Ответственность за нарушение валютного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Содержание валютного законодательства. 6

1.1. Основные понятия валютного законодательства 7

1.2 Принципы валютного регулирования и валютное законодательство 8

1.3 Валютные операции 10

1.4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг 16

Глава 2. Валютный контроль 21

Глава 3. Виды и содержание ответственности за нарушение валютного законодательства. 23

3.1 Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства 27

3.2 Административная ответственность за нарушение валютного законодательства 30

Заключение 37

Работа содержит 1 файл

Валютное законодательство.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

     Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство РФ и Центральный банк России. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти как органов валютного контроля между собой и обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком РФ, а также взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Виды и содержание ответственности за нарушение валютного законодательства.

   Вопросы ответственности за нарушение валютного  законодательства регулируются правовыми  нормами, содержащимися в источниках финансового (Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

   В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены  санкции за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами (ст. 153), а также за незаконную продажу платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту (ст. 154). Так, в ст. 153 указано, что незаконная скупка, продажа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в том числе спекуляция этими ценностями, если стоимость предмета незаконной операции не превышает 25 руб., наказываются штрафом в размере до 100 руб. с конфискацией валюты и платежных документов. За те же действия, совершенные повторно в течение года, предусмотрено наложение штрафа в размере до 200 руб. с конфискацией валюты и платежных документов.

   В Таможенном кодексе РФ в разделе VI «Валютный контроль» глава 29 посвящена  валютному контролю таможенными  органами Российской Федерации.

   Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля определяются Государственным таможенным комитетом РФ в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля.

   Таможенные  органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (ст. 199). Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ применительно к таможенному контролю (ст. 200).

   В статье 201 Таможенного кодекса РФ предусмотрена ответственность  за правонарушения, выявленные при  осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

   В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми  являются следующие преступления:

   1) легализация (отмывание) денежных  средств, приобретенных незаконным  путем (ст. 174);

   2) незаконное получение кредита  (ст. 176);

   3) злостное уклонение от погашения  кредиторской задолженности (ст. 177);

   4) злоупотребления при выпуске  ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);

   5) изготовление или сбыт поддельных  денег или ценных бумаг (ст. 186);

   6) изготовление или сбыт поддельных  кредитных либо расчетных карт  и иных платежных документов (ст. 187);

   7) незаконный оборот драгоценных  металлов, природных драгоценных  камней или жемчуга (ст. 191);

   8) нарушение правил сдачи государству  драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

   д) невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте (ст. 193).

   Кроме того, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле»  в ст. 14 предусмотрена ответственность  за нарушение валютного законодательства. В частности, в п. 1 этой статьи сказано, что резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего закона* несут ответственность в виде:

   а) взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

   б) взыскания в доход государства  необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. 

   * Статья 2 — «Защита валюты Российской  Федерации»; ст. 3. «Право собственности  на валютные ценности»; ст. 4. «Внутренний валютный рынок Российской Федерации»; ст. 5. «Сеть резидентов в иностранной валюте»; ст. 6. «Валютные операции резидентов в Российской Федерации»; ст. 7 «Счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации»; ст. 8. «Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации». 

   Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к валюте драгоценные  металлы и природные драгоценные  камни.

   Валютой являются ценности, которые могут  служить средством платежа. К  драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных, бытовых изделий и лома таких изделий.

   Природные драгоценные камни включают: алмазы, рубины, изумруды и другие, перечисленные  в Законе от 9 октября 1992 г.

В соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 756 Центральный банк РФ и специально уполномоченные банки — коммерческие банки, специально уполномоченные ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, могут совершать данные сделки в пределах предоставленных им прав. Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации. [24]

   Центральный банк РФ и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр.

   При этом ЦБ РФ может осуществлять любые  операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством  Российской Федерации.

   Специально  уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных указанным  выше Положением, с учетом требований ЦБ РФ могут:

   а) совершать сделки купли-продажи  слитков золота и серебра как  за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, ЦБ РФ, промышленными потребителями, инвесторами;

   б) совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований вышеуказанного Положения;

   в) совершать золотые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета золота через специально уполномоченные банки.

   При этом не допускается использование  слитков золота и серебра в  качестве средства платежа, в том  числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в  специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям.

   Монета, содержащая золото, серебро, платину  и металлы платиновой группы и  выпущенная в обращении Центральным  банком РФ, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также для зачислений на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Особенности проведения в Российской Федерации  операций с монетой устанавливаются Центральным банком РФ. [18]

     Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Ранее ответственность за нарушение валютного законодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.

     Рассмотрим подробнее виды  ответственности  за нарушение  валютного законодательства РФ. [14]

3.1 Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

     Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

     Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

     Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

     Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

     Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

     Согласно статье 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.

     Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.

     Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Информация о работе Ответственность за нарушение валютного законодательства