Политический режим: понятие, формы, виды (типы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политике государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).
Так же будет определен и описан политический режим современной России.
Цель работы: определение политического режима и его видов и форм
Задача работы: разобрать понятие политического режима и охарактеризовать его основные виды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Политический режим
Понятие политического режима
Разновидность подходов к определению политического режима
Виды режимов
Виды политического режима
Классификации политических режимов
Демократический политический режим
Авторитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Формы политического режима
Монархия
Республика
Политический режим современной России
Национальная политическая модель
Специфика политического развития России
Ближайшие перспективы российской демократии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

    Одной из важнейших субъективных  предпосылок  тоталитаризма  является психологическая  неудовлетворенность человека  строем общества в индустриальную эпоху, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов,  вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения.

      Общие предпосылки тоталитаризма   следующие:

  1. индустриальная стадия развития;
  2. нарастание  рациональности и организованности в жизни общества;
  3. появление монополий  и  их срастание с государством;                                                                                                                           
  4. этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;
  5. массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;
  6. эмоциональная уверенность   в возможности быстро  улучшить жизнь  с помощью рациональных  общественных преобразований;
  7. психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;
  8. острый социально-экономический кризис, резко  усиливающий беды и недовольство населения;
  9. появление многочисленных  маргинальных слоев.    

    Как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

    Итак, тоталитарный режим – это такая  форма осуществления власти, такой  набор средств и методов, при  котором ранее перечисленные  признаки демократического режима отсутствуют  либо их можно применять со знаком «не». То есть, в государстве с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, нет всеобщих свободных выборов, при тоталитарном режиме отсутствует демократическая конституция, у граждан нет возможности защитить свои права в суде; суд не является независимым и т.д., а также нет возможности иметь независимую прессу, открывать газеты и журналы, создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.

 

    3.  ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 

    Классификация политических режимов складывается на основе различий законодательной  и исполнительной функций государства  и выявления их соотношения.. по такому принципу выделяются режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). [8, 149]

    Политические  режимы могут существовать при разных формах правления – в монархиях и республиках. В системе государства политические режимы могут представляться в формах монархии или республики.

    Форма государственного правления – это  элемент формы государства, характеризующий  организацию верховной власти, порядок  образования ее органов и их взаимоотношений  с населением.[6]

    Общество, как сложная система взаимодействия индивидов, организаций нуждается  в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных  средств: насилия, убеждения, поощрения, страха и т.д. совокупность средств  и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы  и правовое положение личности, называется политическим режимом. [8, 149]

    Для того, чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования отражает понятие «политический режим».

    Эффективность политического режима зависит от организации законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти принципы определяют конкретную структуру государственной  власти и полномочия ее органов. Выбор  той или иной организации государственной  власти обуславливается системой культуры, т.е. совокупностью идеалов, ценностей, представлений, господствующих в обществе.  Способы формирования высшей государственной  власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием – форма  правления.

          Институты высшей власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а так же создаваться  путем прямого или косвенного волеизъявления (республика). Кроме  того, отношения между институтами  законодательной, исполнительной и  судебной ветвей власти могут основываться на принципах слиянии (абсолютная монархия), жесткого разделения (президентская  республика) или сотрудничества законодательной  и исполнительной ветвей власти (парламентская  республика). 
 

    3.1. МОНАРХИЯ 

    Монархия  представляет собой такую форму  правления, при которой верховная  государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархии как единоличное правления в классическом варианте обладают рядом существенных признаков. Первый признак – существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть. Второй признак – передача власти монарху по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения. Третий признак – юридическая безответственность монарха. Как правило, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результат своего  правления.

    Различные сочетания указанных признаков  дают разные виды монархий: абсолютную или конституционную в форме дуалистической и парламентской.

    Абсолютная  монархия – вся власть государства  сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных пред ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.

    Конституционные монархии характерны для буржуазного  общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха  ограничено представительным органом  – парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы третьего сословия. Ограничения власти монарха фиксировались  в конституции, которую принимал парламент и не был в праве изменить монарх. Конституционная монархия имела 2 разновидности – парламентскую и дуалистическую.[8, 153-156]

    Абсолютная  монархия может быть, например, при  авторитарном режиме, когда в роли диктатора выступaет индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа, например королевская семья.

    Парламентская (Великобритания, Япония) – существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а  исполнительную власть осуществляет правительство  во главе с премьер-министром.

    Дуалистическая  монархия характеризуется разделением  власти между правительством, которое  формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия существовала в Германии в 1871-1918гг. однако в современных условиях она практически изживает себя. 
 

    3.2. РЕСПУБЛИКА 

    Республика  представляет собой такую форму  правления, при которой государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика характеризуется рядом  отличительных признаков. Первый признак  – выборность высших органов государственной  власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Второй признак – разделение единой государственной власти на ее законодательную, исполнительную и  судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняли различные функции  по управлению государством: парламент  принимал законы, правительство и  его органы исполняли их, а судебные органы осуществляли контроль за исполнением законов. Третий признак – юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними.

    Парламентская республика – такая форма правления, в которой единствен демократическим  законным институтом является парламент, а власть правительства находится  в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы  могут включать и институты президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием или депутатами парламента, однако президенты не имеют возможности серьезно соперничать с премьер-министрами во всем, что касается властных полномочий.

          В президентских  республиках (США, Бразилия, Аргентина  и др.) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главной государства.

          Кроме указанных, существует смешанная форма правления – президентско-парламентская республика, как, например, во Франции. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства – перед президентом и парламентом. [8, 153-156] 
 

 

    4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ 

    Ныне  является очень спорным вопрос о  политическом режиме сегодняшней России. Это связано, прежде всего, с переходом  от тоталитарного режима к демократическому.

    Противоречивый, переходный характер российского общества, сожительство старых и новых форм, воспроизводящиеся попытки соединить  институциализацию демократических институтов с практикой насильственно-авторитарного разрешения политических споров — вес это чрезвычайно затрудняет определение нового режима в терминах авторитаризма и демократии, В зависимости от исследовательских целей, политических симпатий и антипатий в практике этого режима могут быть обнаружены характеристики принципиально различных способов политического устройства.[11]

    Российская  демократия весьма далека от образцов демократии Вестминстерской и пока что отнюдь не является гарантией  дальнейшего движения вперед. Ее социальная база крайне узка, и возвращение  к авторитарным формам правления  никак не может быть исключено  из числа возможных альтернатив. В ближайшие годы альтернативы исторического  пути в России кроются внутри самой  внутренне нестабильной "номенклатурной демократии", в том, какое из начал  в ней возобладает и будет укрепляться — номенклатурное или демократическое. Пока на этот вопрос нет ответа. [11, 166]

    Сегодняшняя Россия стремится к тому, чтобы  заглавную роль в стране исполняло  не правительство и не президент, а именно парламент, т.е. стремится к парламентской республике [5, 210]

    Сейчас  же в России Госдума постепенно, шаг за шагом, отбирает у президента его важнейшие функции, в частности  назначение пермьер-министра и кабинета министров, сосредоточивая их у себя. Реально это вопрос о перераспределении власти в государстве. Если Госдума добьется своего, то наша страна перейдет от президентской к парламентской республике. [5, 211]

Информация о работе Политический режим: понятие, формы, виды (типы)