos -власть. В наше время оно имеет несколько значений. Многогранность термина «демократия» обусловлено развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правящего монарха тирана или аристократии.

    Но  в самом общем виде демократия – политический режим, при которм народ является единственно легитимным источником власти

    Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

    Основные  принципы демократии

    1. наличие многопартийной системы,  при которой в стране действует  несколько партий, каждая из которых  участвует в политической жизни,  выборах, представлены в парламенте  и т.д.; народ – источник власти;

    2. реальное осуществление свободных  выборов – т.е. таких выборов,  которые не ограничены искусственными цензами;

    3. наличие демократического законодательства  и, прежде всего – демократической  конституции, закрепляющей демократические принципы построения и деятельности государства; права и свободы граждан;

    4. наличие не просто многопартийной  системы, но реальная и неограниченная  деятельность оппозиционных партий, которые могут быть представлены в парламенте и иных органах государства;

    5. наличие не только широких  прав и свобод, но и возможность  для каждого гражданина защищать  свои права и свободы в судебном порядке.

    Называют  еще несколько признаков демократического режима, иногда они как бы поглощаются  вышеназванными, иногда их выделяют. Среди  них отметим:

    6. построение государственного механизма  по принципу разделения властей,  т.е. реализация принципа разделения властей;

    7. юридическое равноправие граждан,  равенство их перед законом;

    8. Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении.

    В последние годы важной характеристикой  демократического режима является открытый характер общества: (конкурентная и рыночная  экономика; это общество  с самобытной национальной культурой, открытой для взаимообмена  с культурами других стран; это общество, уважающее  и соблюдающее права людей; общество без запретов на честную и полную информацию, реальная возможность выражения своего мнения при помощи масс медиа; общество без закрытых социальных элит.)

    Опыт  многих стран показывает, что демократия успешно  развивается лишь  в  тех обществах, которые готовы к  ней - материально, интеллектуально  и психологически.

    В зависимости от того, каким путем  – прямым или косвенным – выражаются воля и интересы народа, различают  две разновидности демократии: представительную (паламентскую) и непосредственную (прямую). Представительная демократия предполагает наличие в обществе выборных органов государственной власти, с помощью которых народ и будет осуществлять свою власть через представителей. Непосредственная демократия опирается на референдумы, собрания, сельские сходы, с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

    Так же в современной политологической литературе достаточное внимание уделяется  идентитарной и конкурентной демократиям. Основанная на марксистской теории, идентитарная демократия построена на основе социального единства, характеризуется господством единой, общенародной государственной воли. Отвергает автономность отдельного человека.

    Одним из показателей конкурентной демократии является характер партийных систем. Главной идеей конкурентной демократии является приоритет личности, индивида над обществом, государством, а не наоборот. Личность здесь рассматривается как основа гражданского общества и государства.

    В зависимости от того, кто имеет  приоритет в осуществлении власти: личность, социальная группа или народ, можно выделить три группы демократий:

  1. индивидуалистическая;
  2. плюралистическая;
  3. коллективистская.

    Исторически первой является коллективистская модель демократии. Это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Для нее были характерны неограниченная власть большинства над меньшинством, беззащитность личности по отношению к государству.

    Под либеральной (индивидуалистической) демократией  понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства. Она уделяет первостепенное внимание гарантиям прав и свобод гражданина, предотвращает всякое подавление личности властью.  И «индивидуалистическая» и либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную  личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков.

    Плюралистическая  демократия исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики. Группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности личности. С помощью группы личность получает возможность участвовать в политике и защищать свои интересы.

    Так же в политологии различают прямую и плебисцитарную демократии.

    Теория  прямой демократии - форма народовластия, когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений.

    Плебисцитарная  демократия - форма народовластия, при  которой возможности политического  влияния граждан в отличие  от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством  голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или  другого решения, который обычно готовится правительством, партией  или инициативной группой.

    Таким образом, понятие демократии гораздо  сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая  ее модель  имеет свои плюсы, и  минусы. 
 

 

    2.3. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 

    Авторитарный  режим занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

    Авторитаризму присущи следующие черты.

    1. Носителем власти выступает один  человек или группа лиц, действия  которых неподконтрольны и неподотчетны  другим государственным органам.  Это могут быть абсолютный  монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические  структуры. Масса же населения  отчуждается от власти.

    2. Ограничение выборности государственных  органов, ослабление прерогатив  парламента и одновременно наделение  широкими полномочиями исполнительно-распорядительных  органов. Фактический отказ от  концепции разделения властей.

Информация о работе Политический режим: понятие, формы, виды (типы)