Политический режим: понятие, формы, виды (типы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политике государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).
Так же будет определен и описан политический режим современной России.
Цель работы: определение политического режима и его видов и форм
Задача работы: разобрать понятие политического режима и охарактеризовать его основные виды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Политический режим
Понятие политического режима
Разновидность подходов к определению политического режима
Виды режимов
Виды политического режима
Классификации политических режимов
Демократический политический режим
Авторитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
Формы политического режима
Монархия
Республика
Политический режим современной России
Национальная политическая модель
Специфика политического развития России
Ближайшие перспективы российской демократии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

    3. Опора на силу. Авторитарный режим  может и не прибегать к массовым  репрессиям и даже пользоваться  популярностью среди населения,  однако он обладает достаточной  силой, чтобы в случае необходимости  принудить население к повиновению,  и обычно не скрывает этого.

    4. Ограничение или полное запрещение  легальной политической оппозиции.  При авторитаризме возможно существование  ограниченного числа партий, профсоюзов  и некоторых других организаций,  но их деятельность носит формальный  характер, они подконтрольны властям.  Конкуренция в политической сфере  отсутствует.

    5. Отказ от тотального контроля  над обществом. Власть занимается  в первую очередь вопросами  обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны  и внешней политики. Основным  лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

    6. права и свободы личности главным  образом провозглашаются, но реально  не обеспечиваются (прежде всего,  в политической сфере), личность  лишена гарантий безопасности  во взаимоотношениях с властью.

    7. В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящей элите

    Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию  личности и общества во внеполитических сферах.

    Авторитарная  власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общества, осуществить  быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению  консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении определенных вопросов. Все это способствует формированию национального рынка, гражданского общества, политической культуры и  проведению радикальных реформ.

    В зависимости от политических целей  авторитарных диктатур и особенностей правящей элиты можно выделить несколько  разновидностей подобных режимов. По структуре  правящего блока авторитарные диктатуры  делятся на военные, бюрократические  и олигополические.

      Военные (или "преторианские") диктатуры опираются на армейскую  верхушку и образуются в результате  военного переворота. Для них  свойственна острая конфликтность  по поводу перераспределения  власти и ресурсов между основными  политическими силами, высокая степень  персонификации, отсутствие четких "правил игры" в политическом  процессе. Военные диктатуры в  минимальной степени сохраняют  элементы парламентаризма, достаточно  широко используют террористические  методы.

    При бюрократических режимах главное  место в государственно-политической иерархии занимают представители высшего  чиновничества. Среди них господствуют корпоративные, групповые интересы и связи. Достаточно сильны бывают технократические настроения, а также влияние армейских кругов.

    Олигархические  режимы имеют наиболее прочную социальную опору - крупных землевладельцев  или компрадорскую буржуазию. Зачастую, результатом политики олигархических режимов становится дальнейшая поляризация  населения и активизация антиправительственных  действий под руководством военно-политических и повстанческих организаций.

    По  избранной политической стратегии  авторитарные режимы могут быть консервативными (ориентированными на сохранение традиционных общественных отношений, блокирование новаций) и прогрессистскими (делающими  ставку на стимулирование социальной и экономической модернизации).

    Авторитарные  политические режимы современного типа возникают в переходный период в обществе, охваченном процессом модернизации.

    Отличительной чертой современного авторитаризма  является стремление государственной  элиты найти моральную опору  в широких народных массах, представить  новые режимы в качестве представителя  народа как единой внеклассовой общности, в роли защитника общенародных и  общенациональных интересов. Легитимность авторитарных режимов обеспечивается именно этим идеологическим принципом, идеей органической демократии. Важное значение имеет и личность вождя - его харизматичность, а не формальные права на власть является решающим фактором легитимации режима.

    Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш).

    Итак, существенно значимыми при определении  авторитаризма являются характер отношений  государства, общества и личности, совокупность методов, применяемых при формировании власти и ее функционирования.

    Существует  несколько подходов к классификации  авторитарных режимов. Поскольку авторитарные режимы существуют с давних пор и  до настоящего времени, их подразделяют на старые, традиционные, и новые, современные.

