Ответственность за нарушение валютного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Содержание валютного законодательства. 6

1.1. Основные понятия валютного законодательства 7

1.2 Принципы валютного регулирования и валютное законодательство 8

1.3 Валютные операции 10

1.4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг 16

Глава 2. Валютный контроль 21

Глава 3. Виды и содержание ответственности за нарушение валютного законодательства. 23

3.1 Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства 27

3.2 Административная ответственность за нарушение валютного законодательства 30

Заключение 37

Работа содержит 1 файл

Валютное законодательство.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

     Нерезиденты имеют право без ограничения осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, и, наоборот, - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.

     Между резидентами и нерезидентами

     Новым Законом установлено, в какой валюте производятся расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.

     По операциям с внутренними ценными бумагами расчеты осуществляются в рублях, если иное не установлено Банком России в отношении отдельных видов внутренних ценных бумаг или в целом в отношении всех видов.

     По операциям с внешними ценными бумагами расчеты могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком РФ в целом или в отношении отдельных видов внешних ценных бумаг.

     Между физическими лицами - резидентами и нерезидентами валютные операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением, осуществляются без ограничений на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года.

     Все остальные валютные операции, кроме перечисленных, осуществляются между резидентами и нерезидентами "без ограничений" (ст.6 Закона), но с несколькими исключениями (см. ст.7, 8, 11 Закона).

     Наиболее существенным нововведением является полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций и, более того, прямой запрет на установление требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений (часть 3 ст.5 Закона).

     Для целей контроля в Законе определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, кто осуществляет их регулирование (Правительство Российской Федерации или Банк России).

     Ограничения должны быть мотивированными, они вводятся для предотвращения резких колебаний курса валюты РФ, существенного сокращения золотовалютных резервов, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации, носят недискриминационный характер и будут отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

     Законом предусмотрены два типа ограничений: требование об использовании специального счета в уполномоченном банке и требование о резервировании.

     Ни одно из этих ограничений не действует автоматически, и каждое из них должно быть специально нормативно установлено полномочным органом валютного регулирования. [10]

    1.4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

     Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ (статья 15 Закона).

     Ввоз и пересылка в Россию и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком и может предусматривать требование о предварительной регистрации. Предварительная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.

     В соответствии со статьей 15 Закона ввоз в Россию валютных ценностей, как и раньше, допускается без ограничений.

     В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный без декларирования (до 3 тыс. $) и декларационный (от 3 тыс. $ до 10 тыс. $). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п.3 ст.15 Закона).

     Единовременный вывоз иностранной валюты в сумме более 10 000 долларов США резидентам и нерезидентам по-прежнему запрещен. Исключение составляют случаи, когда валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ, и при этом были соблюдены требования таможенного законодательства о пределах, суммы были указанны в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (часть 2 ст.15 Закона).

     О специальных счетах

     Одним из ограничений осуществления валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами в зависимости от вида имущества, которое является предметом этих операций, служит требование об использовании специального счета.

Специальный счет – это:

- банковский  счет в уполномоченном банке,

- либо  специальный раздел счета депо,

- либо  открываемый реестродержателями  в реестре владельцев ценных  бумаг специальный раздел лицевого  счета по учету прав на ценные  бумаги, используемый для осуществления  по нему валютных операций  в случаях, установленных в  соответствии с Законом.

     Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных Законом.

     Центробанк не может ввести режим счета, если по данному виду валютных операций он уже установил требование о резервировании.

     Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, между резидентами и нерезидентами:

·   расчеты и переводы при предоставлении нерезидентам кредитов и займов в иностранной валюте резидентами;

·   расчеты и переводы при получении кредитов и займов резидентами от нерезидентов;

·   операции кредитных организаций, за исключением банковских.

     Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено при регулировании Банком России следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

·   расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам кредитов и займов в валюте Российской Федерации; кроме того, предоставленные кредиты и займы зачисляются на банковский счет нерезидента в рублях, открытый в уполномоченном банке;

·   расчеты и переводы при получении резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте Российской Федерации;

·   приобретение нерезидентами у резидентов и резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

     При регулировании указанных операций Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требования об использовании специального счета как резидентом, так и нерезидентом:

·   операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

· исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам. [18]

     Резервирование

     Статьей 16 Закона предусмотрено, что в случаях, установленных Законом, резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании в порядке, определяемом Банком России. При этом:

·   орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании;

·   сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации на отдельный счет в уполномоченном банке;

· расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.

     Резервирование сумм валютных операций движения капитала производится с целью ограничения оттока капитала за рубеж. Резервирование не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

    Для каждого вида валютных операций, в отношении которых может применяться резервирование, Законом определяется субъект (резидент или нерезидент), применительно к которому такое ограничение может быть введено, ставка и срок резервирования.

     Тремя основными моделями резервирования согласно Закону (статья 7 и 8 Закона) являются:

1) до 100% от суммы операции на срок до 60 календарных дней;

2) до 20% от суммы операции на срок  до 1 года;

3) до 50% от суммы операции на срок  до 2 лет.

     В статье 16 Закона детализирован механизм резервирования денежных сумм. Суммы, подлежащие резервированию, вносятся в рублях на отдельный счет в уполномоченном банке, а он в свою очередь не позднее следующего рабочего дня перечисляет их на счет в ЦБ. При этом проводить сделки от чьего-либо имени с суммами резервирования не вправе ни ЦБ, ни уполномоченные банки.

     Сумма резервирования подлежит возврату Центральным банком Российской Федерации уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования.

Проценты  на суммы резерва не начисляются. Правда, если банк в установленный  срок не вернул деньги вносителю, последнему начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

     Оформление паспорта сделки предусмотрено Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". [9] 

    
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Валютный контроль.

    Работа с валютой вызывает усиление контроля за валютными операциями.

     Валютному контролю посвящена глава 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Как и ранее, эти функции выполняют "органы валютного контроля" и "агенты валютного контроля".

     Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

     Перечень агентов валютного контроля в новом Законе расширен. Ими являются:

·   уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;

·   не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держатели реестра), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

·   территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

     Из перечня видно, что помимо уполномоченных банков в состав агентов включены и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе и держатели реестров акций. В их обязанности теперь также будут входить проведение проверок соблюдения валютного законодательства и проверка правильности ведения учета валютных операций.

     Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом распределены следующим образом: Центральный банк РФ осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; а федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.

Информация о работе Ответственность за нарушение валютного законодательства