Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа
Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют.
Введение 3
Глава 1. Содержание валютного законодательства. 6
1.1. Основные понятия валютного законодательства 7
1.2 Принципы валютного регулирования и валютное законодательство 8
1.3 Валютные операции 10
1.4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг 16
Глава 2. Валютный контроль 21
Глава 3. Виды и содержание ответственности за нарушение валютного законодательства. 23
3.1 Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства 27
3.2 Административная ответственность за нарушение валютного законодательства 30
Заключение 37
Нерезиденты имеют право без ограничения осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, и, наоборот, - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.
Между резидентами и нерезидентами
Новым Законом установлено, в какой валюте производятся расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.
По операциям с внутренними ценными бумагами расчеты осуществляются в рублях, если иное не установлено Банком России в отношении отдельных видов внутренних ценных бумаг или в целом в отношении всех видов.
По операциям с внешними ценными бумагами расчеты могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком РФ в целом или в отношении отдельных видов внешних ценных бумаг.
Между физическими лицами - резидентами и нерезидентами валютные операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением, осуществляются без ограничений на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года.
Все остальные валютные операции, кроме перечисленных, осуществляются между резидентами и нерезидентами "без ограничений" (ст.6 Закона), но с несколькими исключениями (см. ст.7, 8, 11 Закона).
Наиболее существенным нововведением является полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций и, более того, прямой запрет на установление требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений (часть 3 ст.5 Закона).
Для целей контроля в Законе определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, кто осуществляет их регулирование (Правительство Российской Федерации или Банк России).
Ограничения должны быть мотивированными, они вводятся для предотвращения резких колебаний курса валюты РФ, существенного сокращения золотовалютных резервов, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации, носят недискриминационный характер и будут отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Законом предусмотрены два типа ограничений: требование об использовании специального счета в уполномоченном банке и требование о резервировании.
Ни одно из этих ограничений не действует автоматически, и каждое из них должно быть специально нормативно установлено полномочным органом валютного регулирования. [10]
1.4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ (статья 15 Закона).
Ввоз и пересылка в Россию и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком и может предусматривать требование о предварительной регистрации. Предварительная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.
В соответствии со статьей 15 Закона ввоз в Россию валютных ценностей, как и раньше, допускается без ограничений.
В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный без декларирования (до 3 тыс. $) и декларационный (от 3 тыс. $ до 10 тыс. $). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п.3 ст.15 Закона).
Единовременный вывоз иностранной валюты в сумме более 10 000 долларов США резидентам и нерезидентам по-прежнему запрещен. Исключение составляют случаи, когда валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ, и при этом были соблюдены требования таможенного законодательства о пределах, суммы были указанны в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (часть 2 ст.15 Закона).
О специальных счетах
Одним из ограничений осуществления валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами в зависимости от вида имущества, которое является предметом этих операций, служит требование об использовании специального счета.
Специальный счет – это:
- банковский счет в уполномоченном банке,
- либо специальный раздел счета депо,
- либо
открываемый
Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных Законом.
Центробанк не может ввести режим счета, если по данному виду валютных операций он уже установил требование о резервировании.
Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, между резидентами и нерезидентами:
· расчеты и переводы при предоставлении нерезидентам кредитов и займов в иностранной валюте резидентами;
· расчеты и переводы при получении кредитов и займов резидентами от нерезидентов;
· операции кредитных организаций, за исключением банковских.
Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено при регулировании Банком России следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
· расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам кредитов и займов в валюте Российской Федерации; кроме того, предоставленные кредиты и займы зачисляются на банковский счет нерезидента в рублях, открытый в уполномоченном банке;
· расчеты и переводы при получении резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте Российской Федерации;
· приобретение нерезидентами у резидентов и резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.
При регулировании указанных операций Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требования об использовании специального счета как резидентом, так и нерезидентом:
· операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
· исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам. [18]
Резервирование
Статьей 16 Закона предусмотрено, что в случаях, установленных Законом, резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании в порядке, определяемом Банком России. При этом:
· орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании;
· сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации на отдельный счет в уполномоченном банке;
· расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.
Резервирование сумм валютных операций движения капитала производится с целью ограничения оттока капитала за рубеж. Резервирование не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.
Для каждого вида валютных операций, в отношении которых может применяться резервирование, Законом определяется субъект (резидент или нерезидент), применительно к которому такое ограничение может быть введено, ставка и срок резервирования.
Тремя основными моделями резервирования согласно Закону (статья 7 и 8 Закона) являются:
1) до 100% от суммы операции на срок до 60 календарных дней;
2) до 20% от суммы операции на срок до 1 года;
3) до 50% от суммы операции на срок до 2 лет.
В статье 16 Закона детализирован механизм резервирования денежных сумм. Суммы, подлежащие резервированию, вносятся в рублях на отдельный счет в уполномоченном банке, а он в свою очередь не позднее следующего рабочего дня перечисляет их на счет в ЦБ. При этом проводить сделки от чьего-либо имени с суммами резервирования не вправе ни ЦБ, ни уполномоченные банки.
Сумма резервирования подлежит возврату Центральным банком Российской Федерации уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования.
Проценты на суммы резерва не начисляются. Правда, если банк в установленный срок не вернул деньги вносителю, последнему начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Оформление паспорта сделки предусмотрено
Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября
1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления
валютного контроля за поступлением в
Российскую Федерацию выручки от экспорта
товаров". [9]
Глава 2. Валютный контроль.
Работа с валютой вызывает усиление контроля за валютными операциями.
Валютному контролю посвящена глава 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Как и ранее, эти функции выполняют "органы валютного контроля" и "агенты валютного контроля".
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.
Перечень агентов валютного контроля в новом Законе расширен. Ими являются:
· уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;
· не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держатели реестра), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Из перечня видно, что помимо уполномоченных банков в состав агентов включены и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе и держатели реестров акций. В их обязанности теперь также будут входить проведение проверок соблюдения валютного законодательства и проверка правильности ведения учета валютных операций.
Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом распределены следующим образом: Центральный банк РФ осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; а федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.
Информация о работе Ответственность за нарушение валютного законодательства