    Традиционные  авторитарные режимы основаны на различных  культах, родоплеменных, феодальных отношениях и относятся к доиндустриальному периоду. Здесь слабо развиты рыночные отношения, неглубокая социальная дифференциация, сильны традиция, религия и общинные связи. В регуляции властных отношений преобладает патернализм.

    Новые, современные авторитарные режимы основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих  модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарного к демократическому.

    Выделение авторитарных режимов представляется методологически важным, ибо оно позволяет провести чёткую границу между демократиями и недемократиями. Такие режимы обычно не прибегают к массовому насилию, однако не скрывают своих возможностей принудить граждан в случае необходимости к повиновению. В реальной действительности такие режимы стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера.  

 

    2.4. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 

    «Понятие  «тоталитаризм» (от лат. totalis — «весь», «целый», «полный») было впервые использовано в 20-е гг. XX в. итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее данный термин применялся для раскрытия сущности политических режимов фашистской Италии, гитлеровской Германии, а также СССР в годы сталинизма.».[4]

    Тоталитарный  режим – это обозначение недемократического режима, его крайняя форма. Суть тоталитарного  государства в том, что власть  правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.

    При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства, как правило, пожизненно становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.

    С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные  методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления  проводимому курсу. Активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур — армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере господствует монопольный контроль со стороны государства, что не означает полного отказа от проведения реформ. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

      Общими отличительными признаками  тоталитаризма  являются стремление  к всеобъемлющей организованности  общества  и полному контролю  за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии  с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной  свободы и социальных противоречий.

    Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система  или же существование под жестким  контролем нескольких партий и «официальных»  профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена. Противники режима подвергаются полицейскому террору, для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

    Характерная особенность  тоталитарного режима — отмена или  приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы  Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские  директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы  граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

    Для тоталитарных режимов характерны монополия  власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

    Тоталитарные  режимы могут возникнуть на разной социально-экономической базе и  в различном социокультурном контексте, быть следствием военного поражения или государственного переворота, навязываться извне или появляться в результате внутренних противоречий общества.[5]

    Тоталитарные  режимы имеют несколько разновидностей, в отличие от демократического режима, который представляет собой нечто  цельное. Самой крайне и характерной  формой тоталитарного режима является фашистский режим. Фашистский режим  – режим, основанный не только на диктатуре  какого–то лица или группы лиц, но правление, которое связано с  определенной идеологией, т.е. под диктатуру  подведена идеологическая база. Фашистский режим означает полное запрещение любых партий кроме одной господствующей, означает сращивание этой единственной партии и государственного аппарата, запрещение основных прав и свобод, применение политического террора, создание мест лишения свободы для противников режима оппозиции (концлагерей и т.д.). Фашистский режим –террористическая диктатура в самых неприкрытых формах.

    После 1945 года применяется термин «неофашистские»  режимы. Сущность неофашистского режима примерно та же, что и довоенного фашизма, однако, без таких крайних  черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, т.е. это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.

    Разновидностью  неофашистского режима является военно–диктаторский режим. Иногда эти термины понимаются, как синонимы.

    Чрезвычайно недемократическими являлись расистские режимы. Расистский режим – это  такая разновидность государства, при которых полная власть в стране принадлежит лицам, относящимся  к одной (белой) расе. А лица, относящиеся  к черным, или так называемым цветным, к власти не допускаются. Теоретической основой этих государств была теория апартеида (апартхейда), что означало раздельное существование рас, теория превосходства белого европейского меньшинства над африканским населением. Государства подобного рода строились (от самого низа до самого верха) по принципу разделения рас. В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение.

    Главной общей предпосылкой  тоталитаризма  является индустриальная стадия  развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила  общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую    индокринацию (насильственное  внедрение идеологии,  доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран появились мощные  организационные монстры-  монополии, регулирующие  целые отрасли промышленности  и наладившие тесное  взаимодействие с государством. [10]

Информация о работе Политический режим: понятие, формы, виды (типы)