Ответственность по избирательному праву РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Сложность в понимании и изложении данной тематики заключается в отсутствии единой терминологии, в различном понимании многочисленными и уважаемыми авторами ответственности по избирательному праву. Ситуацию усугубляет тот факт, что нормы, предусматривающие эту самую ответственность, разбросаны по различным законам, таким как: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» , Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» . Исходя из этого, можно утверждать, что ответственность по избирательному праву не имеет строгой стройной структуры, как это можно наблюдать в уголовном, либо административном праве.

Работа содержит 1 файл

Ответственность по избирательному праву в РФ.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Субъекты  юридической ответственности за нарушения норм избирательного права  могут быть классифицированы в зависимости  от основной юридической цели их участия в избирательной кампании.

     Опыт  проведенных в стране выборов (прежде всего общероссийских) свидетельствует  о том, что существующая процедура  обнаружения и пресечения правонарушений в сфере организации и проведения выборов нуждается в дальнейшем совершенствовании; особенно необходимо создать механизм незамедлительного привлечения правонарушителей к юридической ответственности.

     Привлечение участников избирательного процесса к  конституционно-правовой ответственности  путем применения санкций, предусмотренных избирательным законодательством, возможно только при наличии вины субъекта ответственности в форме умысла или неосторожности, поскольку иное не установлено законом (к указанным мерам конституционно-правовой ответственности относятся, в частности: отказ кандидату в регистрации, если он связан с допущенными кандидатом нарушениями, а не с невыполнением условий регистрации; отмена регистрации кандидата).

     Конституционно-правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

     Конституционно-правовая ответственность избирательных  комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования  весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более  высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

     а) нарушение комиссией избирательных  прав граждан, повлекшее за собой  признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

     б) неисполнения комиссией решения  суда или вышестоящей комиссии;

     в) невыполнения комиссией обязанности  по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной  избирательной комиссией (последнее  основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

     Фактически  комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая  кандидатам в регистрации, но если она  потом «смиряется» с решениями  вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

     Кроме того, представляется необходимым, чтобы  избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

     Конституционно-правовая ответственность члена избирательной  комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности.

     Характерной чертой современного состояния законодательства об ответственности по избирательному праву является то, что в настоящее время соответствующие правовые нормы рассредоточены по всему массиву нормативных актов, а специальных федеральных законов, предназначенных для регулирования проблем ответственности по избирательному праву в частности и конституционной ответственности в целом, не существует. Такой законодательный акт должен быть принят в форме федерального конституционного закона и должен конкретизировать нормы Конституции Российской Федерации по аналогии с другими источниками традиционных видов юридической ответственности и определить юридические основания для наступления неблагоприятных последствий конституционной ответственности, процедурные вопросы, а также закрепить механизм параллельного применения мер ответственности разной степени тяжести, выявления пределов ответственности, замены одних видов ответственности другими и др., выполняя для государственно-правовой ответственности роль кодекса.

Список  использованной литературы

 

Нормативные акты 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №32. - Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 410.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.04.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1. - п. 3 ст. 14.25.
  6. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -  № 46. - ст. 4532.
  7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -  2002. - № 30. - ст. 3012.
  8. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.
  9. Федеральный закон Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - ст. 171.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.
  11. Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.07.2007) // Российская газета. - 1992. - № 32.
  12. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
 
 

Литература 

  1. Автономов А.С., Бузин А.Ю., Иванченко А.В., Кривцов  В.И., Кынев А.В., Любарев А.Е. Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. - М.: Независимый институт выборов, 2005.
  2. Биктагиров Р.Т. Работа с обращениями граждан в избирательных комиссиях: организационно-правовые аспекты // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2002. - № 7(133). - С.42.
  3. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. - М.: Спарк, 2005.
  4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Юрайт, 2006.
  5. Булатов A.C. К вопросу о позитивной юридической ответственности // Вестник Ленинградского Государственного Университета. - 1984. - №17. - С. 127.
  6. Бурков А. П. Судебная защита избирательных прав граждан // Личность и государство на рубеже веков: сборник научных статей / Под ред. В. В. Невинского. - Барнаул, 2000.
  7. Вестник ЦИК РФ. - 2000. - № 21. - С. 74.
  8. Вешняков A.A. Развитие избирательного права и законодательства: итоги и перспективы // Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999). - М.: Проспект, 2000. - С. 2.
  9. Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. - 2003. - № 2. - С. 20.
  10. Витрук Н В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2006. - С. 35-36.
  11. Волченко В.Н. Соотношение конституционной ответственности и ответственности за нарушение избирательных прав граждан // Конституционно-правовая ответственность: Проблемы России, опыт зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2006. - С. 313-317.
  12. Волченко В.Н. Соотношение конституционной ответственности и ответственности за нарушение избирательных прав граждан // Конституционно-правовая ответственность: Проблемы России, опыт зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2006.
  13. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. - М.: Феникс, 2008.
  14. Игнатенко В.В. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе // Академический юридический журнал. -2002. - № 3. - С. 18-29.
  15. Климова Ю.Н. Юрисдикционное правоприменение мер ответственности за нарушение избирательных прав / Политическая криминология. - Нижнекамск: МГЭИ, 2006.
  16. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Велби, Проспект, 2008.
  17. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. - 1997. - № 2. - С. 86-91.
  18. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - М.: Проспект, 2005.
  19. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
  20. Колюшин Е.И. Право и финансирование выборов. - М.: Проспект, 2006.
  21. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая. - М.: Норма, 2006. - С. 188.
  22. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристъ, 2006.
  23. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. - 2001. - № 10. - С. 29-32.
  24. Мозолева Т.Г. Понятие конституционно-правовой ответственности в избирательном праве // Журнал российского права. - 2005. - № 1. - С. 25-26.
  25. Морозов В. Вешняков против партийной коррупции // Российская газета. - 2002. - № 230.
  26. Охотников Р.А. Избирательные споры и юридический механизм защиты избирательных прав граждан // Правоведение. - 2006. - № 6. - С. 10-19.
  27. Подшивалов В.Е. Ответственность по избирательному праву: Особенности юридической природы // Академический юридический журнал. - 2000. - № 1 (1). - С. 45-52.
  28. Смирнов П.В. Меры конституционного принуждения в избирательном праве Российской Федерации. Сургут, 2005. С. 14-15.
  29. Сопельцев Н.С. Проблемы юридической ответственности в избирательном праве // Вестник Челябинского университета. - Серия 9. Право. - 2002. - № 1(3) . - С. 54-58.
  30. Табиханов А.Д. Проблемы ответственности за нарушения избирательного законодательства // Академический юридический журнал. - 2000. - № 1 (1). - С. 11-17.
  31. Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: БЕК, 2005.
  32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт-М, 2006.
  33. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - № 7. - С. 35-43.
  34. Штурнев А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер. - Владивосток, 2004.

Информация о работе Ответственность по избирательному праву РФ